Специалист из Старой Руссы возглавил ареопаг в программе «Умницы и умники»
Сегодня, 3 апреля, на Первом канале вышел в эфир выпуск телепередачи «Умники и умницы» на тему «Достоевский. Биография. Творческий путь».
Судейскую коллегию сегодня возглавил Сергей Шараков — кандидат филологических наук, ведущий научный сотрудник «Дома-музея Достоевского в городе Старая Русса» (филиала Новгородского музея-заповедника).
В завершение эфира ведущий Юрий Вяземский по традиции пообщался с судьёй ареопага.
Ю.В.: Почему вы увлеклись Достоевским?
С.Ш.: Это было ещё в студенческие годы. Я прочитал роман «Идиот» и впервые в жизни заплакал. Я увидел перед собой идеал. Это был взрыв, переворот в моей жизни.
Ю.В.: Я тоже когда-то плакал, но потом я вырос, стал более циничным и подумал, а что в нём хорошего, в этом положительно-прекрасном человеке?
С.Ш.: Достоевский на протяжении работы над романом изменился сам. В начале в черновиках он пишет — «Князь Христос». И в первой части всё группируется вокруг него. Там очень много таких аллюзий на Христа. Но после первой части роман почти на полгода встал. Достоевский задал себе вопрос: а что делает Мышкин? Он спасает Настасью Филипповну. И здесь Достоевский увидел, что он не понимает, как человек спасает человека. И со второй части он начинает писать другой роман. В конце черновиков он даёт краткие характеристики персонажам и появляется «Князь Мышкин» тире «идиотизм». Между «Князем Христом» и «идиотизмом» огромная в размерах дистанция. Поэтому это самый оспариваемый роман. Исследователи до сих пор не могут найти истину. Потому, что в романе два романа
Ю.В.: Меня всё-таки прежде всего интересует ваше ощущение от этого удивительного места. Для меня есть три центра духовности в России, великой духовности, которая распространяется на весь мир. Это Михайловское, Ясная поляна и Старая Русса. Вы живёте в доме, где жил мировой гений. Вы это ощущаете?
С.Ш.: Тут вопрос в том, чем была Старая Русса для Достоевского? Для человека религиозного, каким был Фёдор Михайлович, очень важен момент единения, средоточения в себе. В его жизни было три его единения, три места: каторга, где он впервые заглянул в себя, заграничная жизнь с Анной Григорьевной, когда все его религиозные представления откристализовались, и Старая Русса. Анна Григорьевна пишет: «В Старой Руссе Фёдор Михайлович восстанавливался нравственно и физически».
Ю.В.: Вы чувствуете присутствие Достоевского в этом доме?
С.Ш.: Не могу так сказать, может быть, я не обращаю на это внимание. Но в мае у нас проходит «Ночь музеев» и мы ночью водим экскурсии. Если вы помните, там света как такового нет. Вот представьте себе: тёмная комната, фонарь за окном, как и было при Достоевском. Свет падает на его письменный стол. И сколько бы я ни заходил у меня дрожь по телу. Вот в этот момент происходят вещи трудно передаваемые.
Ю.В.: А жители Старой Руссы, они понимают, в каком городе они живут?
С.Ш.: Как говорил Фёдор Михайлович, многое можно узнать бессознательно.
Ю.В.: А сейчас какой у вас самый любимый роман?
С.Ш.: Я очень люблю «Преступление и наказание». За образ Сони. Для меня это самый великий женский образ в русской литературе.
Юрий Вяземский в свою очередь рассказал, что его любимый персонаж отец Сони — Семён Захарович Мармеладов. В особенности его размышления о бедности и нищете.
Напомним, в 2018 году Юрий Вяземский приезжал в Великий Новгород, встречался с новгородскими школьниками и студентами. Бывал он и в Старой Руссе. Ранее школьники Новгородчины не раз становились участниками и даже победителями интеллектуального телешоу.
Фото: кадры из программы «Умницы и умники».
Источник: 53 новости