Дмитрий Иванов (Бардымский). «Рок над Северной Пальмирой». Мнение Дмитрия Филиппова

28 марта 2021 год, 21:07
Дмитрий Иванов (Бардымский). «Рок над Северной Пальмирой». Мнение Дмитрия Филиппова

«53 новости» продолжают публиковать книгу известного новгородского музыканта Дмитрия Иванова (Бардымского) «Рок над Северной Пальмирой. Интервью, лирические отступления». Предыдущие главы вы можете прочитать по этой ссылке. 


Сегодня мы предлагаем вашему вниманию главу «Мнение Дмитрия Филиппова».

Дмитрий Филиппов работает на «Радио России» (Санкт-Петербург). Он автор и ведущий передач «Музыкальная гостиная», «Невский рок» и «Три четверти». Кстати, несколько лет назад один из выпусков передачи «Невский рок» был полностью посвящён новгородской рок-музыке. Дмитрий имеет два высших образования: техническое и гуманитарное плюс образование музыкальное (по классу фортепиано). В разное время он был капитаном команды КВН, участником Ленинградского рок-клуба, работал на «Радио Фонтанка.FM» и «Радио Imagine». Помимо этого Дмитрий занимается творчеством. Он периодически выступает со своими сольными программами, записывает и выпускает альбомы. Вот его мнение об отечественной популярной музыке.

NB: интервью состоялось в октябре 2020 года.

Дмитрий Иванов (Бардымский, дальше Д. И.): Если условно поделить развитие нашей популярной музыки за последние пятьдесят лет на временные периоды, то, что это за периоды? Чем характеризуется каждый период и кого в каждом можно особо выделить?

Дмитрий Филиппов (дальше Ф. Ф.): 70-е были уникальным временем. Молодые парни учились играть рок. Учились писать по-русски. Не имели никакой возможности записывать песни в студиях. Их туда попросту не пускали. Записывались они, где попало и как попало. Но даже по тем крохам, которые каким-то образом сохранились, можно видеть, насколько это были интересные группы. Уже к середине 70-х существовало изрядное количество коллективов и в Москве и в Ленинграде, и, конечно же, в Прибалтике.

По песням «Машины времени» 76-го года, записанным для программы «Музыкальный киоск», можно получить представление, как это все могло бы звучать, если бы группы имели доступ к профессиональным студиям. К сожалению, советская идеология задушила советскую рок-музыку 70-х. И как раз по причине краха советской системы мы и получили рок 80-х и его великолепное наследие.

Новое поколение музыкантов, вдобавок к тем супергруппам, которые вышли из 70-х, дали тот музыкальный материал, который до сих пор составляет золотой фонд отечественной рок-музыки. А вот 90-е в силу экономической ситуации практически полностью убили рок в России. Победила самая низкопробная эстрадная псевдокультура. Единицы самых популярных рок-групп продолжали свою деятельность, без прежнего успеха. И в это время возникла чудовищная смесь русского шансона с электрогитарами и сиротской песни под названием «русский рок». Утрирую? Да. Но суть остается прежней.

Новое поколение молодых людей, не знавшее традиций рока и его образцов, с радостью породило нечто, что ошибочно считается теперь отечественной рок-музыкой. Видимо, кому-то так нужно. Собственно, эта ситуация и перекочевала в 2000-е, не дав ничего нового. А начиналось все в 70-е и 80-е многообещающе.

Д. И.: В чём причина того, что у нас до сих пор нет пока ни одного мирового хита (нет интересных в музыкальном отношении песен, идей, плохо налажен механизм «раскрутки» или тут какая-то другая причина)?

Д. Ф.: Песни есть... У лучших групп много лучших песен. Они имели успех в свое время и стали историей. У нас не было «Битлз», но их не было и в истории рок-музыки других стран. Но у нас есть «Машина времени», а это серьезно. У нас есть «Аквариум», а это океан прекрасной музыки и так далее. Даже поп-рок-группа «Цветы» одарила любителей музыки такой песней, как «Бах творит». А это номер высочайшего уровня. Много очень хороших песен, но кто их передает? Кто их слушает?

Д. И.: Насколько, по-твоему, справедливо мнение, что развитие рок-музыки в мировом масштабе закончилось к середине 70-х годов и самый пик этой музыки это середина 60х – начало 70х годов?

Д. Ф.: Не думаю, что справедливо. 80-е породили «Новую волну», которая придала музыке изрядную четкость, продуманную лаконичность (не в ущерб художественной стороне) ну и, соответственно, количество рок-групп 80-х, выдавших на-гора тонны прекрасной музыки огромно.

Д. И.: Является ли, по-твоему, искусство джаза более тонким и элитарным по сравнению с рок-музыкой?

Д. Ф.: Хотел бы сказать «да», но — нет. Благодаря «арт-року», «прогрессив — року» рок и джаз сравнялись в своей сложности, интеллектуальности и высокой художественности. Причем, рок на голову превзошел джаз в области концептуальных работ. Начиная с битловского «Сержанта», с флойдовского «Dark Side», мир получил десятки шикарных концептуальных альбомов различных рок-групп. Подобного в джазе не было, и не могло быть. Опять же — нет смысла устраивать какую-то конкуренцию между этими двумя родственными музыкальными направлениями. Они самодостаточны, но прекрасно пересекаются друг с другом.

Д. И.: Как лично ты относишься к мнению некоторых джазовых и рок-музыкантов о том, что законченное академическое образование приучает музыкантов к определённому шаблонному мышлению и сковывает музыкальную фантазию?

Д. Ф.: Несомненно. И эту точку зрения поддерживает большое количество музыкантов, в том числе и тех, кто сам «пострадал» от консерваторской муштры. Увы, но подобное отечественное (ибо в других странах подход слегка отличается) образование напрочь уничтожает индивидуальность музыканта, делая его очень профессиональным, но абсолютно безликим исполнителем, способным заменить себе подобного, в любом оркестре, или ансамбле. На то и рассчитано… «Отряд не заметит потери бойца». Протест против этого и был основной движущей силой 80-х. Музыканты, играющие новую волну, не обладали высоким исполнительским мастерством, но отлично понимали, чем настоящая, живая подача отличается от профессионального мертвяка.

Д. И.: Какие примеры сотрудничества отечественных и зарубежных музыкантов известны тебе?

Д. Ф.: В первую очередь, «Аквариум». Начиная с конца 80-х контакты БГ с Дейвом Стюартом стали ярким примером такого партнерства. Коха (группа «Пушкинг»), то есть Костя Шустарев выпустил шикарный диск дуэтов со звездами первой величины. «Рок штат» несколько лет имел контракт с EMI France. Вот только у нас СМИ молчат обо всем этом. Редкостная стойкость. Ну и вершина торжества: запись «Машины» на Abbey road и выпуск альбома, который продюсировал Хэмиш Стюарт при участии Пола Виккенса. Если кто не в курсе, это музыканты, сотрудничавшие с Маккартни. Викс до сих пор с ним играет. Можно и «Цветы» привести в пример, и многих других.

Д. И.: Не возникала ли на «Радио России» идея проводить конкурсы рок-групп?

Д. Ф.: «Радио России» не является музыкальной радиостанцией. Это государственное СМИ, которое удовлетворяет вкусы самой широкой аудитории. Тот факт, что на «Радио России» (Петербург) выходят передачи, посвященные рок музыке — заслуга, увы, конкретно моя. Я счел, что это необходимо, и десять лет назад предложил редакции подобный формат. Редакция не была против. Вот передача и выходит. Если я уволюсь, или мне надоест — передача перестанет выходить. Чистая инициатива, конкретного человека, в моем лице. Никем, никак не поддерживаемая. Но и не попираемая.

Для того чтобы проводить какие-то конкурсы и викторины, нужно иметь какое-то количество групп, играющих примерно в одинаковом направлении и желающих выяснять, кто на свете всех милее. Такой ситуации давно уже не наблюдается. Каждый дует в свою дуду. И конкурировать с рядом играющим просто стилистически никак не может. Посему я и выпускаю каждый месяц радио рок-дайджест, в котором находится место самым разным коллективам. И это, на мой взгляд, хорошо и правильно. Музыка — не спорт, здесь присуждать места, как-то неумно, что ли. Сочинил хорошую песню, записал ее — и слава Богу.

Д. И.: Если бы тебя спросили, какие песни наших групп, записанных в течении последних пятидесяти лет нужно послушать обязательно, что бы ты выбрал(песен десять, можно и больше)?

Д. Ф.: Невозможно из такого океана прекрасной музыки выбрать десять песен. Даже десять групп не выбрать, оставив «за бортом» несколько десятков других. Я бы просто рекомендовал слушать эту музыку. «Машину времени», «Воскресение», «Мифы» Юрия Ильченко, «Санкт-Петербург», «Зоопарк», «Аквариум», «Пикник», «Алису», «Телевизор», «Кино», «Странные игры»... уже получилось 12, а там еще, еще и еще. И у каждой группы не десяток песен, а значительно больше.

Фотографии предоставлены Дмитрием Филипповым.

Источник: 53 новости


Комментарии

Добавить комментарий

Ваше имяимя (ник) для отображения
E-mailне показывается на сайте
Комментарий
Введите код  цифры кода

Новости - Календарь
ПНВТСРЧТПТСБВС
010203
04050607080910
11121314151617
18192021222324
252627282930
Реклама


Новости по годам

2024

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь,

2023

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2022

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2021

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2020

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2019

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2018

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2017

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2016

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2015

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2014

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2013

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2012

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2011

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2010

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь