Как сгорело огниво российской традиционной анимации
Вы заметили, как быстро традиционная анимация стала нишевой, и как продукт и как ремесло в целом? Молодое 3D пришло к нам в середине 80-х годов прошлого века. Оно казалось чем-то странным, бесперспективным и неоправданно дорогим. Особенно на фоне всем привычной и надёжной традиционной двухмерной анимации.
Первая «История игрушек» в середине 90-х возымела эффект разорвавшейся бомбы, и в первый же уикенд собрала сумму покрывающую бюджет самого мультфильма. Нам понадобилось меньше 40 лет, чтобы полностью перевернуть мир мультипликации с ног на голову. Теперь уже традиционная, покадровая анимация в глазах инвесторов выглядит устаревшей, трудной и долгой в производстве. И мне по-настоящему страшно от того, что они возможно правы.
«Огонёк-Огниво» от кинокомпании «Вверх» стал настоящим анимационным событием. Мультфильм носит на себе два, казалось бы, омертвляющих ярлыка: традиционная, отечественная анимация. Постарайтесь вспомнить, когда вы последний раз слышали или читали эти слова в одном предложении без упоминания трёх витязей и говорящего коня? Лично мне первым приходят на ум различные умельцы с Ютуба, вроде студии «Феникс» и горячо ожидаемый мной «Киберслав» студии «EvilPirate». Но «Огонёк» проект немного другого типа.
Главной фишкой, крючком, который должен цеплять, на мой взгляд, является авторский стиль рисовки и анимации. Я могу бесконечно долго расхваливать результат работы художников и аниматоров. Мультфильм выглядит очень живо, ярко и, что самое главное, стильно. Грамотно подобранные цвета, формы и свет придают картине тот самый эффект качественной старой анимации.
Мультфильм в любой момент можно поставить на паузу, сделать скриншот и поставить его на обои рабочего стола. Отчасти это заслуга грамотной стилизации. Картинка напоминает то рисунок восковыми мелками, то сверкающие витражные стёкла. Фоны в меру простые. Не очень детализированные, но с хорошо проработанным освещением, тенями и отражениями. В отличие от персонажей у них нет контура. Это придаёт картинке глубину и позволяет ей не потерять чёткость и красоту. Персонажи тоже выполнены на уровне. Причём не только главные герои, как Огонёк, Королева или Гончар, но и, к примеру, его друзья-ремесленники, дедушка-архивариус, команда пожарных и даже массовка. Каждый имеет свою уникальную внешность. Анимация плавная, с присущей стилю экспрессией и гиперболой. Каждое движение имеет вес. Мне трудно представить масштаб работы, который пришлось проделать художникам и аниматорам студии «Вверх», ведь на создание одной минуты анимации даже при полностью налаженном производстве уходит примерно 10 дней.
Отдельно хочется выделить саунд-дизайн и работу композитора мультфильма Артура Байдо. Фоновые звуки, всполохи огня, скрип механизмов — всё это нередко сочетается со звуком классических инструментов. Актёры озвучки справились восхитительно. Музыкальные сцены красивые, уместные и не надоедают, как это часто бывает в детских мультфильмах. Мне очень понравилось то, как звучит фильм.
В сюжете также можно найти ряд интересных решений. Синопсис фильма гласит: «Жизнь доброго и бедного Гончара меняется, когда он находит огниво — магический предмет, делающий своего владельца сказочно богатым, но взамен насылающий страшное проклятье. Огниво когда-то принадлежало королеве, которая теперь готова на любое коварство, лишь бы вернуть этот источник молодости и богатства». История мультфильма не столько основана на сказке Ганса Христиана Андерсена «Огниво», сколько вдохновлена ей.
«Перед началом работы над фильмом у нас было чёткое понимание, что мы хотим сделать именно эту сказку, но рассказать её как сказку о любви. А поскольку в отрубленной солдатом голове ведьмы из первоисточника любви мало, мы придумали новых персонажей, которые теперь живут своей оригинальной жизнью. Ах, да! Собаки остались. Медная, Серебряная и Золотая», - рассказали создатели в интервью порталу DTF.
И действительно — историю, рассказанную в мультфильме «Огонёк-Огниво» стоит понимать именно как сказку, со всеми её характерными плюсами и минусами. С одной стороны, у создателей вышла очень красивая, не лишённая морали, история о вреде жадности и зависти. С другой — будьте готовы к немногочисленным «роялям в кустах». Решение проблем героев сказок нередко может само свалиться на героя «с неба». Но тон, атмосфера и темп мультфильма устроены таким образом, что это выглядит вполне уместно.
И сейчас вы, наверняка задаётесь вопросом: «Если этот мультфильм такой замечательный, то почему я сейчас впервые о нём слышу?»
Боюсь, ответ вас расстроит: даже я, человек, который следит за миром анимации, в том числе и российской, узнал о мультфильме меньше, чем за год до премьеры. Начнём с очевидного. Мультфильм вышел в прокат в суровые реалии коронавирусного карантина. В интервью создатели «Огонёк-Огниво» рассказывали о том, что планируют масштабную маркетинговую компанию, однако, всё, что в итоге получил мультфильм — трейлер в преролах на Ютубе, пару редких телевизионных реклам и ролик с представлением актёров озвучки. На Западе довольно часто используют этот приём. Люди охотнее идут на фильм, если в нём есть узнаваемые голоса любимых актёров. Но в России, мне кажется, это не имеет никакого эффекта. Я безмерно люблю и уважаю российских актёров дубляжа, но, к сожалению, их количество невелико. Лучше всего мою мысль выразил один из российский киноблогеров — Культас: «У вас на руках божественный рисунок, а вы понтуетесь Буруновым с Олешко. Да знаю я, что у вас на озвучке Бурунов с Олешко! У всех в России на озвучке Бурунов с Олешко!»
Помимо отсутствия рекламной компании, картина столкнулась с серьёзной конкуренцией. Одновременно с «Огонёк-Огниво» в кинотеатрах вышел мультфильм студии Pixar — «Душа». Реалии карантина, серьёзная конкуренция и отсутствие рекламной компании привели к непоправимому.
27 февраля в 16:00 в группе проекта в соцсети «ВКонтакте» вышел пост, в котором говориться, что руководство приняло решение об окончательном закрытии анимационной студии «Вверх», а мультфильм «Огонёк-Огниво» провалился в прокате. Команда будет навсегда расформирована, но проекты останутся в онлайн кинотеатрах. Грустно видеть, как многолетний труд сотен людей с треском проваливается. Как проект «вымирающего вида» российской традиционной анимации был убит ужасным маркетингом. Мультфильм явно заслуживает большего.
Тем не менее, стоит радоваться и гордиться художниками, аниматорами, сценаристами и композиторами студии «Вверх». Они смогли довести проект до конца и выпустить мультфильм на площадках. Стоит помнить — иногда даже фильмы, не окупившиеся в прокате, становятся культовыми. «Бойцовский клуб», «Бегущий по лезвию» и «Большой Лебовски», в конце концов, обрели признание и любовь миллионов зрителей. Отбросив плохое, можно сказать: мультфильм наглядно показывает, что ремесло традиционной анимации живёт и по сей день. Только время покажет, вернётся ли в моду двухмерная анимация, или она так и останется контентом от инди-студий и энтузиастов для энтузиастов.
Источник: 53 новости