В репертуаре новгородского театра «Малый» появился спектакль «Дети ворона» о страшных временах
Говорящие птицы и куклы, туман другого мира и ленинградские дворы-колодцы, будто зачарованный город и пронзительная история. Спектакль для подростков и молодых зрителей, который появился в афише Новгородского театра «Малый», откровенно говорит о неудобных темах и страшных временах, но в очень понятном формате — здесь исторические факты накладываются на фантастический сюжет о том, как мальчик пошел против страха и победил его. Это тревожный, интересный и важный спектакль о времени Того-кого-нельзя-называть.
Юлия Яковлева создала книгу «Дети ворона» из цикла «Ленинградские сказки», смешав магический реализм с историческими реалиями тридцатых годов, эпохи начала Большого террора. Книга вышла в издательстве «Самокат» и сразу обрела как большое количество сторонников, так и тех, кто посчитал, что говорить об истории репрессий с подростками — рано, не ко времени и просто не нужно.
Внезапный ужас, который появляется в жизни двух детей Шурки и Таньки, связан с непониманием, почему невиновных родителей забирает «черный воронок». Вот сначала они — благополучные дети, Марина Вихрова играет заучку-Таньку со скрипичным футляром, Шурка в исполнении Алексея Коршунова — бесшабашный, романтичный, склонный к авантюрам— поднимает бумажку, которую выбросили из товарного вагона, это чье-то письмо родным. С маленького эпизода начинается большая история противодействия страху и его гнетущей атмосфере. Режиссер Надежда Алексеева идет по истории «Детей ворона» как по взрывоопасному ландшафту, но действие здесь бестрепетное, энергичное и стремительное — потому что сила в правде.
Актеры в черных толстовках сначала выглядят как современные люди и античный хор одновременно — они как раз и качнут маятник времени от нас, сегодняшних, привыкших к быстрой информации и фактологии, пригласят в 1938 год, где живет мальчик Шурка.
Костюмы здесь быстро трансформируются — мама в красном беретике в исполнении актрисы Любови Злобиной, суетная, трепетная, порхающая над чадами, и быстро исчезающий папа (Олег Зверев), который вместо красного жилета вдруг одевает золотистый с искрой халат и превращается в сварливую соседку в бигуди, мечтающую заполучить комнату соседей по коммуналке. Помогает изменению времени и видеоарт от художника Анастасии Алексеевой — за спинами актеров он сначала выглядит как большие серые плакаты разного формата, которые оживут видеохроникой, образами птиц, узнаваемыми открытками Ленинграда, превратятся в огромное следящее око или станут порталом, который уводит по лестницам главного героя из страшного серого дома. Здесь видео — тоже своего рода увеличенные пиксели реальности, пиксели складываются в очередь около Крестов, ожидающую передачи, в волшебное ухо, которое может слышать шепот даже Крысы (замечательный эпизод с Мариной Вихровой, очень юморной и яркий, в котором Крыса обретает черты волшебного помощника).
Осиротевшие дети просят помощи у птиц — и тут исторический вектор меняется на фантазийный, птицы обретают человеческие голоса и вздорные характеры.
Элегантные вороны в котелках или свободные серебряные чайки, озорной воробьишка в детдомовской шапке и колготках (Кристина Машевская), самовлюбленный зазнайка-лебедь, рассматривающий свою красоту в зеркале (Олег Зверев) — их образы очеловеченные, иногда юмористические, вышедшие из детской фантазии, гораздо ближе и понятнее, чем недомолвки взрослых о Вороне и его силе. Ворон тоже появится — как кинематографический образ, облаченный в крылья-щиты, будто отлитый из чугуна, способный забрать ребенка и превратить его в куклу.
Отдельно хочется отметить образы детей, которые в виде кукол создала художница Оксана Немолочнова — трогательные, очень индивидуальные лица, которые мальчик Шурка встречает в Сером доме, куда его, как и других детей врагов-народа, забирает безымянная сила Ворона.
Актеры обращаются с куклами-героями с огромной нежностью, у них выразительные жесты, движения, голоса и кажется, что видишь характер каждого мальчика, как бы его не унифицировала его серая казенная одежда. Шурка вырывается из плена серого дома, но в самом спектакле именно Серый дом становится паузой, в которой время спектакля будто замирает.
Страшный образ надсмотрщицы Тумбы, которая в Сером доме дает детям новые имена, создает актриса Любовь Злобина. В самом начале она еще трепетная, хрупкая мама, в Сером доме уже грубая напористая мачеха детям «врагов народа», а в конце — приемная мать, которая стойко, смело и вызывающе забирает детей и спасает их. Такой сложный драматический рисунок замечательно поддерживает талант актрисы, которая находит в своих героинях и нотку иронии, и юмора, и трагического накала, и легкости.
Интересно, что спектакль, несмотря на сложность темы, не оставляет гнетущего впечатления, хотя в нем звучит трагичность момента. Он — яркий пример динамичного разговора с молодым зрителем о смелости и преодоления страха, в котором есть так любимая молодыми нота фантастики, юмора и геройства. Он создан современными яркими выразительными средствами с блестящим актерским ансамблем (всего четыре актера создают многонаселенную историю «Детей ворона»: Алексей Коршунов, Олег Зверев, Любовь Злобина и Марина Вихрова). Эта театральная история режиссера Надежды Алексеевой и команды «Малого» театра вызывает огромное уважение к тому, что взгляд создателей спектакля обратился именно к этой книге, к истории о детях, потерянных внутри исторического контекста. И в финале бравурного марша все острее стучит сердце… или это просто стук в двери, который напоминает: я есть.
Фото: Марина Воробьева
Источник: 53 новости