Архивы раскрывают тайны: «Комсомольское Рождество» 1923 года
В хранилищах государственных архивов Новгородской области — сотни тысяч документов. Прикосновение к каждому вызывает трепет сопричастности подлинной человеческой жизни, закончившейся десятилетия, а может быть и столетия назад, но готовой говорить с нами, живущими сегодня. «53 новости» и государственные архивы Новгородской области публикуют цикл очерков, который может стать бесконечным. Бесконечным, как судьбы людей, стоящие за длинными номерами и шифрами «единиц хранения». Возможно, генетический код нашей земли зашифрован в них…
В начале 1920-х годов популярными формами антирелигиозной пропаганды были театрализованные постановки, открытые диспуты, карнавалы и «суды над богами». Например, только за апрель 1921 года известный антирелигиозный лектор губкома РКП(б) А. П. Иванов (в прошлом — послушник Юрьева монастыря) провел в Старой Руссе 30 диспутов. В отзыве уездного комитета партии отмечалось, что словесные поединки с «духовными оппонентами» «без сомнения приподняли настроение народных масс, пробудили их от религиозного сна». Борьба с религией становилась темой для полемики в газетах. По приглашению редакции губернской газеты «Звезда» со статьей в защиту почитания святых мощей выступил епископ Тихвинский Алексий (Симанский), будущий Патриарх Московский и всея Руси.
Большое значение придавалось воздействию критики Церкви и религии на молодежь, а также использованию молодых как орудия пропаганды. По замыслу Центрального Комитета Российского коммунистического союза молодежи (РКСМ), комсомольцы и сочувствующие им должны были стать активными действующими лицами празднования «Комсомольского Рождества» в 1923 году. В письме «О кампании «Комсомольского Рождества» от 24 ноября 1922 года говорилось: «Празднество должно использовать основные рождественские обычаи, вкладывая в них коммунистическое содержание».
Документы о проведении «Комсомольского Рождества» в Новгородской губернии сохранились в составе фонда № 261 «Новгородский губернский комитет ВЛКСМ». Подготовленное в декабре 1922 – январе 1923 года действо должно было внешне напоминать события празднования Рождества Христова: рождественские песни и гимны заменялись революционными, рождественская звезда — красной звездой, готовились карнавал и спектакли антирелигиозного характера и т. д. На организацию мероприятий «Комсомольского Рождества» в губернии предполагалось выделить 300 тысяч рублей.
Ответственным секретарем губкомола Н. С. Орехво было разослано секретное письмо всем комсомольским ячейкам Новгорода. В нем говорилось: «Ввиду того, что проведение кампании «Комсомольского Рождества» имеет чрезвычайно большое антирелигиозное значение и для членов Союза является экзаменом политической устойчивости и революционной выдержанности и преданности, Губком самым категорическим образом предлагает Вам обратить внимание на привлечение к этому делу всех без исключения членов Союза». Отказ от участия в акции подлежал самому тщательному рассмотрению.
Центром тяжести акции стал губернский центр. Уезды получили только общие указания и некоторые материалы. Ответственный секретарь Новгородского уездкома РКСМ Аввакумов писал в ячейки 29 декабря, что «ввиду того, что это дело трудное, рекомендуется не раскидываться, а свести на что-либо одно, состоятельное». Предлагалось обратить особое внимание на святки, хождения ряженых, чтобы «доказать, что религия придерживается языческих обрядов».
Как сообщалось в официальном отчете губкома комсомола от 12 января 1923 года, члены РКСМ и рабочая молодежь Новгорода встретили идею «комсомольского рождества» восторженно, учащиеся школ 2-й ступени (бывшие гимназисты и реалисты) — «пассивно и явно враждебно». По городу расходились самые разноречивые слухи, но у всех горожан чувствовался «необычайный интерес к вопросу».
В 7 часов вечера в Сочельник на площади Октябрьской революции перед Софийским собором начался ряженый карнавал. К участию в нем было привлечено до 50 подвод и одна грузовая машина. На машине и подводах расселись ряженые комсомольцы с зажженными факелами в руках (всего карнавал объединил до 250 человек комсомольцев и рабочей молодежи города). С пением революционных песен под гармонь (в том числе «на рождественский лад»), с бубенцами и колокольцами обоз промчался по главным улицам «нашего глубоко-религиозного седого Новгорода», останавливаясь перед храмами и мешая вести службы: «Во время проезда карнавала у многих церквей публика во время богослужения выбегала на улицы. На площадях и углах улиц толпилась публика».
Карнавал вернулся в Кремль, где в 9 часов вечера в Театре Октябрьской революции началась инсценировка в десяти картинах «Рождение богов». Ее авторами «при коллективной обработке литературно-художественных сил города» выступили известные в городе общественные деятели поэт Василий Смелов и юрист Василий Штукин.
Театр был набит зрителями под завязку — всего инсценировку смотрело более тысячи человек. «Сущность постановки заключалась в том, – объяснялось в отчете губкома РКСМ, – что каждая из 10 картин характеризовала собой отдельные религиозные эпохи (религия первобытных людей, Египет, Сирия, Рим, буддизм и христианство), главных образом относящихся к моменту рождества. Сцена была специально декорирована, участники костюмированы».
Прошедший в Новгороде праздник местная печать отметила как «красный луч, всколыхнувший новгородского гражданина». Всю рождественскую ночь молодежь продолжала распевать революционные песни. На следующий день по городу была пущена небольшая группа ряженых комсомольцев, которые славили «с красноармейской звездой и селянской богородицей».
Маскарады накануне Рождества были устроены в Малой Вишере, где комсомольцы не только пели песни — члены ячеек, «хорошо спевшие», ходили славить, стараясь «разоблачить обман и лживость церкви». В ночь с 13 на 14 января состоялась массовая демонстрация, которая сопровождалась несколькими ряжеными, хоругвями, пением революционных песен, музыкой и факелами. На Советской площади прошел «суд над богами и всеми святыми». Заслушав речи обвинителя и защитника, суд вынес приговор: все собранные изображения языческих богов и лики святых были сожжены.
«Необходимо отметить то, – гласила информация, – что настроение широких масс участников вполне разделяло наш взгляд».
Подробные сведения содержал отчет Старорусского уездкома РКСМ. В письме от 23 января комсомольцы Старой Руссы сообщали, что «карнавал под Рождество» устроить не удалось, «т. к. на это нужны были средства». В канун Рождества в клубе Володарского силами комсомола была поставлена пьеса «Рождество попа Сергея». Отмечалось, что показ пьесы прошел удачно и даже вдохновил одного комсомольца на написание стихотворения, посвященного «Комсомольскому Рождеству», которое было им здесь же «зачтено».
Под старый Новый год в Старой Руссе всё же удалось организовать карнавал. «С десяти часов вечера началось оживление по городу, т. к. афиширование, о с[ож]жении богов сделало много шума, заинтересовало большинство населения города. На двух сборных пунктах у Клуба Володарского и Карла Либкнехта к одиннадцати часам собралась масса публики. От Клуба Володарского с факелами, богами и песнями карнавал прошел к Клубу Карла Либкнехта, где присоединилась остальная часть участников с оркестром и ряженными, восседавшими на лошадях. Объединенный карнавал прошел по Коростынской, по Поперечной на Петроградскую по живому мосту по Александровской, по Ильинской, по Успенской улицам, затем вышли на площадь Революции, где с трибуны был устроен небольшой митинг, где выступающие товарищи осветили сущность веры всех религий. После этого приступили к торжественному с[ож]жению богов. Под оркестр музыки, игравшего русского и церковный колокольный звон, где окончилась служба, были зажжены смоляные бочки, в которых были поставлены боги, ряженные [во]круг костра танцевали. Сгорели боги и карнавал закрыли, под марш публика стала расходиться». По оценке комсомольских руководителей, в карнавале участвовало до шести тысяч человек.
ЦК и губком комсомола отметили в целом успешные результаты прошедших выступлений. Зрелища в сочетании с «научной критикой» религии прочно вошли в обиход 20-х годов. 25 мая 1923 года на заводах комбината «Красный керамик» в Боровичах состоялась «комсомольская троица». Участники собрания заслушали доклад — желающие задавали вопросы лектору, посмотрели спектакль, «после инсценировки были открыты для молодежи развлечения, а во время этих развлечений бюро ячейки открыло беседу на тему откуда произошла Троица и день Святого духа». План проведения антипасхальной недели по Новгородскому уезду в 1927 году предлагал «накануне пасхи, когда «верующие» идут в церкви, устроить собрания ячеек СБ (Союза безбожников – В. К.), где поставить доклад о происхождении пасхи и классовой роли ее и художественную постановку (инсценировки, живую газету, спектакль и пр.)». «Художественные зрелища» не возбранялись и на открытом воздухе.
Тщательно подготовленные, с диспутами и развлечениями, антирелигиозные мероприятия привлекали внимание публики, в первую очередь — молодежи, и стали явлением первых лет советской власти.
Валерий Колотушкин,
заведующий отделом по научно-информационной работе и переводу документов на открытое хранение Государственного архива новейшей истории Новгородской области
Источник: 53 новости