Реформа отечественной археологии и Великий Новгород: глобальные планы и их локальная экстраполяция
На днях директор Института археологии Российской академии наук Николай Макаров в ходе встречи с министром культуры Ольгой Любимовой предложил реформировать российскую археологию.
По замыслу академика, стратегическая программа развития археологии в нашей стране состоит из целого ряда важнейших позиций. Из них на первом месте — создание новой жизнеспособной системы передачи в музеи археологических коллекций и их хранения.
Сегодня процедура постановки артефактов на учёт настолько сложна, что музеи зачастую отказываются принимать массовый материал. А ведь он также необходим для научной работы, как и яркие индивидуальные находки. Решением проблемы может стать упрощение процедуры приёма на учёт массового материала и создание специализированных фондохранилищ.
Далее — необходима поддержка археологической исследовательской и хранительской работы в музеях, восстановление упразднённых археологических подразделений, создание условий для более масштабного участия музейных работников в спасательных археологических раскопках. Ранее специализированные музейные подразделения традиционно составляли важнейшую часть археологической инфраструктуры страны. Однако в последние десятилетия археологические отделы во многих региональных российских музеях были закрыты. В связи с этим в 2020 году доля выданных музейщикам открытых листов на археологические полевые работы составила лишь 4% от их общего количества. По замыслу Николая Макарова, именно музеи должны стать опорными точками для изучения и сохранения археологического наследия в регионах России.
Одна из наиболее болезненных проблем — несанкционированные раскопки, систематическое разграбление археологических памятников и незаконный оборот найденных там предметов (ранее об этом неоднократно рассказывали «53 новости»). Необходимо разработать комплекс мер, способствующих эффективной полномасштабной борьбе с чёрными копателями. Начать стоит с блокировки сайтов, на которых ведётся торговля их «добычей».
Разграбленный славянский курган в урочище Ченцово, что находится на территории Пестовского района.
В последнее десятилетие исполнителями археологических работ всё чаще выступают коммерческие организации. В связи с этим для сохранения археологического наследия к раскопкам необходимо чаще привлекать государственные бюджетные научные и культурные учреждения. Следует скорректировать действующие подходы к организации раскопов — точнее определять границы археологических памятников в зонах хозяйственного освоения, планировать строительство объектов современной инфраструктуры вне зон археологических памятников.
Наконец, требуется широкая и системная популяризация науки: создание онлайн-карты «Археологические памятники России», демонстрация археологических объектов в ландшафте и городской среде. Такая практика вызовет интерес к истории лучше любых лозунгов. Одним из решений для популяризации археологического наследия, по мнению академика Макарова, может стать создание на местах раскопок смотровых площадок и выставок.
Поскольку Великий Новгород и наука, о которой идёт речь, давно уже стали чуть ли не синонимами, корреспондент «53 новостей» не смог не поинтересоваться мнением относительно всего вышесказанного специалиста, представляющего местную музейную археологию. Вот как прокомментировала ситуацию руководитель Центра археологических исследований Новгородского объединённого музея-заповедника Ольга Тарабардина:
– К счастью, Новгородскому музею удалось избежать участи многих региональных коллег — у нас археологическая служба существует с 60-х годов прошлого века. В 90-х на смену отделу пришёл Центр археологических исследований, в этом формате до сих пор и работаем. Соответственно, музей сохранил возможность проводить археологические исследования, активно сотрудничая с коллегами из академических институтов, МГУ и НовГУ в деле изучения и сохранения новгородских древностей.
Ведутся исследования на XVI Троицком раскопе
В этом смысле следует отдать должное руководству Новгородского музея, которое, прекрасно понимая значение археологии для нашей древней земли, несмотря на различные сложности, нашло возможность развивать науку. Считаю очень важным, что руководитель основного археологического учреждения страны — академик Макаров — обращает внимание на необходимость поддержки музейной археологии. К сожалению, во многих музеях такого рода деятельность полностью отсутствует. А ведь важно не только хранить коллекции, но и заниматься их изучением, вести самостоятельные исследования.
Хранение массового археологического материала — проблема не новая. На протяжении последних лет представители научных учреждений, музеев, министерств активно обсуждают вопрос о строительстве для археологических материалов. По мнению профессионального сообщества, строительство таких специализированных хранилищ позволит решить проблемы их хранения и создаст условия для изучения. Кстати, в своё время рассматривалась даже возможность создания фондохранилищ не для одного музея, а сразу для нескольких.
Ещё один аспект проблемы заключается в следующем — сегодня наука развивается настолько быстро, что нам трудно предугадать, какую информацию мы сможем извлечь из керамики или, к примеру, костных останков через через несколько десятилетий. Возможно, их информационный потенциал за это время возрастёт в разы. А потому крайне важно сохранить археологические материалы, чтобы обеспечить доступ к ним исследователям, которые придут нам на смену. Более того, хранилища основных коллекций также требуют модернизации. К примеру, в Великом Новгороде, как и во многих других городах, под них приспособлены исторические здания, где не всегда существует возможность создать условия для хранения археологического материала, хотя музеи делают для этого всё от них зависящее. Оптимальное решение проблемы — создание современных, специально оборудованных для подобных целей зданий.
– По всей видимости, спрашивать Вас об отношении к так называемой «чёрной археологии» вряд ли имеет смысл ввиду очевидности ситуации…
– Совершенно верно, здесь всё предельно понятно. Замечу — мне очень не нравится сам термин «чёрная археология», поскольку упоминание науки применительно к банальным грабителям попросту неуместно. Эти люди наносят непоправимый ущерб нашему национальному достоянию. А потому оправдания им нет и быть в принципе не может. Тема эта больная и нет ничего удивительного в том, что академик Макаров затронул её в беседе с министром культуры РФ.
– Насколько я помню, создание на местах раскопок смотровых площадок и выставок для новгородских археологов — уже опробованная практика?
– Конечно же, мы понимаем, насколько это интересно и важно. Вы правы — в Великом Новгороде существует позитивный опыт демонстрации научных археологических раскопок. Имеется в виду находящийся на территории древнего Людина конца Троицкий раскоп, где несколько лет назад был создан «Театр времени». Цель этого проекта заключается в том, чтобы все желающие — и новгородцы, и гости города — в ходе экскурсии могли не только получить информацию об археологическом изучении Великого Новгорода, но и наблюдать в динамике за процессом исследований культурного слоя. При этом всё происходящее комментируют компетентные музейные работники. В дальнейшем по возможности будем развивать этот опыт.
Фото № 1, 3 и 4 — Михаил Рогалев, №2 — Алексей Виноградов.
Источник: 53 новости