В боровичском музее можно проследить историю России по ёлочным игрушкам
150 игрушек фабричного производства и ручной работы конца XIX – начала XXI века представлены в музее истории города Боровичи и Боровичского края.
Выставочный проект «В блеске ёлочных огней» погружает гостей в праздничную атмосферу и знакомит с богатой историей новогодних украшений.
Традиция наряжать ёлку пришла к нам из Европы, при Петре I, и постепенно новогодний праздник стал для нас одним из самых любимых. И если до революции елку украшали немецкими стеклянными шарами и самодельными игрушками из ваты, то в советскую эпоху каждая серия игрушек запечатлевала основные события в стране.
Первые советские ёлки украшали красные звезды, игрушки в виде собак-санитаров, полярников и дирижаблей. В военное время вырезали снежинки из бумаги, а на фронтах новогодним убранством служили… перевязочные бинты и пули.
Новогодние игрушки на мирную тематику вновь начали изготавливаться только в 1947 году.
«Когда политические отношения нашего государства с Китаем переходят на дружеские, на советской ёлке появляется китайский фонарик, – рассказывает заведующая Боровичским музеем Ирина Столбова. – В 1949 году, к юбилею Пушкина, были выпущены игрушки с изображением персонажей сказок поэта».
Одна из самых модных тем в эпоху правления Хрущева — сельскохозяйственная. Овощной набор на елке возглавляет «царица полей» — кукуруза.
В начале 1960-х на первый план выходит тема космоса. Фабрики штампуют спутники, космонавтов, ракеты и… инопланетян, в расчете на предстоящий контакт с внеземными цивилизациями.
На ёлке находят отражение успехи советских фигуристов и популярных цирковых артистов. Оглушительный успех фильма Эльдара Рязанова «Карнавальная ночь» вдохновляет на создание ёлочной игрушки в виде часов, на которых стрелки замерли в положении «без пяти двенадцать».
Параллельно стартует и серия игрушек в виде девочек в национальных костюмах, как символ провозглашенного постулата «15 республик — 15 сестер».
Времена Брежнева принято называть эпохой застоя. Ничего существенного в стране не происходит. Фабрики игрушек штампуют однообразные серии шариков, «шишек», «пирамидок», «сосулек» и «колокольчиков».
На закате СССР провозглашается фраза: «Экономика должна быть экономной». В продаже появляются аналоги стеклянных игрушек, но уже из фольги, медный дождик и прочая новогодняя мишура.
В 90-е и российский рынок заполоняет китайская елочная продукция. Выполнена она преимущественно из пластмассы и не всегда была безопасна. А вот производство отечественной игрушки неуклонно сокращается.
В эпоху перестройки импортная игрушка продолжила доминировать. Вместе с ней изменился и общий стиль привычного новогоднего убранства. Теперь ёлка наряжается модно, выглядит сдержанно и лаконично. Казалось, что прежняя зеленая красавица уже никогда не облачится в яркое разноцветье, что делало ее по-домашнему уютной, а сам Новый год — праздником детства.
«В 2000-е елка «американизируется»: появляются маленькие золотые колокольчики, красные банты и Санта Клаусы. И в то же время мы вдруг начинаем задумываться, что все это не наша культура, - отмечает Ирина Столбова. - Одновременно растет интерес к нам со стороны Европы. Все интересуются нашей культурой и традициями, восхищаются русскими морозами, снежными сугробами. Дизайнеры откликаются на европейский интерес.
Начинает возрождаться ёлочная стеклянная игрушка — расписные яркие шары с русской зимой и новогодними узорами.
Первое десятилетие нового века венчает интерес к советской истории и, как следствие, на ёлку стали возвращаться игрушки советской эпохи. Винтаж и сейчас по-прежнему в моде. Теперь в тренде украшения, сделанные своими руками и в кругу семьи. И если еще недавно такие игрушки можно было увидеть только на музейной елке, то постепенно такое оформление все чаще стало входить в праздничный быт.
Всё многообразие украшений можно увидеть в боровичском музее на музейной ёлке-выставке до 26 января.
Источник: 53 новости