Безграничные возможности
Малому и среднему бизнесу Новгородской области помогают развивать экспортные продажи
Нужно ли объяснять важность поставок товаров на экспорт? Выгоды работы с иностранными оптовыми и индивидуальными покупателями очевидны — расширение покупательской аудитории в масштабе планеты, выход на миллионы потенциальных контрагентов. Кроме того, электронные торговые площадки позволяют протестировать рынок, почувствовать спрос и прогнозировать будущие поставки.
Помощь от центра поддержки экспорта
Именно поэтому в Новгородской области одним из направлений развития экономики региона стала поддержка экспорта товаров местных производителей. Эти мероприятия проводят в рамках реализации региональных составляющих национальных проектов «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», «Международная кооперация и экспорт» при содействии министерства инвестиционной политики, Агентства развития Новгородской области и центра «Мой бизнес».
– Пандемия отразилась на работе наших экспортёров, впрочем, как и всего российского бизнеса, – прокомментировал министр инвестиционной политики Новгородской области Денис Носачёв. – Закрытие границ привело к снижению объёмов экспорта. За девять месяцев текущего года он составил порядка 990 миллионов долларов США, что на 19 процентов меньше по сравнению с аналогичным периодом 2019 года. Вместе с тем количество экспортёров выросло на 11 единиц за счёт малого и среднего бизнеса. Безусловно, мы поддерживаем тех, кто делает первые шаги на зарубежных рынках. Например, с этого года есть субсидия за первую экспортную поставку. Мы компенсируем до 80 процентов затрат на логистику.
Продолжая тему поддержки новгородских производителей за рубежом, нельзя не рассказать о работе Новгородского центра поддержки экспорта. Он играет здесь ключевую роль. Центр был создан в рамках целевой подпрограммы «Развитие малого и среднего предпринимательства в Новгородской области» и является подразделением Новгородского фонда поддержки малого предпринимательства, а потому в его приоритете помощь именно малому и среднему бизнесу.
Бизнес-миссия в Катар.
Важно!
С 2011 года в регионе работает Новгородский центр поддержки экспорта.
Главные направления работы Центра:
● консультирование по вопросам экспортной деятельности;
● организация участия компаний в выставках, ярмарках в России и за рубежом;
● продвижение новгородских компаний за границей;
● организации встреч и переговоров с иностранными партнёрами;
● экспертиза внешнеэкономических контрактов;
● создание сайтов компаний на иностраннах языках, перевод документов;
● помощь в сертификации продукции;
● образовательная поддержка бизнеса;
● размещение на международных маркетплейсах и др.
Получить помощь по всем названным направлениям в Новгородском центре поддержки экспорта бизнес может бесплатно и на условиях софинансирования. Главная цель НЦПЭ — расширение числа представителей малого и среднего бизнеса, реализующих товары за рубежом.
Выход на электронные торговые площадки
Одним из приоритетов работы Центра, наиболее актуальных во время пандемии коронавируса, стало продвижение новгородских производителей на международных торговых электронных площадках. За время действия экономических ограничений порядка 40 компаний региона разместили свою продукцию и услуги на таких электронных площадках, как Europages, eBay, Etsy, Alibaba, DTAD, All.biz. В ближайших планах Центра вывести новгородский бизнес на площадки Amazon и Fordaq. Работа уже идёт.
Важно! Среди новгородских компаний, решивших выйти на электронные торговые площадки, — производители изделий из кожи, ёлочных игрушек, украшений ручной работы, одежды, посуды, продуктов питания, электрокомпонентов, освещения, газотурбинного оборудования, компенсаторов, мебели...
Необходимо понимать, что каждая торговая площадка имеет свои особенности. Глобально они делятся на два типа — B2B и B2C. На площадках, работающих в формате B2B («би ту би»), юридические лица заключают сделки друг с другом. Здесь производители могут осуществлять оптовые продажи. Площадки B2C («би ту си») — пространство для розничной торговли, место для поиска конечных покупателей. Для производителей важны и те, и другие площадки.
Различаются торговые площадки и по товарному ассортименту. К примеру, Fordaq специализируется на товарах лесопереработки. На ней можно приобрести всё, что связано с древесиной — от досок до домокомплектов.
Etsy, которой активно пользуются новгородские предприниматели, уникальна тем, что продаёт подарки, украшения и товары для рукоделия. Иными словами, уникальные изделия.
– На этой площадке представлены винтажные ёлочные шары ручной работы, кружки с берестяной окаёмкой, украшения, изделия из кожи, – рассказала директор Новгородского центра поддержки экспорта Татьяна Лаврентьева.
Помимо этого, торговые площадки можно условно поделить по территориальному принципу. Alibaba в большей степени ориентирована на азиатский рынок и арабские страны. Europages, как следует из названия, наиболее популярна в Европе.
Важно!
В ближайших планах Центра поддержки экспорта вывести новгородский бизнес на электронные торговые площадки Amazon и Fordaq.
Новгородский центр поддержки экспорта развивает также связи с внутристрановыми площадками. Предпринимателям выйти на них сложнее, чем на международные маркет-плейсы. В частности, похожей площадкой является Amazon, который не работает с российскими юрлицами. Чтобы появиться на его сайте, нужно зарегистрировать своё предприятие в Европе или наладить сотрудничество через представительство европейской компании. На похожих условиях работает Fordaq, внутрикитайская площадка Epinduo или казахстанская площадка Satu, с которой НЦПЭ тоже планирует сотрудничать.
– Мы заключили контракт с сервисным партнёром о размещении новгородских товаров на площадке Amazon, крупнейшей площадке мира по розничной торговле, – рассказала Татьяна Лаврентьева. – Это значительно упростит выход новгородских производителей на эту платформу. На сайте Amazon новгородским производителям создадут индивидуальные витрины, помогут разобраться в нюансах работы на площадке, чтобы далее компании смогли самостоятельно развиваться на этом маркетплейсе.
Наиболее доступной для российских производителей является хорошо известный россиянам eBay. Свой аккаунт на нём можно создать бесплатно. Но существуют площадки, где за создание витрины со своими товарами, повышение рейтинга и позиции в поисковой выдаче необходимо вносить абонентскую плату. Удовольствие это дорогое, но в этом новгородскому бизнесу помогает Центр поддержки экспорта. НЦПЭ зарегистрировался в качестве продавца на площадке Alibaba, и в случае поступления заказов переадресует покупателей к новгородским производителям.
Однако это не значит, что сами предприниматели просто сидят и ждут, когда им поступит долгожданный заказ. Они также должны заниматься развитием своих витрин на электронных площадках. Это не простой процесс, которому нужно учиться.
– Нужно тщательно работать с аккаунтом, товарными карточками, следить за статистикой, конверсией, обновлять товарные позиции, вовремя отвечать на все запросы и отзывы, вовремя отгружать товары, – объясняет нюансы Татьяна Лаврентьева. – Чем дольше магазин работает на торговой площадке, чем выше у него рейтинг. Чем выше рейтинг, тем выше товар в поисковой выдаче. Это повышает шансы компании найти покупателей.
Обучение работе на маркетплейсах
В рамках обучения НЦПЭ организует в Новгородской области бесплатные семинары Школы экспорта АО «Российский экспортный центр» (РЭЦ). Такие мероприятия проводят в регионе с 2018 года — после подписания соответствующего соглашения между региональным министерством инвестиционной политики, «РЭЦ» и Школой экспорта РЭЦ.
С 2019 года семинары проходят в рамках реализации нацпроектов «Международная кооперация и экспорт» и «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы». В 2020 год прошло уже 10 таких семинаров.
Результаты всей этой работы приносят свои плоды. Новгородские экспортёры стали одними из лучших на Северо-Западе. В сентябре единая окружная конкурсная комиссия Всероссийской премии «Экспортёр года» определила 11 победителей в СЗФО.
Важно! Новгородские экспортёры стали одними из лучших на Северо-Западе.
По решению комиссии, состоящей из представителей федеральных министерств, «РЭЦ» и предпринимательских объединений, победителями стали как представители малого и среднего, так и крупного бизнеса. Среди призёров есть представители Новгородской области.
Так, ПАО «Акрон» победило в номинации «Новая география». Химические предприятия «Акрона» расположены в Великом Новгороде и Смоленской области. Группа ведёт добычу фосфатного сырья в Мурманской области и реализует проект по разработке калийного месторождения в Пермском крае. У «Акрона» собственная транспортно-логистическая инфраструктура, включающая портовые терминалы на Балтике и сбытовые сети в России и Китае. В номинации «Прорыв года» второе место у ООО «Комета-С». С 1998 года предприятие выпускает автосервисное оборудование. Сегодня компания производит широкую линейку трансформаторных зарядных устройств. Ассортимент продукции — более 60 позиций. В 2019 году «Комета-С» заключила крупный экспортный контракт с Арменией.
Напоследок добавим, что предпринимателю совсем необязательно создавать свои витрины на всех международных маркетплейсах. В Новгородском центре поддержки экспорта каждому предприятию и бизнесмену помогут подобрать ту электронную площадку, которая соответствует специфике его бизнеса. Дальнейшее зависит от производителя. Сможет ли он найти своего покупателя, обеспечить нужное качество товара или услуги — всё в его руках.
Источник: 53 новости