53 способа рисовать: осваиваем карандаши (урок первый)
Для того, чтобы начать рисовать, мало бумаги и карандаша. Нужна смелость, желание выразить себя. Причем такое, когда уже не можешь себя сдерживать. «53 новости» знакомят читателей с проектом о художественном творчестве вместе с его ведущей Ольгой Ольской. Наши читатели пройдут путь от замысла произведения до его воплощения в жизнь, познакомятся с трудностями и радостями рисования. И сегодня автор проекта «53 способа рисовать» проведет урок рисования карандашом.
Цветные карандаши. О них можно говорить много и долго, но в этот раз мы затронем только самые основные моменты. Сегодня вы узнаете какое отношение к цветным карандашам имеет пастель и акварель, что такое клячка, для чего нужен белый карандаш и при чем тут лак для волос.
Видов цветных карандашей существует великое множество. Они бывают угольные, восковые, пастельные и даже акварельные. Об акварельных карандашах и работе с ними вы узнаете в отдельных статьях позже. Сейчас мы остановимся на традиционных цветных карандашах и техниках работы с ними.
В качестве основных характеристик, при покупке, смотрят прежде всего на производителя, диапазон цвета, в народе именуемый яркостью или мягкостью, и количество цветов в наборе. Для новичков, обычно, рекомендуют наборы от 12 до 36 цветов. В прошлой статье было сказано о том, что материалы необязательно покупать сразу дорогие, что качественные материалы можно найти и за сто рублей. Но, всё же, существуют определенные марки, которые пользуются популярностью у художников. Если у вас нет времени смотреть обзоры на дешевые материалы и не хочется рисковать, то можно взять наборы проверенных производителей. Это такие производители как Faber-Castell, Koh-I-Noor, Crayola, Kores.
Правда, обычные карандаши марки Koh-I-Noor я бы покупать не советовала, только акварельные. Это совет из личного опыта. Акварельные Koh-I-Noor — один из моих любимейших материалов. Каково же было разочарование, когда я купила обычные цветные карандаши той же марки, а они оказались не намного лучше обычных, дешевых и некачественных. Ставили зацепки на бумаге и были довольно бледными.
Не стоит забывать, что бумага тоже важна. Лучше всего брать однотонную. Под термином «однотонная» я имею ввиду бумагу из альбомов, скетчбуков или бумагу для черчения, но никак не тетрадные листочки в клеточку. Их брать не стоит тем более, если вы собираетесь выкладывать результаты своих трудов в социальные сети. Публика не одобрит, а коллеги по цеху засмеют, да и эстетически это некрасиво.
Еще нам понадобится инструмент для заточки. Это может быть обычная точилка, канцелярский нож, или автоматическая точилка. Канцелярским ножом еще надо уметь пользоваться и соблюдать правила безопасности. Не всякий художник умудрится периодически не резаться при заточке, так что если вы только начинаете, советую поискать видео о том, как это делать правильно и безопасно. Лично для своего пользования я выбрала автоматическую точилку от Erich Crausе.
А теперь вспомним о ластике. Тут уж смотрите сами. Ластики бывают самыми разными. От стандартных квадратных или прямоугольных, до автоматических. По поводу самых обычных никаких наставлений дать не могу, кроме совета брать тот, который мягче на ощупь. Сама я редко пользуюсь ластиками, а если и пользуюсь, то только одним механическим. Марки его не помню, увы. Но фото прикреплю.
Но если я не использую ластик, чем же я его заменяю? Всё просто — клячкой. Клячка — это своеобразный мягкий ластик. Мнется она как пластилин, за счет этого может принимать ту форму, которую вы ей зададите. Вот только именно из-за своей мягкости стирает клячка хуже и не до конца. Это недостаток? Нет. Потому что ее изначальное предназначение — высветлять. Она забирает лишние кусочки грифеля, которые не плотно держатся на бумажной текстуре. Таким образом, определенная часть рисунка делается бледнее. При рисовании простым карандашом, ей удобно ставить блики. При работе с акварелью она хороша тем, что ею можно высветлить изначальный набросок простым карандашом, чтобы не было грязи при дальнейшем покрасе. Для этого же ее можно использовать и рисуя цветными карандашами.
В рисовании с помощью цветных карандашей, и не только их, можно применять различные техники покраса. Это также может быть покрас с лайном и без лайна. Лайн — четкие, резкие контуры в рисунке. Рисовать без него считается более сложным занятием, но тут уж на усмотрение каждого. Зачастую, лайн делают черной ручкой или линером. Так тоже можно, но органичнее рисунок смотрится с цветным лайном.
Самый распространенный способ покраса, помимо равномерной заливки, это штриховка. Проще говоря, параллельные линии, которые ставятся наиболее близко друг к другу. Она бывает самой разнообразной. Наиболее выделяемой, могу еще назвать штриховку по форме. Это повторение штриховкой контуров формы предмета.
Помимо штриховки есть еще многослойность — мой любимый способ покраса. Тут мы просто наносим несколько слоёв. Таким образом заливка становится равномернее и ярче с каждым слоем.
Также есть растушевка. Это один из приемов, которыми часто пользуются все, кроме меня. Её не стоит совать везде и всюду, иначе вашу работу назовут «мыльной», но, в остальном, это очень полезный прием. Применяя его, сначала наносят определенную текстуру, а потом растирают по бумаге. Делать это можно многими предметами. Например, тряпочкой, специальным бумажным «карандашом», ватной палочкой, белым карандашом или даже пальцем.
Далее поговорим про смешивание. Как и в акварели, в карандашах не стоит смешивать больше трех цветов, иначе может появиться «грязь» в цвете. Еще не стоит при каждом удобном случае рисовать тени черным. Тени, обычно, делаются либо с помощью более сильного нажатия на грифель, либо другим цветом. Наиболее подходящие для этого цвета: синий, фиолетовый и коричневый. Используем их в зависимости от «закона»: холодный свет — теплая тень, теплый свет — холодная тень.
По завершении рисунка, можно покрыть его обычным лаком для волос. Так он не будет смазываться и стираться, станет более ярким. Только белая ручка под воздействием лака смывается, так что осторожнее с этим.
В завершение вышеперечисленных рекомендаций, нарисуем тыковку.
Очерчиваем общие границы.
Затем конкретизируем черты: рисуем дольки и хвостик. Только ни в коем случае не рисуем по памяти! Найдите референсы и рисуйте по ним. Если вы не знаете что такое референс — почитайте статью про срисовки и обводки.
Я убираю клячкой лишний грифель. Если у вас нет клячки, то либо изначально рисуйте не давя на карандаш, либо легонько пройдитесь ластиком по рисунку.
Теперь, когда контуры еле видны, точно не размажутся, и не дадут грязь, делаем первый слой. Наносим желтый равномерной заливкой, можем еще растушевать для верности.
Теперь наносим на более темные области оранжевый.
Дальше продолжаем работать тем же цветом. Я нанесла лёгкий слой по всей тыкве и более яркими сделала участки в тени вторым слоем.
В моём наборе были два коричневых: светлый и чуть темнее. Взяла тот, что более светлый и сделала более контрастными самые темные участки на тыковке. Сверху, на бледные участки, нанесла желтый, но уже более явным слоем.
Пришло время хвостика. Сначала светло-зеленым закрасила его верх и основание.
Теперь темным зеленым нанесла контур и тени. Те участки, что выступают и нижнюю часть хвостика закрасила желтым и оранжевым — это световые рефлексы от тыковки.
Готово. Но мне показалось некрасиво оставлять тыковку парить в пространстве. Поэтому я дорисовала доски вокруг нее.
Чтобы ее края не сливались с окружающим пространством, сделала синим тени.
Вот тыковка и готова. Итого, вот карандаши, которыми я воспользовалась в процессе раскраски.
Пробуйте, тренируйтесь и развивайтесь. Карандаши, это, пожалуй, самый простой и легкоуправляемый материал из существующих. С практикой у вас всё получится. И самое главное — не давите на карандаш!
Источник: 53 новости