Архивы раскрывают тайны: Как новгородцы праздновали Новый год в 1902-м
В хранилищах государственных архивов Новгородской области — сотни тысяч документов. Прикосновение к каждому вызывает трепет сопричастности подлинной человеческой жизни, закончившейся десятилетия, а может быть и столетия назад, но готовой говорить с нами, живущими сегодня. «53 новости» и государственные архивы Новгородской области публикуют цикл очерков, который может стать бесконечным. Бесконечным, как судьбы людей, стоящие за длинными номерами и шифрами «единиц хранения». Возможно, генетический код нашей земли зашифрован в них…
Празднование Нового года — особая традиция. Кто-то отмечает этот день с особым размахом, кто-то просто переворачивает еще один лист календаря. Но ни один Новый год не обходится без ёлки.
В России обычай празднования Нового года 31 декабря ведет свое начало с Петровской эпохи. Согласно царскому указу от 20 декабря 1699 года предписывалось вести летоисчисление не от библейского сотворения мира, а от Рождества Христова. День «новолетия», до того времени отмечавшийся на Руси 1 сентября, «по примеру всех христианских народов» следовало перенести на 1 января. В указе прописали и то, как организовывать новогодний праздник. В день Нового года было велено пускать ракеты, зажигать огни и украшать столицу — на тот момент Москву — хвоей: «По большим улицам, у нарочитых домов, пред воротами поставить некоторые украшения из древ и ветвей сосновых, еловых и можжевеловых против образцов, каковы сделаны при Гостином дворе». После смерти Петра I рекомендациям в отношении установки елей и других хвойных деревьев следовали мало, а вот новогодние фейерверки и «иллуминации» проходили очень масштабно.
Открытка «С Рождеством Христовым». Начало XX века. Государственный архив Новгородской области. Ф. Р-4517. Оп. 1. Д. 16, Л. 1, 2.
Становление же елки как символа новогодних праздников, а до революционных событий 1917 года скорее рождественских, происходит лишь в XIX веке. Большое количество колонистов из Европы, прежде всего немцев, которые появились в Санкт-Петербургской и окрестных губерниях, тесно общалось с местным населением. Традиции, привезенные с собой, сохранялись и на новом месте жительства, постепенно входя и в жизнь местного населения. Елку на рождественские праздники ставили в императорской семье, да и великие княгини в основном были прусскими принцессами, сохранявшими привычные им обычаи. Из императорской семьи праздник елки перешел сначала в подведомственные императрицам учебные заведения, а затем стал осваиваться дворянскими семьями. Провинция отставала от столицы, хотя и не слишком сильно: разнообразные связи с Петербургом способствовали быстрому распространению елки.
Вот только помещичью усадьбу рождественское дерево завоевывало с трудом. Святки здесь продолжали праздноваться с соблюдением народных обычаев, по старинке. Для устройства же елки необходим был образец, определенные знания и средства. Многие помещики не выезжали в столицу, не было необходимых украшений, сластей, которые обильно использовались в убранстве рождественского дерева. Лишь в последней трети XIX века елка была освоена в помещичьих усадьбах, как в Москве и Петербурге. Впрочем, и в начале XX века сохранились сведения, говорящие о том, что для многих детей елка была невиданным явлением.
Открытка «С Рождеством Христовым». Начало XX века. Государственный архив Новгородской области. Ф. Р-4517. Оп. 1. Д. 16, Л. 1, 2.
Так в заметке «Вестника Новгородского земства» от 27 декабря 1902 года сообщалось, что в Тихвинском уезде Новгородской губернии в имении Тимиревых была устроена для детей елка, на которую собралось так много детей обоего пола, что в доме было трудно поместится. Многим приходилось смотреть лишь в окна. «Дети, никогда невидавшие подобной диковинной елки, сначала были так удивлены, что не смели пошевелиться и освоились только тогда, когда им было предложено спеть песню и дозволено потанцевать. Все пришли на елку одетыми по праздничному и были настолько веселы, что трудно передать». После праздника детям были розданы гостинцы — карандаши, разные игрушки и книги. «Дети так ценят и дорожат этими подарками, что не знают, куда их и положить по приходе домой».
Праздник елки. Вестник новгородского земства. 1901 г. С. 22.
Первоначально елка готовилась взрослыми членами семьи тайно от детей, это был сюрприз. Приближение рождественского праздника и нарядной елки наполняло детские сердца трепетной радостью ожидания приятного. Постепенно семейный праздник разрастался — на елку стали приглашать детей родственников и знакомых. Проводить елки стали и в общественных местах. Широкое распространение получила организация благотворительных елок, как разного рода обществами, так и отдельными людьми. Средства на проведение елок зачастую собирались по подписке внутри определенного слоя городского населения, или складывались из добровольных пожертвований, или же специально выделялись городскими властями.
В «Вестнике новгородского земства» за 1902 года указывалось, что «в Новгороде в числе общественных елок прошедших праздников следует отметить елку, устроенную в помещении ремесленной управы для детей и учеников ремесленников на деньги, собранные по подписке между теми же ремесленниками. Оживление было очень большое».
Распространены были и открытки с поздравлениями с Рождеством, на которых одним из главных атрибутом всегда являлась елка. Пожелания были о благополучной встрече и счастливых проводах Рождества, поздравлениях родных и близких.
Елка, таким образом, в дореволюционное время приобрела по заимствованию из Западной Европы символ «Христова дерева». Свойство оставаться всегда зеленой способствовало превращению ее в олицетворение вечного обновления жизни, возрождения.
После революционных событий 1917 года елка фактически забывается. В тревожные годы люди думали о физическом выживании. И хотя в 1920-е елки возобновились во многих семьях и учебных заведениях, но активного празднования не проводилось. 1 января, Новый год, считался праздничным днем.
Постановление Президиума Ленинградского облисполкома о революционных праздниках и особых днях отдыха на 1929 г. 29 декабря 1928 г. Государственный архив Новгородской области. Ф. Р-139. Оп. 1. Д. 74. Л. 67.
Первоначально нерабочими считались и дни религиозных праздников, в том числе Рождество. Однако, постепенно широкая борьба с религией затронула эту сферу жизни. Рождество объявили праздником капиталистического лагеря. В апреле 1929 года XVI партийная конференция утвердила новый порядок и режим работы — Рождество превратилось в обычный рабочий день. Вместе с этим отменилась и елка, как способствовавшая религиозности детей.
Открытка «С Новым годом». 1970-е гг. Государственный архив Новгородской области. Ф. Р-4517. Оп. 1. Д. 16, Л. 6, 17.
Возрождение праздника началось с 1935 года, но уже не как елки к Рождеству, а как Нового года. Проведение праздничных елок под Новый год было рекомендовано устраивать для пионеров и школьников, в учебных заведениях и в детских домах, в кинотеатрах и на катках. Наряженное елочное дерево стало обязательной принадлежностью советской жизни, и на новых открытках елка стала символом Нового года. А вот основными пожеланиями все также были пожелания счастья, радости, всего самого лучшего и светлого, благополучия и всяческих удач.
Сегодня, несмотря на все перипетии истории, елка продолжает оставаться главным символом праздника, ощущения радости и предвкушения сюрпризов для взрослых и детей.
Открытка «С Новым годом». 1970-е гг. Государственный архив Новгородской области. Ф. Р-4517. Оп. 1. Д. 16, Л. 6, 17.
Екатерина Федоровна Михайлова, заведующая отделом использования документов Государственного архива Новгородской области.
Источник: 53 новости