«Скажите номер вашей карты»: как не стать жертвой киберпреступника
Давить нужно на чувства и эмоции, а действовать — как можно скорее, не оставляя жертве и минуты на раздумья. Это рецепт удачи сегодняшних кибермошенников.
Они хорошие манипуляторы и психологи, поэтому используют самые чувствительные мотивы: беспокойство за близких, волнение за свой телефонный номер, счёт в банке или кредитную карту, желание выиграть крупный приз или купить что-то подешевле. И для этого они используют самые разные схемы мошенничества.
Страшный монолог
Как действуют мошенники? Для начала типичный рабочий монолог.
«Здравствуйте, меня зовут Алексей Федотов (имя изменено). Я являюсь старшим специалистом службы финансового мониторинга Сбербанка России. По системе нашего банка отображается попытка перевода денежных средств с вашего лицевого счёта. Вы данные действия самостоятельно совершаете? Если нет, то в таком случае по отношению к вам производят мошеннические действия. По регламенту банка вам нужно зафиксировать несанкционированный вход мошенника в ваш личный кабинет. Скажите, Лариса Ивановна (имя изменено), возможно у третьих лиц есть доступ к вашей карте? Карта не утеряна? Денежные средства до получателя не дошли, они были переведены в ячейку временного хранения нашего банка. Как вам будет удобнее идентифицировать вашу личность: по номеру договора или по номеру карты? За картой закреплены ваши личные данные, если хотите, могу вам их назвать. После того как я зафиксирую номер договора или номер карты, я отправлю вам смс-уведомление на ваш номер телефона с пятизначным кодом протекции. Ваши личные данные: дата рождения 13.08.1954, серия паспорта 46**. Теперь у вас есть сомнения, что я не являюсь сотрудником банка?»
Сидя в спокойной обстановке перед экраном монитора и читая этот «монолог», возможно, вы не поверите ни единому слову. Но когда монотонный голос на другом конце провода сообщает вам такую внушающую страх информацию, да ещё постоянно торопит и подгоняет, вы невольно можете стать жертвой мошенника. Также как и Лариса Ивановна, и многие жители Новгородской области ежедневно.
Нам всё время кажется, что мы уж точно не поведёмся на такие уловки. Но статистика доказывает обратное: с января по ноябрь 2020 года в регионе совершено более 1 800 киберпреступлений, что на 57% больше, чем в прошлом году. Самые распространённые: звонки от имени сотрудников банков или правоохранительных органов, покупка-продажа товаров на торговых интернет-площадках, участие в розыгрышах и акциях. Эпидемиологическая ситуация и сюда внесла свои коррективы: появились случаи мошенничества с выплатой компенсаций по коронавирусной инфекции.
Помните, что сотрудники банков никогда не спрашивают и не уточняют данные банковских карт и счетов, включая ПИН и CVV-коды. У кредитных организаций имеется вся необходимая им информация. А та, что по условиям обслуживания известна только вам, только вам и известна должна быть.
Вместо того, чтобы позвонить кому-то из близких или перезвонить по настоящему номеру в банк, Лариса Ивановна начала выполнять то, что ей говорил молодой человек. Она дошла до банкомата и в итоге перевела мошеннику почти 100 тысяч рублей.
Социальные технологии
Среди новых приёмов мошенников — использование технологий «deepfake». Это правдоподобная подделка голоса. Людям словно звонит их любимая дочь, жена или бабушка, которая попала в беду. На самом же деле, это изменённый голос мошенника.
От кибернападения не застрахован никто: ни стар, ни млад. При покупке-продаже на торговых интернет- площадках — потерпевшие, чаще всего, молодые люди. Звонкам из «банков» больше доверяют пожилые. Они, порой обделённые вниманием, становятся излюбленной мишенью для манипуляций мошенников. Кстати, детям и внукам важно понять, что дела и работа будут всегда, а общение с близким человеком — нет. Важно рассказывать своим родственникам о таких ситуациях, объяснять механизм обмана и посоветовать согласовывать с вами любые действия.
Вечером Лариса Ивановна рассказала историю сыну. Тот посмотрел смски пенсионерки и обнаружил, что средства переведены не на специальный счёт, а просто другому человеку. После обращения в банк выяснилось, что никакая служба мониторинга Ларисе не звонила.
«Но они называют меня по имени и отчеству, ещё и паспортные данные знают!» - часто именно это становится решающим аргументом в пользу «спасения» своих счетов. Но все эти данные можно найти, например, в социальных сетях почти у каждого. Некоторые даже отправляют свои документы, в том числе и сканы паспортов, знакомым или родственникам через те же социальные сети. Не стоит передавать личные данные в интернете, страницы взламываются в наше время очень легко.
«Моя близкая родственница попала в аварию, состояние очень тяжёлое! Срочно нужны деньги на операцию, любые средства важны… Деньги можно перевести по этому номеру телефона 89*********», - такой полный отчаяния пост вы видите на странице знакомого. Первая реакция, конечно же, очевидна: надо помочь. Вы переводите крупную сумму, решив не беспокоить человека в трудной ситуации. А на следующий день узнаёте, что страница была «взломана» мошенниками, и деньги ваши пойдут совсем не на помощь пострадавшей. Двухминутный звонок может или спасти ваши средства, или всё-таки убедиться, что перевод попадёт в нужные руки.
Лариса Ивановна написала заявление в полицию. За день это был уже третий случай. Раскрываемость интернет-мошенничеств довольно низкая из-за ряда трудностей.
Кто с этим борется
С 2019 года на базе Управления уголовного розыска УМВД России по Новгородской области создано подразделение по преступлениям, совершённым с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, которое включает шесть человек.
Рассказывает Вячеслав Колотило, заместитель начальника отдела Управления уголовного розыска УМВД России по Новгородской области: «Номер мошенника может полностью совпадать с номером банка. Сейчас номер телефона можно поменять на любой, просто скачав специальную программу или найдя нужный сайт. Мошенники используют технологию IP-телефонии, при которой отследить номер виртуального оператора невозможно — чем и пользуются злоумышленники. Ещё сложность в том, что преступники находятся не в нашем регионе. Они находятся на территории всей страны. У нас налажено взаимодействие с другими регионами: если где-то раньше задерживают преступника, мы сразу же связываемся, выезжаем и раскрываем преступление уже не на территории Новгородской области.
Всё зависит от граждан. Лучше лишний раз проверить информацию: кто звонит и зачем. Прервите разговор и перезвоните на реальный телефон банка. На самом деле, банки не будут настойчиво навязываться и перезванивать с двадцати разных номеров, как это иногда бывает».
Внушает оптимизм, что на базе Новгородского университета, при поддержке правоохранительных органов, также создано студенческое объединение «Кибердружина НовГУ». Участник сообщества Дмитрий Михайлов рассказывает: «Я сам недавно «попался на удочку», хотя до этого думал, что со мной такое никогда не случится. Не ведите никакие переговоры, связанные с деньгами, с незнакомым человеком через социальную сеть. Пусть даже если сумма небольшая, и человек внушает доверие, предоставляет все необходимые документы и даже говорит адрес организации — это не исключает возможность мошенничества».
Команда работает с самой разной аудиторией: начиная от школьников младших классов, заканчивая людьми пожилого возраста. Присоединиться к ней может любой человек, желающий сотрудничать с УМВД области и вносить свой вклад в предотвращение киберпреступлений.
Мы собрали и мнения сотовых операторов.
«При обращении клиентов к нам по ситуациям с мошенничеством, мы передаём информацию о номерах мошенников в дирекцию безопасности, - делится наработанной практикой Мария Балутина, PR-менеджер «Билайн» Северо-Западного федерального округа. - В случае выявления признаков мошеннических действий, номер блокируется, если он принадлежит нашей компании».
Пресс-служба «МегаФона» советует: «Если всё же клиент столкнулся с киберпреступниками, не стоит впадать в панику, перезванивать на неизвестные номера, переводить деньги и разглашать свои персональные данные». «МегаФон» помогает ряду банков с блокировкой вызовов, поступающих клиентам с подменой номера на телефон банка. В 2019 году предотвращено более 700 тысяч таких звонков. В тандеме с другими операторами компания разработала специальное технологическое решение, которое позволяет банку в режиме реального времени получать информацию о любых подозрительных вызовах их клиентам. Если номер есть в «черном списке», банк информируют прямо в момент звонка, чтобы к операциям клиента в это время сотрудники отнеслись с особым вниманием.
«Нужно быть внимательными, критично относиться к информации в интернете и надёжно защищать мобильные устройства. Помните, оставляя свои контактные данные на подозрительных сайтах, импульсивно переходя по присылаемым ссылкам, вы сами вписываете ваш номер в «базу контактов» мошенников, - советует директор филиала МТС в Новгородской области Алексей Хотяшов, - борьба с мошенниками — задача правоохранительных органов. Вам же важно защитить себя и близких».
Так как Лариса Ивановна сама переводила деньги мошенникам, банк ничем помочь не сможет. И хотя владельца счёта, скорее всего, найдут, ждать возврата украденных денег вряд ли стоит. Помните, что для злоумышленников нет «неинтересных» аккаунтов в социальных сетях или номеров телефонов – каждый может попасть в фокус их внимания.
Фото автора.
Иллюстрации: Анастасия Короткова.
Источник: 53 новости