Архивы раскрывают тайны: Михаил Куликов — воин, ученый, ректор
В хранилищах государственных архивов Новгородской области — сотни тысяч документов. Прикосновение к каждому вызывает трепет сопричастности подлинной человеческой жизни, закончившейся десятилетия, а может быть и столетия назад, но готовой говорить с нами, живущими сегодня. «53 новости» и государственные архивы Новгородской области публикуют цикл очерков, который может стать бесконечным. Бесконечным, как судьбы людей, стоящие за длинными номерами и шифрами «единиц хранения». Возможно, генетический код нашей земли вписан в них…
Для Новгородской области Михаил Иванович Куликов — личность известная и значимая. Он вошел в историю Новгородского Университета как доктор философских наук, профессор, ректор Новгородского государственного педагогического института (НГПИ, ныне — Гуманитарный институт НовГУ). Михаил Иванович воевал на фронтах Великой Отечественной.
В Государственном архиве новейшей истории Новгородской области (ГАНИНО) находится фонд личного происхождения №8126 «Куликов Михаил Иванович (1921–2008), доктор философских наук, профессор, ректор НГПИ, ветеран Великой Отечественной войны». В апреле 2003 года Михаил Иванович передал на постоянное хранение свой личный архив. Второе поступление документов произошло уже после его смерти – в ноябре 2008 года. В результате экспертизы ценности документов была сформирована опись №1, в которую вошло 261 дело: источники, связанные с научной, педагогической, служебной, творческой и общественной деятельностью. В фонде Михаила Куликова много работ с авторской правкой, выступлений на различных совещаниях, хранятся отзывы о его научной деятельности и фотографии.
Он родился 17 января 1921 года в деревне Большая Куликовка Голышмановского района Тюменской области. Первая половина жизни Михаила Ивановича прошла в районах Крайнего Севера. Основные научные работы будущего доктора философских наук были связаны с традициями и обычаями народностей Крайнего Севера.
В своей автобиографии в 1972 году Михаил Иванович указал, что с 1949 года изучал тему социальных отношений у народов Северо-Востока Сибири (Чукотки и Колымы). С этого же времени он находился на комсомольской и партийной работе — сначала в Анадыре, затем в Магадане. Позже, с декабря 1962 года, он начал работать в вузах. Три года трудился ректором Магаданского пединститута, но по состоянию здоровья был вынужден уехать с Севера. Так он оказался в Новгороде.
Михаил Куликов был назначен на должность проректора Новгородского педагогического института. Чуть позже «по личной просьбе, связанной с необходимостью более углубленной научной работы, перешел на заведование кафедрой философии и научного коммунизма».
Как многие люди его поколения, Михаил Иванович прошел дорогами Великой Отечественной войны. Если говорить об армейской жизни Куликова, то ее начало относится к 1939 году, тогда он поступил в Томский государственный университет, мечтая учиться на геолого-почвенно-географическом факультете и стать геологом. Тогда же его призвали в армию. Бывшие студенты стали курсантами полковой школы 82-й мотострелковой дивизии.
По воспоминаниям об этом периоде жизни и о встрече с Георгием Константиновичем Жуковым уже в 1990-е годы Михаил Иванович написал статью под названием «Незабываемая встреча» для газеты «Ведомости НовГУ». Черновой автограф и машинопись статьи с авторской правкой переданы на хранение в личный фонд ученого.
Начало Второй мировой войны круто изменило жизнь только что начавшего свою учебу студента. В ноябре 1939 года железнодорожный состав со вчерашними томскими студентами прибыл на пограничную станцию Борзя. Михаил Иванович вспоминал: «Утром 7 ноября 1939 года, одетые в белые полушубки, валенки, шапки-ушанки, мы – новобранцы пересекли границу Монголии… А ночь провели в прифронтовых землянках г. Баян-Тумена. Там дислоцировалась 82 мотострелковая дивизия Первой армейской группировки советских войск, осуществлявшая под руководством комкора Г. К. Жукова разгром японских оккупантов на Халхин-Голе. Прославленных ветеранов, сражавшихся в барханах и безводной степи дружественной страны, выпала честь сменить томским студентам». Бои с японцами на реке Халхин-Гол завершились победой Красной армии совсем недавно, в конце августа 1939 года. 15 сентября между СССР и Японией было подписано перемирие.
Для бывших студентов университета, ставших курсантами, началась тяжелая военная жизнь. Они изучали боевой опыт участников войны на Халхин-Голе, слушали тех, кто вышел из жестоких сражений. От них узнавали суровую правду о войне и здесь же слушали рассказы старших товарищей, побывавших в боях, о комкоре Жукове.
Состоялась и незабываемая встреча с Георгием Константинович. В начале 1940 года будущий Маршал Советского Союза лично посетил полковую школу младших командиров, где обучался Михаил Иванович.
После обеда в школе по распорядку всегда полагался «мертвый час», дежурный по школе доложил Жукову и сопровождавшим его командирам, что личный состав находится на отдыхе.
Полагалось поднять курсантов. Комкор, думая, что курсанты спят, отдал команду: «Отставить!» Но курсанты, по воспоминаниям Михаила Ивановича, сами соскочили с двухэтажных нар и начали строиться. Вот как описана встреча с Жуковым в воспоминаниях Михаила Ивановича: «Мы все замерли. Мертвая тишина. Пройдя несколько шагов, Жуков обратился к нам.
– Как живете, товарищи курсанты?
– Ничего… Нормально, – послышались голоса.
– Как кормят? – спросил комкор, чуть-чуть помедлив».
И тут некоторые из курсантов, воспользовавшись прибытием военачальника, решили проявить недовольство своим бытом. Дескать, ложек не хватает, котелки алюминиевые, а на морозе в 40 градусов приходится из них суп заглатывать. Нет столовой.
Жуков коротко взглянул на начальника школы, вызвал командира полка. Расспрашивал о том, что рассказывают курсантам на занятиях о прошедших сражениях. Выяснив, что курсантов не посвящают в проблемные моменты недавней кампании, был недоволен такой ситуацией. В это время командир полка подошел, и речь Георгия Константиновича была обращена не только к юным курсантам, но и к их командирам: «…Рассказывать надо всё и открыто! Учиться необходимо так же на просчетах и ошибках. Война без отступлений, жертв и непредсказуемых, подчас нелепых явлений, не бывает». Жуков подробно рассказал курсантам о нюансах военных событий и в заключение сказал: «Перемирие с японской стороной, заключенное еще в сентябре… часто нарушается. Переговоры о мире продолжаются. И успех их во многом зависит от вас, молодого поколения — насколько вы быстро и успешно сможете овладеть боевой подготовкой».
По воспоминаниям Михаила Ивановича, курсанты «жадно проглатывали каждое слово Жукова. Он казался воплощением народного полководца, умом и сердцем понимающего каждого. После того, как Георгий Константинович уехал, на следующий день у курсантов появились ложки, а через пять дней была сооружена утепленная столовая из брезентовых палаток».
Вскоре после этого случая Куликова командировали в Златоустовское военное пехотное училище. 10 июня 1941 года окончил училище, получив звание лейтенанта. 19 июня 20-летний командир принял под свое командование взвод в 280-м полку 185-й мотострелковой дивизии 21-го мотострелкового корпуса, а 22 июня началась война. Знаменитую песню «Священная война» Михаил Иванович услышал гораздо позже начала Великой Отечественной — уже в наших краях. Войну он встретил на литовско-латвийской границе, в районе города Себеж. 3 июля принял первый бой под Двинском. Вместе со своим полком с изматывающими боями отступал к Холму. Именно с этого момента, то есть с августа 1941 года, как говорил Куликов, он стал считать себя новгородцем.
Семь дней лейтенант Куликов с бойцами своего взвода пробивался из окружения. 8 августа 1941 года в наступлении на деревню Зайцево был первый раз ранен. Лечение проходил в Свердловске. После выписки из госпиталя его направили в 22-ю запасную лыжную бригаду, которая дислоцировалась в Молотовской области (ныне — Пермский край). Одним из отдельных лыжных батальонов, сформированных в запасной бригаде, стал 49-й.
Согласно директиве Ставки Верховного Главнокомандования от 13 декабря 1941 года шесть лыжных батальонов были направлены в распоряжение командующего 59-й армией с погрузкой на станции Ярославль и выгрузкой на станции Неболчи. Так Куликов вновь оказался на новгородской земле: как командир роты, а затем — заместитель командира 49-го отдельного лыжного батальона, приданного сначала 59-й, а затем 2-й ударной армии Волховского фронта.
Воевать пришлось недолго. Михаил Иванович участвовал в боях под городом Чудово и у Мясного Бора. Здесь проходила Любанская операция, которую позже образно назовут «оптимистическая трагедия». Действительно, операция, проводившаяся в первой половине 1942 года, стала величайшей трагедией тысяч солдат и офицеров.
7-8 января 1942 года 49-й лыжный батальон воевал в районе деревни Водосье, недалеко от села Грузино. Январско-февральское наступление Волховского фронта, в котором участвовал Михаил Иванович, запомнилось трудными боями. В то время стояли свирепые морозы, воины спали прямо на снегу, а порой не спали совсем. Обозы не поспевали за наступающими частями — бойцы и командиры были голодные и уставшие.
25 января батальон передали во 2-ю ударную армию и после укомплектования и пополнения в числе других лыжных батальонов был введен в прорыв у Мясного Бора с дивизиями 13-го кавалерийского корпуса генерал-майора Н. И. Гусева. Первоначально части корпуса двигались на северо-запад: кавалеристами и лыжниками были освобождены деревни Новая Кересть, Чауни, Глухая Кересть, Ольховка, Вдицко, Финёв Луг, поселок Тёсово. В ожесточенном бою взяли станцию Рогавка. 27 января начальник штаба Волховского фронта генерал-майор Г. Д. Стельмах написал Н. И. Гусеву: «Операцию Ваши войска начали неплохо. Дальнейшее развитие наступления должно быть проведено в более высоких темпах. Ваши фланг и тыл обеспечены надежно… Приказываю решительно и смело двигаться на Любань».
29 января наши воины прорвались дальше на север и отобрали у немцев деревню и станцию Огорели. В ночь на 30 января силами 87-й кавалерийской дивизии, 45-го, 46-го и 49-го отдельных лыжных батальонов были освобождены деревни Кривино и Новая. 49-й батальон занял высоту 47,6 в трех километрах северо-западнее деревни Новая, где выдержал контратаку врага.
В бою вышел из строя командир батальона, и командование взял на себя М. И. Куликов. В начале февраля, прорвавшись за Кересть на 10-15 километров, корпус развернул свои дивизии и начал наступление на фронте в 30-40 километров, но продвижение частей было остановлено немцами в районе деревень Крапивно, Ручьи, Апраксин Бор, Червинская Лука. Как отметил в своих воспоминаниях К. А. Мерецков, наступление кавкорпуса успешно развивалось в северо-западном направлении, где силы противника были незначительны, но стоило Н. И. Гусеву повернуть дивизии на северо-восток, непосредственно на Любань, как противник стал оказывать сильное сопротивление.
Гитлеровцы превосходили наши части в живой силе и технике. Целый месяц батальон участвовал в боях, многие друзья Михаила Ивановича остались лежать в нашей земле. 4 февраля приказом командира опергруппы генерал-майора П. Ф. Привалова 57-й стрелковой бригаде совместно с 45-м, 46-м и 49-м лыжбатами во взаимодействии с 53-й стрелковой бригадой была поставлена задача «овладеть Ручьи, в дальнейшем Апраксин Бор». Спустя четыре дня напряженных боев, 8 февраля под деревней Ручьи был ранен комбат Куликов. Исследователь истории боев в «Долине смерти» Б. И. Гаврилов в своей монографии привел страшную статистику потерь лыжных батальонов: «…к 28 февраля в 45-м лыжбате осталось 17 чел., в 46-м — 25 чел., в 49-м — 12 чел. 24 марта приказом командарма Н. К. Клыкова №0088 эти три лыжбата расформировали, их личные состав поступил в стрелковые бригады…»
Раненого лейтенанта увезли сначала в полевую санчасть, затем в Мясной Бор, а потом уже в Боровичи, в госпиталь, где ему сделали операцию. На долечивание Куликов отправили в Сарапул, в глубокий тыл. После выписки летом 1942 года ему вручили документы об инвалидности. Сроком на шесть месяцев бывшего комбата сняли с воинского учета.
С января 1943 года началась биография М. И. Куликова как комсомольского работника. После увольнения из Вооруженных Сил он приехал в Сибирь, в Хакасию, где перед войной окончил среднюю школу. До 1946 года Михаил Иванович находился в должности секретаря по военной работе Хакасского обкома комсомола.
В сентябре 1946 года М. И. Куликов приехал на учебу в Центральную комсомольскую школу в Москву, заочно решил обучаться и в Высшей партийной школе. И он успевал одновременно учиться в двух школах. После окончания комсомольской школы его направили на Чукотку, где его избрали первым секретарем окружкома комсомола. Через год возглавил отдел пропаганды и агитации Чукотского окружкома партии.
Годы жизни и работы с 1948 по 1959 были посвящены Чукотке. Здесь Михаила Ивановича заинтересовала проблема особенностей и характера общественных отношений у чукчей и происходившие у них в советское время преобразования. Изучение материала дало основание для поступления в Академию общественных наук (АОН) при ЦК КПСС. После окончания АОН в декабре 1962 года Куликова назначили ректором Магаданского педагогического института, в 1964 году защитил кандидатскую диссертацию. Когда суровый климат стал сказываться на здоровье, Михаил Иванович выбрал Новгород — знакомый край по его военной молодости.
В 1965 году Куликов занял должность проректора НГПИ, с 1972 года работал ректором института. В следующем году стал доктором философских наук.
В период его руководства в 1972-1985 годы в жизни НГПИ произошло немало значимых событий. Педагогический институт наградили Почетной грамотой Президиума Верховного Совета РСФСР, он получил переходящее Красное знамя Совета Министров РСФСР и ВЦСПС. В Антоново рядом с дореволюционным зданием бывшей духовной семинарии построили большой учебный корпус, актовый зал, спортивный зал и столовую. Открылся факультет начальных классов. НГПИ была присвоена вторая категория. Кроме того, в институте появился телецентр, телевидение широко вошло в учебный процесс. И это далеко не все заслуги Михаила Ивановича Куликова на поприще ректора.
Впоследствии Куликов продолжал работать в НГПИ, с 1993 года — в Новгородском государственном университете. В 2005 году в НовГУ в серии «Ученые университета» увидел свет библиографический указатель работ Михаила Ивановича.
За участие в Великой Отечественной войне и деятельность в последующий период Михаил Иванович награжден орденами Отечественной войны I степени, Красной Звезды, «Знак Почета» и 11-ю медалями.
Умер Михаил Иванович 30 апреля 2008 года, похоронен на Рождественском кладбище Великого Новгорода.
17 января 2021 года Михаилу Ивановичу Куликову — участнику Великой Отечественной войны, ученому и руководителю — исполнилось бы 100 лет.
Старший научный сотрудник отдела по научно-информационной работе и переводу документов на открытое хранение Государственного архива новейшей истории Новгородской области Светлана Егорова.
Источник: 53 новости