Успех Новгородского центра поддержки экспорта — это успех наших предпринимателей
Без малого 10 лет в Новгородской области работает Центр поддержки экспорта. Время показало — его деятельность настолько успешна, что по результатам работы за 2020 год среди 82 регионов РФ он занял 17-е место. В чём заключается секрет успеха? Об этом корреспондент «53 новостей» побеседовал с руководителем Центра Татьяной Лаврентьевой.
- Татьяна, как новгородский предприниматель может понять, что созрели предпосылки для выхода на внешний рынок?
- В большинстве случаев необходим опыт продаж производимых бизнесменом товаров или услуг на внутреннем, российском рынке. Новгородец может самостоятельно определить свои предпринимательские способности, но у него есть и отличная возможность обратиться в наш Центр. Мы поможем ему разобраться в специфике вопроса, определить — пойдёт ли его товар на экспорт. Для этого проводим экспортный аудит — определяем код товарной номенклатуры и изучаем аналитику продаж аналогичного продукта из России за рубеж. Поняв, что товар востребован, предлагаем его производителю взвесить все за и против, определиться — готов ли он к выходу на внешний рынок. Кроме того, существует и ряд других факторов. К примеру, у товара должна быть конкурентоспособная цена, его необходимо адаптировать под требования конкретной страны. В этом смысле требуется обратить особое внимание на вкусовые — если речь идёт о продуктах питания — качества и так далее. Даже цвет упаковки имеет немалое значение. Также, зачастую, товар должен пройти сертификацию, а сотрудникам предприятия необходимо пройти обучение по вопросам экспортной деятельности. В этих и во многих других вопросах мы готовы оказать поддержку.
Следует понимать — надеяться на помощь центра поддержки экспорта можно и нужно, но для достижения успеха бизнесмену необходимо и самому приложить немало усилий.
- Играет ли какую-либо роль в успешной экспортной деятельности объём производимой новгородским бизнесменом продукции?
- Безусловно, ведь предпринимателю необходимо понять, на какие продажи он может рассчитывать — В2В или В2С, оптовые продажи или розница. Начинающим экспортёрам мы рекомендуем применять ту же схему, которой он придерживался при торговле на российском рынке.
- Как бизнесмену избавиться от внутренних ограничений и перейти на качественно иную ступень развития?
- Самое главное — не бояться сделать первый шаг. За прошедшие 10 лет деятельности Центра мне доводилось встречать множество предпринимателей, которые боялись экспорта и ничего не понимали в многочисленных нюансах, связанных с этим видом экономической деятельности. Сегодня бизнесмены стали более подкованными и решительными. Мы их поддерживаем, объясняем, что заниматься экспортом выгодно. Кроме того, он получает бесценный опыт, который впоследствии непременно пригодится.
Как правило, более прочих сомневаются в своих возможностях те, кто создаёт продукцию собственными руками и небольшими партиями. Их товары мы размещаем на электронных торговых площадках, продажи с которых идут напрямую физлицам. Это самый простой способ заняться экспортом. При этом все хлопоты, связанные с размещением компании на ЭТП, мы берём на себя. В начале прошлого года на электронной площадке Alibaba мы разместили витрину Новгородской области — своего рода виртуальный магазин, на «прилавках» которого представлена продукция производителей нашего региона. На протяжении двух лет наш Центр имеет статус «золотого продавца», позволяющий держать новгородские товары в верхнем топе, то есть, на первых строках поисковика. На прочих электронных площадках создаём для местных предпринимателей индивидуальный магазин-аккаунт.
- Продукция каких сфер российского производства сегодня более всего востребована за рубежом?
- В принципе востребована любая продукция или услуги. Самое главное в экспорте — найти своего покупателя или потребителя в той или иной стране. Если товар — к примеру, хлеб, молочные или мясные продукты — востребован широко, то и выбор стран, и конкретных покупателей, огромен. Но существуют и более специфические товары — так сказать, на любителя.
Что касаемо востребованности за рубежом конкретной продукции, то в первую очередь следует упомянуть продукты питания. Это — иван-чай «Емельяновской биофабрики», безглютеновые хлопья из голозёрного овса предприятия «Сташевское», разнообразная продукция «Медового дома» и многое другое. Огромным спросом за рубежом пользуется новгородский «хенд мэйд»: украшения и ёлочные игрушки. В частности, настоящий бум создали украшения ручной работы производства «Мастерской Алёшиных», чьи экспортные поставки имеют необычайно широкую географию. То же самое можно сказать и о детских растущих стульчиках торговой марки «Заноза», изделиях из кожи торговой марки «Штопаный крот».
- Расскажите о деятельности Центра поддержки экспорта. Практикуемый вами формат одного окна — в чём заключается суть этой формы работы?
- На самом деле все просто: есть одно место, куда как начинающий, так и уже действующий экспортёр может прийти за помощью и поддержкой. Благодаря содействию министерства инвестиционной политики Новгородской области, в рамках реализации региональных проектов «Системные меры развития международной кооперации и экспорта» и «Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства», мы оказываем консультационную поддержку, переводим различные документы, создаём сайты на иностранных языках, помогаем с сертификацией и регистрацией товарных знаков, предоставляем стенды на выставках и так далее.
Каждый год мы проводим посвящённую экспорту конференцию, на которой рассказываем заинтересованным новгородским предпринимателям о преимуществах этого вида деятельности, об оказываемой нами поддержке.
Более того, предприниматели могут получить поддержку и на федеральном уровне. С 2017 года мы являемся точкой присутствия АО «Российский экспортный центр» в Новгородской области и помогаем предпринимателям получать его услуги.
- А каковы результаты работы Центра — сколько новгородских бизнесменов с вашей помощью стали экспортёрами?
- Сегодня можно с уверенностью констатировать, что упорная планомерная работа принесла свои плоды: в минувшем году с нашей помощью экспортные контракты заключили 34 предпринимателя, в том числе впервые при содействии Центра на внешний рынок вышли 19 экспортёров. Объём их экспорта составил 8,6 млн долларов. Сегодня продукция новгородских производителей востребована в США, Японии, Индии, Австралии, а также Исландии, Ирландии, Швейцарии и прочих государствах Евросоюза.
Источник: 53 новости