Музей Тёсовской узкоколейной железной дороги пополнился новыми экспонатами
Совсем недавно музей Тёсовской узкоколейной железной дороги пополнился еще двумя экспонатами.
Техника, как полагается, крупногабаритная. Это плуговой (он же плужный) снегоочиститель С2-750, из названия которого понятен функционал, и путевой струг УПС-1 №64 — многофункциональная машина. Струг справляется и с уборкой снега, и с земляными работами: формированием новых кюветов, очисткой действующих, оправкой насыпей, земляных откосов, балластов, и с множеством других задач. Огромные боковые железные ножи, похожие на крылья, опускаются до уровня земли или ниже, в зависимости от задачи. Мощная машина легко прорезает глубокие земельные пласты.
Застать плуговой снегоочиститель в парке раритетов музея нам не удалось — машина, несмотря на пенсионный возраст, трудилась на далеком километре узкоколейки. А вот путевой струг 1970 года выпуска гостеприимно прокатил нашу съемочную группу по снежной сказке с двумя узкими параллельными полосами рельсов.
Вновь прибывшая техника не самоходная — тонны старого металла в движение приводит сжатый воздух. В помощниках — локомотив. Этому металлу с богатой историей сейчас требуется не менее года на восстановление. Проржавевшие и неприглядные на фоне других экспонатов машины необходимо зачистить, покрасить, отремонтировать плеши. Конечно, сейчас такой вид не мешает машинам справляться с заданным функционалом и осуществлять содержание и ремонт путей узкоколейки, но к демонстрационному «дефиле» для экскурсионных групп они все же не готовы.
Сотрудник музея Антон Малышев рассказал, что выкупить технику было сложно. Несмотря на то, что машины были в запасе и больше десяти лет стояли без движения у прежнего владельца, расставаться с ними он не хотел. Долгие переговоры всё же закончились удачной сделкой: машины перевезли из Кировской области с торфопредприятия «Дымное». Возможно, что ближайшей весной новые экспонаты задействуют в реконструкции боев Великой Отечественной войны.
На фото ниже — еще один уникальный экспонат, автомотриса АМ-1 № 169, 1962-72 гг постройки. Таких самоходных пассажирских вагонов, рассчитанных на узкоколейку, в Советском Союзе было выпущено всего 297. До наших дней сохранились единицы. Полностью действующая в мире одна, находится она в Румынии. Но и наша, новгородская, тоже будет возить пассажиров, когда будет полностью отреставрирована.
И еще несколько картинок из небычного музея:
Иллюстрации: кадры НТ. Сюжет вы можете посмотреть по этой ссылке.
Источник: 53 новости