Исполняется 200 лет основанию новгородских немецких колоний
17 апреля 1821 года доклад графа Алексея Андреевича Аракчеева, начальника военных поселений, получил высочайшее утверждение его императорского величества Александра I на переселение нескольких крестьянских немецких семей из Санкт-Петербуржских колонии в округ военного поселения 1-й Гренадерской дивизии. В свое время предки этих колонистов приехали в Россию из таких германских земель как Бранденбург, Вюртемберг, Гессен-Дармштадт.
Первая новгородская немецкая колония называлась Гореловская, она находилась в 35 верстах от Новгорода в деревне Горелое рядом с Аракчеевским шоссе на территории нынешнего Чудовского района.
Правила переселения иностранцев в Россию, озвученные в Манифесте Екатерины II от 22 июля 1763 года, для новгородских колонистов были конкретизированы следующим образом: переезд на новую землю осуществлялся за казённый счёт, каждой семье отводилось 50 десятин для пашни и лугов, позволялось строить дом по собственному проекту на средства безвозвратной субсидии и выделялось рожь и картофель для первого посева, а также выплачивалась сумма 300 рублей на семью для пропитания на первый год проживания. Кроме этого, колонисты получали льготы на 10 лет по выплате податей.
В 1835 году из Ново-Саратовской, Ижорской, Стрельнинской и Кипенской колоний Санкт-Петербурга в Новгородскую губернию переехало ещё 91 семейство. Они образовали на Новгородской земле во втором округе пахотных солдат колонию, получившую название Николаевская, она находилась в 10 верстах от Новгорода на правом берегу реки Малый Волховец.
На карте 1917 года отмечена Николаевская колония.
А в 1836 году в первом округе пахотных солдат, в 53 верстах от Новгорода и в 5 верстах на восток от деревни Селищи в районе современной Малой Вишеры, возникла Александровская немецкая колония.
На новгородских рынках скоро появился картофель, капуста, лук, огурцы, свекла, морковь, салат, петрушка, редиска, сельдерей, шпинат и горчица. Часть культур никто кроме колонистов на продажу не выращивал, как было отмечено во всеподданнейшем отчете новгородского губернатора за 1861 год.
Интересно, что в Николаевской колонии существовал собственный общественный хлебный магазин, где нуждающиеся колонисты могли взять ссуду ржи и овса.
Кроме земледелия колонисты занимались разведением скота. Излишки мяса перерабатывали в колбасы и продавали на новгородских рынках.
Мужчины занимались различными видами ремесла. Женщины традиционно занимались рукоделием. Они ткали холсты, тонкую ткань для полотенец и простыней, изготавливали шерстяную ткань для одежды и шерстяных одеял, а также домашнее сукно, вязаные шерстяные юбки и теплые платки.
Со временем в Николаевской и Александровской колониях сформировалась своя инфраструктура. К 1894 году там были лавки, мукомольный и лесопильный заводы, питейные дома, библиотеки, школы, лютеранские церкви, рядом с которыми располагались кладбища.
Школы содержались на средства колонистов, обучение велось на немецком языке вплоть до 1915 года. С началом Первой Мировой войны и с первой волной немецких погромов по всей России, немецкие школы во всех колониях были закрыты. Но после установления советской власти все колонии Новгородской губернии продолжили свое существование как отдельные немецкие поселения. В 1921 году занятия в школах возобновились, поскольку Советская власть декларировала свободное развитие национальных меньшинств. Впервые в немецкой школе стал изучаться русский язык.
Изба-читальня в немецких поселениях играла немаловажную роль. Здесь были кружки: драматический, хоровой, кооперативный, кружок сельских корреспондентов, военный. Издавалась стенгазета «Neue Zeitung». Из немецкоязычных газет выписывалась только «Deutsche Zeitung» (1938-1939). В избе-читальне занимались политической пропагандой, агитацией, разъясняли жителям суть мероприятий советской власти, ознакомление с издаваемыми декретами и законами.
В 1920-х годах продолжился процесс образования новых немецких поселений на Новгородчине. Появились выселки: Тарасиха, Шендорф, Малая Вишерка, Малая Михайловка, Сосниха, Ксенофонтово, Вороний Остров, 2-я Александровская, Фридендорф и хутор-колония Пусточь Дубовицкой волости Старорусского уезда.
В 1922 году в Новгороде проживало 500 человек немецкой национальности, более 500 в Окуловке, около 200 человек в Боровичах и в Крестцах 125 человек.
В начале 1930-х в немецких колониях начинают создаваться колхозы: в составе Ново-Николаевского сельсовета Новгородского района Ленинградской области действовало четыре коллективных хозяйства: колхоз «Звезда»; колхоз «Рот Фронт», колхоз «Роте Фане» в селении Тарасиха; колхоз «Батрак» в селении Шендорф.
Немецкие колхозы производили молоко, мясо, члены колхоза занимались заготовкой сена, лесозаготовками. Основное внимание уделялось выращиванию зерновых и овощных культур, таких как рожь, пшеница, ячмень, овес, горох, картофель, капуста, огурцы, помидоры, морковь, лук, свекла.
В 1938-м в год Большого Террора, по Советской России прокатилась волна репрессий, в том числе, против жителей немецких колоний. Многие были оклеветаны, арестованы, приговорены к расстрелу.
Уже после начала Великой Отечественной войны на территории Ленинградской области стало проводиться принудительное массовое выселение этнических немцев из прифронтовых районов за Урал. Мера эта в военном отношении была превентивной.
До 1944 года по реке Волхов проходила линия фронта, на которой оказались и немецкие поселения. Почти все они были разрушены. Например, во время проведения Любанской операции зимой — весной 1942 года полностью сожжена «Александровская» немецкая колония.
После 1964 года, когда многие российские немцы получили возможность вернуться на прежнее место жительство, некоторые потомки новгородских немцев приехали на земли своих предков и даже остались жить в близлежащих деревнях.
Но это уже совершенно другая история…
От редакции
Тема Великой Отечественной войны для Новгородчины особая. Это до сих пор кровоточащая рана. В 2021 году исполняется 80 лет с той поры, когда на нашу землю вероломно вторгся враг. Совсем недавно впервые в России в рамках уголовного дела наконец были признаны геноцидом зверства гитлеровских оккупантов, уничтоживших тысячи советских граждан у деревни Жестяная Горка Батецкого района.
Нельзя не исследовать прошлое, нельзя делать его «удобным», нельзя выкидывать из него «неуместные» параллели и страницы. История быта и культуры немцев, которые веками жили в России, и, в том числе, на Новгородской земле, также должна быть сохранена. Сделать это надо несмотря на искушение некоторых политиков представить прошлое моноэтничным, привязанным исключительно к одному народу. История России — это история многонациональной страны, поэтому наше издание открывает цикл материалов о новгородских немцах.
Источник: 53 новости