Анатолий Федотов: «Я депутат от территории»
Источник: «Альманах Провинциальное время»
Я продолжаю цикл диалогов, интервью с депутатами Думы Новгородской области. Сегодняшний мой собеседник, Анатолий Александрович Федотов, в депутатах уже много лет. Трудно найти человека опытнее. К тому же, Анатолий Александрович человек, который возглавляет успешный бизнес и уж точно, на мой взгляд, подался в депутаты не за сладкими пряниками. А зачем? Давайте разберемся вместе.
- Анатолий Александрович, мне хочется начать с середины. Когда я знакомился с Вашей биографией перед интервью, узнал, что Вы защитили кандидатскую диссертацию по экологии. И сразу возник вопрос: как Вы оцениваете экологическую обстановку в Великом Новгороде и районах? Акрон, Флайдерер, строительство нового моста… То, что у всех на слуху.
- 20 лет назад, когда начался этот дикий, стихийный рынок, я занимался торговлей продуктами питания. В то время не было защиты рынка вообще. В то время я думал, что я всю жизнь буду этим заниматься. Этот проект не сложился. Но параллельно я стал получать базовое образование, чтобы понимать то, чем занимаешься. И тогда были вскрыты такие вещи, которые и сейчас толком никто не анализирует.
- О продуктах питания?
- Да. У меня тема диссертации была: наличие тяжелых металлов в тканях животных, из которых делаются мясные продукты. И я волей судьбы столкнулся с тем, что у продукта, который предложен покупателю в розничной торговле, нет и половины той защиты, которая должна быть. Есть там радиация тяжелые металлы, или нет, проходит ли проверка на нитраты… Тогда это никто не контролировал. Что сейчас происходит, я не знаю. Может быть, сейчас подобный контроль и осуществляется массово. Я, честно говоря, сомневаюсь. Раньше как было? Приехала фура с окорочками, вышел мужик, об асфальт бахнул эту замерзшую массу, ящик поставил и тут же продает. Надо же было все это в нормальное русло направить! Поэтому я стал изучать вопросы, два года потратил, защитился.
- Защитились в Новгороде?
- Да, в Новгороде, в 1996 году. Но потом, повторюсь, проект не сложился и я занялся другим видом бизнеса.
- Вернемся к вопросам современной экологической ситуации?
- Про Акрон все забыли, как только наступили рыночные отношения. Все поняли, что там работает порядка 6000 человек и он дает 25% в областной бюджет. А ведь были планы в конце 80-х закрыть Акрон, именно из-за экологии. Что касается Флайдерера… Я могу судить о проблеме только из официальной печати. Но если у людей есть сомнения, они должны быть развеяны. Чтобы не было такого: труба дымит, но вы не вздумайте про это говорить. Что до экологии в городе. Я не знаю, чем объяснить, но когда мои дети были маленькие, у нас в одном подъезде все дети заболели бронхиальной астмой. Чудес же не бывает? Контроль за ситуацией, конечно, должен присутствовать. Но у нас как происходит? Множится количество проверяющих организаций, увеличиваются платежи предпринимателей. Реального же контроля не было и нет.
- Ну а ситуация в городе?
- Безусловно, наш город не самый худший по экологии, если смотреть по Северо-Западу. Но есть над чем работать. Выбросы в реку Волхов, выбросы в атмосферу и самое главное, это бытовой мусор. Мы сейчас не придаем этому значения, но у нас тьма мусора летит на дороги. В сочетании с отсутствием культуры сбора и переработки этих отходов, культурой сбора и переработки пищевых отходов это может вылиться в большую проблему. Не меньшую, чем выхлопы от предприятий.
- А по поводу моста?
- Я же давно депутат. Сначала был депутатом в городе. Когда мы принимали Генплан, нам говорили, что здесь пойдет федеральная дорога и если включим в генеральный план развития мост, то на него пойдут федеральные деньги. Генплан приняли. Потом как-то понятия подменились. Нам сказали: нужен мост, поэтому, так уж и быть, бюджет будет изредка подбрасывать деньги. Я начинаю возражать, трасса же федеральная, федеральный бюджет обязан финансировать строительство моста… Мое мнение по мосту таково: эта проблема на долгие годы вперед. Во-первых, неизвестно, какой поток транспорта будет. Явно не маленький. Во-вторых, автомобилям надо как-то доехать до моста. Кучу дорог надо строить. И главный вопрос в том, куда денется армада машин, которая переедет Волхов по новому мосту. Ну выедет она на Державина, а дальше? Куда им деваться, ехать на Синий мост? Сам-то проект стоит восемнадцать миллиардов, шесть миллиардов стоит только мостовой переход. А сейчас сводится к тому, что все, кто против строительства моста, те за наличие пробок в городе.
- Вы хотите сказать, что третий мост в этом виде проблему транспортного коллапса не решит?
- Если пробка, допустим, на площади Строителей, кто-то поедет по третьему мосту? Может, он бы и поехал, но как? Я сторонник тех, кто говорит: если бы эти деньги, шесть миллиардов, были бы отданы городу, то на них можно было бы построить несколько путепроводов и решить транспортную проблему. Например, улицу 8 Марта соединить с проспектом Мира. Продлить Колмовскую набережную. И так далее. Но постоянно уходит из зоны внимания, что это федеральная дорога. Постоянно говорят, что это нужно нам, городу, для того, чтобы не было пробок. Дай Бог, если я ошибаюсь сейчас в своих рассуждениях, но мне кажется, что строительство нового моста усугубит наши проблемы.
- Анатолий Александрович, как получилось, что Вы пришли в законодательную власть? И зачем это Вам?
- Я был депутатом всех созывов городской Думы, сейчас в Думе области. Как я оказался в политике? Александр Владимирович Корсунов формировал свою команду. Как я сейчас думаю, это было так. К сожалению, у него это уже не уточнить. Он формировал первую городскую Думу. Там были представлены рабочие, колхозники и должен был быть кто-то из бизнеса. А я только начинал свои пути в бизнесе, полных мне было тогда 34 года. Мне предложили поучаствовать в выборах, тогда было всего шесть депутатов от шести округов. Кроме меня, на округ был еще один кандидат, преподаватель университета. Когда я начал свои первые предвыборные шаги, у меня дрожал голос во время выступления, я очень волновался. Честно говоря, на меня махнули рукой, посчитали запасным. Вот в этот момент я поймал кураж. У меня был уже к тому времени был оплачен эфир на радио, составлен график встреч с избирателями. К концу я уже сам себя не узнавал. В результате, я очень успешно выиграл эти выборы, меня поздравили с этим. Но все равно, надо мной висело, что мое избрание это элемент случая. Весь первый созыв Думы. И когда были вторые выборы, по той же схеме, шесть депутатов, я решил доказать, что пришел не случайно. Я за год стартовал с этими выборами. В результате, когда началась уже предвыборная кампания официально, то никто не хотел заявляться на мой участок, кроме меня. И мне пришлось уговаривать одного предпринимателя, чтобы он тоже принял участие в выборах.
- Не заявились потому, что не было шансов?
- Я считаю, что да. Выборы «бой с тенью», то, что мы имели, к примеру, на выборах губернатора, мне хорошо знакомы. Я примерно представляю, какая там тактика и стратегия. Как это сложно, найти соперников в условиях, когда все и так знают, что ты проходишь. Как себя вести, что делать, чего не делать. Я набрал тогда 76% и считал, что это очень мало. Тогда еще была графа «против всех». Потом оказалось, что это чуть ли не лучший результат! К тому же, на подобных выборах, в городскую Думу, была своя специфика. Директора заводов, руководители крупного бизнеса выставляли свои кандидатуры. И в случае проигрыша, а шанс проиграть есть всегда, теряется большая часть авторитета, страдает репутация.
- А третий созыв?
- На третий созыв мы уже шли приличной командой, было 25 депутатов. Я уже был как старший, всех натаскивал. Мы взяли шесть кандидатов, думали, из них три пройдут. Прошли все. Ну а пять лет назад Дума третьего созыва досрочно прекратила свое существование. Я попрощался в округе, на банкете сказал, что я из политики ухожу. Тем не менее, я пошел на четвертый созыв. На тех выборах я набрал уже 78% голосов. И если честно, я себя в четвертом созыве чувствовал уже второгодником. Там работать, безусловно, интересно, но многие ситуации моделируются и многие вопросы повторяются. Можно было просто до конца созыва дойти и тихо раствориться, но я решил заявиться в областную Думу.
- Там интереснее? Уровень принятия решений выше?
- Я не знаю, может быть, коллеги по областной Думе обидятся на меня, но там все более академично, по прикладному сценарию… Допустим, правила уборки, правила благоустройства. Они касаются всех и каждого. В городской Думе больше конкретики, что называется, движухи. Распределяются средства на конкретные улицы и даже конкретные детские садики. Правила выгула животных. Парковочные места. Конечно, нельзя говорить, что областная Дума принимает менее важные решения. Есть такое понятие как межбюджетные отношения. Областная Дума может так принять бюджет области, что бюджет города станет, как общипанная курица. Что, собственно, и происходит.
- Ваш округ городской?
- Да. Пятый. Причем, я одномандатник.
- А как отношения с партиями? В частности, с партией власти?
- Я беспартийный. Я застал и «Выбор России» и «Наш дом Россия». Я ни там, ни там не был, но на выборах они все время меня поддерживали. Выборы это всегда сложный вопрос. Для того, чтобы убрать эту ненужную междоусобную войну на округе, идут переговоры. Кто кого поддержит, или не поддержит. На выборы в областную Думу я шел при поддержке партии «Единая Россия», не будучи членом партии.
- И в состав фракции Вы не входите?
- Нет.
- Вот не думал, что в нынешней областной Думе есть независимый депутат.
- Даже два. Юрий Николаевич Зернов и я.
- Значит, Вы голосуете не так, как решит фракция? Чем Вы руководствуетесь, когда принимаете решение по голосованию?
- У меня большой опыт голосования. Руководствуюсь я, в первую очередь, здравым смыслом. Если у меня есть вопросы, у меня есть возможность их задать. Я их задаю на Думе. Это не означает, что я все время голосую «за». Я очень часто голосую «против».
- Например, против чего Вы голосовали?
- Например, я голосовал против избрания Дмитрия Кривицкого сенатором. Потому что выдвигал свою кандидатуру.
- Это не было какой-то игрой?
- Нет, не было. Приведу пример. Когда голосует Коммунистическая Партия Китая, даже у них кандидатов больше, чем мест. А сенатора Кривицкого пытались избрать безальтернативно. Мое голосование было неожиданно для всех. И вопрос был поднят для всех неожиданно, мне не с кем было это обсуждать.
- А что касается 10% барьера? Как Вы голосовали и почему?
- По 10% барьеру я голосовал «за». Объясню, почему. Кто-то сказал, что выборы губернатора это шаг навстречу демократии. Ни я, ни кто-то из моих знакомых, близких мне людей никогда не ставили выборы губернатора основным условием существования демократии. Понятно, что в нашей дотационной области очень много зависит от связи губернатора с Москвой. У кого будут лучше связи с Москвой, тот и будет лучше управлять. Это первое. Если коротко, я не считаю, что выборы губернатора были очень нужны и настолько важны.
- Есть и второе?
- Есть! Ни одна из фракций не просила меня поддержать ее позицию в голосовании по 10% барьеру. У меня складывалось такое ощущение, что это ненужно было никому.
- Даже политическим противникам?
- Даже политическим противникам… А кто противники? Коммунисты? ЛДПР? Справедливая Россия? Лезть же голыми пятками на шашку и портить со всеми отношения из-за 10% барьера, который устраивал, по сути, всех… Зачем?
- Но публично кто-то из них выступал.
- Понимаете, если ты хочешь принять решение на Думе, есть определенный алгоритм действий. Вносится законопроект, визируется, ведутся переговоры. А выступление перед камерами это совершенно другое. Это речь на публику. И еще, о том, почему не было альтернативы. А кто мог успеть раскрутиться за это время? Выборы объявили в июле. У Сергея Герасимовича Митина был предвыборный фонд порядка 29 миллионов рублей. Представляете, кто-то должен был потратить аналогичную сумму почти без шанса на успех? Это все равно, что бежать 10000 километров. Кто-то начал за три километра до финиша, а кто-то с нуля.
- Анатолий Александрович, Вы сейчас говорили про дотационность бюджета. На самом деле, это мой любимый вопрос. В отличие от чиновников, которые привыкли деньги распределять, доставая их из тумбочки, Вы прекрасно знаете, как они в тумбочке появляются. И разговор о дотационности бюджета и необходимости выбивать деньги непонятен в Вашем случае. На мой взгляд, мы ни на шаг за пятилетку Сергея Герасимовича не приблизились к уменьшению дотационности бюджета.
- Есть бюджет защищенных статей и есть бюджет развития. Незащищенные статьи у нас деньги заложены по схеме «доходы-расходы». А на строительство тех же мостов, спортивных комплексов и прочего деньги да, приходится выбивать. К сожалению, вся вертикаль именно так устроена. Нужно придти и выбить. Можно бюджет сделать бездотационным. Можно! Но в этом случае у нас не будет бюджета развития. Дмитрий Игнатов в интервью Вам сказал, что он депутат от бизнеса. В отличие от него, я депутат от территории. В бюджетных отношениях меня больше всего интересуют межбюджетные отношения Великий Новгород – Новгородская область. Проще простого сделать бюджет бездефицитным. У нас, внутри области, тоже есть доноры. Это Новгород. Есть бездефицитные районы. Чудово, Старая Русса, Боровичи иногда выходят на ноль. Можно все деньги из города забрать, а потом ему возвращать дозировано. Что сейчас и происходит. Я сторонник того, чтобы переломить эту тенденцию. Я хочу, чтобы деньги, которые заработала территория, там бы и оставались. Не все забрать, а потом давать, как сейчас происходит с федеральным центром и т.д. И я бы остерегся этих громких фраз, что Митин ничего не сделал для уменьшения дефицита бюджета.
- Ваше мнение о перераспределении полномочий по вертикали федеральный центр - область - территория?
- Действительно, ходят разговоры, что федеральный центр должен передать часть полномочий в область. Полномочия и деньги. А область должна передать часть полномочий и денег в муниципалитет. По крайней мере, так декларируется на федеральном уровне. На деле идет пока по другому. Я задавал этот вопрос губернатору Митину. У нас была возможность задать вопросы в письменном виде и получить письменные ответы. Мне ответили, что в других областях область забирает полномочий еще больше.
- Вопрос к Вам как к одному из самых опытных депутатов нашего региона. Скажите, как Вы относитесь к тем молодым людям, которые, не обладая необходимыми знаниями и опытом, все же имеют достаточно амбиций, чтобы планировать стать депутатом Думы Великого Новгорода?
- Я считаю, что выбирать должен народ. Человек может и сам не понять, как он выглядит со стороны. У человека может быть тысяча друзей в Контакте и по двести лайков в день, но когда он выйдет к избирателям, он может не связать двух слов. Он сразу поймет, кто он такой и уйдет сам. У нас какая молодежь есть, такая и есть. Пусть они хотя бы поймут, что представляют из себя. Может, дело ограничится этапом визита в Избирком.
- Лучший фильтр — это выборы?
- Да, но только если человек идет по одномандатному округу. Он заявляется, собирает подписи… Если он идет по партийным спискам, это другое. В моем понимании, Дума не должна выполнять роль горкома комсомола и пионерской организации. Я считаю, что в Думе должны быть представлены все возрасты и все слои населения.
- Каков должен быть социальный, жизненный багаж человека, чтобы он имел право думать в депутатстве? Моральное право быть депутатом?
- Депутат должен быть способен решить вопросы, а не говорить: у меня у самого денег нет, я тоже без денег сижу. Народ разбирается, кого хочет видеть. Депутат это не выборы самых лучших. Не Героя России выбираем. Депутат должен уметь работать. Работать с людьми, решать прикладные вопросы.
- Не получится, что в этом случае выберут самого сладкоголосого?
- Теоретически, это возможно. Один раз выберут, в другой раз прокатят. И потом, у нас 25 депутатов в городской Думе, у нас есть депутаты по округам в областной Думе. Даже если кто-то не будет справляться, вакуума власти не будет. Если человек пробивается в депутаты через территорию, там случайных людей не бывает.
- Имеет ли смысл выбора в городскую Думу по партийным спискам?
- Смотря какую цель ставить. Если мы хотим иметь работоспособный орган законодательной власти, который занимается решением дел, работой, то мой эталон шесть депутатов — одномандатников по шести округам. Поверьте, у меня есть с чем сравнивать. Вариант, когда 15 человек по партийным списком, это перекос. Но я внутри партии никогда не варился. Может быть, если бы я провел много лет в партии, в любой партии, я бы говорил, что избираться необходимо только по партийным спискам. Пока же у меня мнение твердое: одномандатники.
- Анатолий Александрович, Вы ведете прием. К Вам приходят люди с проблемами, с вопросами. С наболевшим. А что может депутат?
- Проблемы бывают разные. Для людей городская Администрация, областная Администрация, депутат городской Думы и депутат областной Думы это все одно и то же. Вот и ходят люди по всем коридорам со своей проблемой. Например, жалоба женщины: врач не дает таблетки. А я директор фармацевтической фирмы, говорю, давайте, я помогу. Врач говорит, что ей не надо столько таблеток! А она говорит: нет, надо! Это из казусов. Или вот: будет суд, пусть он решит что-то в мою пользу. Я должен позвонить судье и сказать, как ей решать дело! И человек на полном серьезе с этим приходит, не понимая, что на суд не имеет права давить никто.
Ну а чаще всего приходят с проблемами ЖКХ. Очень сложно управлять домами, где по 300 квартир. Они никогда не договорятся между собой. Но они все – коллективные собственники дома. И для меня самая тупиковая ситуация на приемах, это когда и одни приходят, и другие. Из одного дома. Каждый ждет решения или одобрения в свою пользу! Но у меня такое впечатление, что 80% людей приходят просто рассказать и поделиться. Крик души. Ну а кто еще будет выслушивать? К чиновнику придешь, 10 минут, прием закончен, следующий. А депутатский прием не лимитирован временем. Сидишь и слушаешь часами от кнопки в лифте до поборов в детском саду. И я буду сидеть, буду слушать каждого. Назвался груздем – полезай в кузов. Но самое главное, это завышенные ожидания от депутатов и непонятно сформулированные требования, просьбы. Если человек пришел, за ним стоит целый дом и они четко знают, чего хотят, то мы вместе добиваемся результатов.
- Хочу спросить о бизнесе и депутатстве. Кем Вы себя ощущаете прежде всего, руководителем фармацевтической кампании или депутатом областной Думы? Мешает ли одно другому, помогает ли?
- А зачем тогда пошли? Вы ведь так и не сказали, зачем Вам депутатство.
- Я больше времени трачу на депутатскую работу, чем на работу по бизнесу. Мне интересно, как моя деятельность отразилась на результатах. Я на выборах не затрачиваю сверхусилий, поэтому заявляюсь на следующие выборы. Потом смотрю на результат своей деятельности, это и есть основной побудительный мотив. У меня целая команда людей, актив, помощники в округе, я не могу их просто так бросить. А когда мне кто-то говорит, что идет в Думу, потому что чувствует призвание и нужен людям, я просто не верю. Когда мне кто-то говорит это один на один, я спрашиваю: ты что, с камерой?
- То есть, был азарт победить?
- Да.
- Спасибо Вам, Анатолий Александрович, за откровенный и интересный разговор!
Беседовал Антоний Киш.
Фото Анатолия Федотова предоставлено пресс-службой депутата.
Печатается в сокращении. Полная версия - в Альманахе Провинциальное время
Источник: Ваши Новости