Архивы раскрывают тайны: Станислав Гагарин — автор романа «Мясной Бор»
В хранилищах государственных архивов Новгородской области — сотни тысяч документов. Прикосновение к каждому вызывает трепет сопричастности подлинной человеческой жизни, закончившейся десятилетия, а может быть и столетия назад, но готовой говорить с нами, живущими сегодня. «53 новости» и государственные архивы Новгородской области публикуют цикл очерков, который может стать бесконечным. Бесконечным, как судьбы людей, стоящие за длинными номерами и шифрами «единиц хранения». Возможно, генетический код нашей земли вписан в них…
Среди писем, адресованных поисковику Николаю Ивановичу Орлову и переданных в архивный фонд №8100 «Орловы — организаторы и участники поисковых экспедиций в районы боевых действий 2-ой ударной армии», есть корреспонденция от писателя Станислава Гагарина. Всего в деле №9 сохранились пять писем: четыре машинописных и одно – написанное рукой автора. Копии ответов Николая Орлова, к сожалению, в фонде не отложились.
Станислав Семёнович Гагарин. Источник фото.
Станислав Семёнович Гагарин (1935-1993) — советский писатель, уроженец поселка Уваровка Можайского района Московской области. Окончил мореходное училище, работал штурманом, был капитаном на торговых судах и судах рыболовного флота. Затем закончил Всесоюзный заочный юридический институт. Начал писать прозу с молодости, публиковался в ежегоднике «Фантастика» издательства «Молодая гвардия». Но не только фантастические рассказы и повести числятся в библиографии — довольно широко в творчестве Гагарина представлена тема морских путешествий и отваги советских воинов. По повести Станислава Семёновича «Парни из морской пехоты» режиссер Виктор Доценко снял фильм «Черные береты».
Еще одной темой, которая интересовала писателя – ребенка военного времени, была Великая Отечественная война.
Немалого мужества требовало обращение в 1970-е к истории 2-й ударной армии — в отличие от сегодняшнего времени, когда можно открыто говорить о событиях 1942 года в районе Мясного Бора. Но знаменитая Любанская операция не могла оставить писателя равнодушным. Изученные материалы по истории боев 2-й ударной армии на территории Новгородской (в годы Великой Отечественной войны — Ленинградской) области легли в основу романа под названием «Мясной Бор», работа над которым началась в конце 1970-х годов и шла не менее десяти лет.
Наиболее ранние из сохранившихся в фонде письма относятся к 1979 году, но, судя по их содержанию, Николай Иванович и Станислав Семёнович уже были хорошо знакомы. В основу романа легли события Любанской операции – эта тема сблизила писателя и поисковика и стала поводом для частой переписки.
Письмо С. С. Гагарина к Н. И. Орлову. 16 ноября 1979 г. ГАНИНО. Ф. 8100. Оп. 1. Д. 9. Л. 9.
Первое письмо Орлову датировано 16 ноября 1979 года. В письме автор будущей книги интересовался личностью начальника штаба 2-й ударной армии. Полковник Пётр Семёнович Виноградов с марта 1942 года был назначен на должность начальника штаба армии. С октября 1942 года официально числится пропавшим без вести: «Меня вот интересует личность начальника штаба 2-й УА П. С. Виноградова, который до последнего был с Власовым, а потом пропал без вести».
Николай Иванович ответил быстро. В письме от 29 ноября 1979 года Станислав Семёнович сообщал: «…Ваши сведения о Виноградове представляются мне очень важными. Я ведь хочу показать в романе, как сломался Власов. Но никто не знает, почему и как он оказался один, только женщина его сопровождала».
Письмо С. С. Гагарина к Н. И. Орлову. 29 ноября 1979 г. ГАНИНО. Ф. 8100. Оп. 1. Д. 9. Л. 10.
Благодаря Орлову между писателем и ветеранами армии завязалась переписка. Он узнал адрес комдива 327-й стрелковой дивизии Ивана Антюфеева — в то время бывший комдив жил в Литве. Целью писателя было изучить операцию и владеть ситуацией по операции в районе Любани не хуже командующих фронтом и армией: «Будет время — нарисуйте мне схемы различных боевых действий в разное время. Без них — я как слепой. Одно дело художественный вымысел, другое – когда он на документальной основе. А я всю операцию должен представлять не хуже Мерецкова и Клыкова».
Отклики Николая Ивановича, письма ветеранов подхлестнули писателя. В ноябре 1979 года он сообщал: «…Уже пишу роман. Идет вторая глава. Докладываю Вам, что по всем вашим адресам я написал. Пока откликнулись Шапиро и Тихонюк, а также Чулошников. К нему я хочу поехать в декабре. Узнал адрес комдива — 327, Антифеева».
Полковник, затем, с мая 1942 года — генерал-майор Иван Михайлович Антюфеев командовал дивизией с первого до последнего дня операции. Был ранен, 5 июля 1942 года попал в плен, освобожден из плена в конце апреля 1945 года. Дивизия генерала Антюфеева героически сражалась в окружении, потеряв почти весь личный состав. Но она не была расформирована и продолжила боевой путь в рядах 2-й ударной армии.
По воспоминаниям Антюфеева, опубликованным в книге «Вторая ударная в битве за Ленинград», в январе его дивизии поставили трудновыполнимую задачу: необходимо было прорвать оборону противника на левом берегу Волхова, обойти его опорные пункты и овладеть станцией Любань. Иван Михайлович пытался доказать, что к указанному сроку дивизия не будет готова наступать, а срок обозначили — 6 января 1942 года. К этому времени, по воспоминаниям генерала, не было санного транспорта, не были получены боеприпасы, не было продовольствия и фуража. Но комдиву объяснили, что команда получена сверху и обсуждению не подлежала.
На рассвете 7 января дивизия начала наступление в районе Селищенских казарм, на фронте протяженностью до четырех километров. Правее наступала 59-я армия. Успеха наступление не имело, пехоту не смогла поддержать артиллерия. Действия возобновились 13 января. Перед нашими войсками лежало открытое пространство замершего Волхова. На берегу лежал глубокий снег, а мороз достигал 30 градусов. По воспоминаниям комдива, наступающих встречал сплошной пулеметный и минометный огонь. Таким образом, бои за овладение Спасской Полистью шли до конца января 1942 года, но взять населенный пункт части дивизии так и не смогли. С 1 февраля дивизию, которая понесла большие потери в январских боях, отвели на пополнение.
Следующей задачей, поставленной перед воинами 327-й, было овладение Красной Горкой и Любанью. Но, к сожалению, и здесь соединение ждала неудача. Ожесточенные бои шли с 27 февраля. 327-я дивизия перешла к обороне. Позже предпринимались многочисленные попытки взять Красную Горку и Любань. Как напишет в своих воспоминаниях комдив: «К середине апреля хлеба выдавалось менее половины нормы, других продуктов не было совсем. Но люди не падали духом. Мы стойко обороняли занятые рубежи, неутомимо трудились: рубили лес, строили дзоты, прокладывали дороги. Наступавшая весна торопила нас — ведь мы находились в болотах» (из книги «Вторая ударная в битве за Ленинград». Сост. В. А. Кузнецов. Л., 1983. С. 35-36).
Схема операций, проводившихся войсками Волховского фронта в первой половине 1942 года. Форзац книги «Вторая ударная в битве за Ленинград» (Л., 1983).
Именно за воспоминаниями 82-летнего генерала и должен был поехать Станислав Гагарин.
26 мая 1980 года, после поездки в места боев 2-й ударной армии, писатель делился с Орловым: «…Пишет вам исполненный благодарности за ваше гостеприимство и радушие Станислав Семёнович Гагарин. Сообщаю, что благополучно приехал в Москву, здесь задержался — сдавал вместе с редактором свою новую книгу «Три лица Януса» в производство. Потом поехал в Свердловск. Отошел вконец и сел за письменный стол — пишу роман «Мясной Бор».
Станислав Семёнович снова просил Николая Ивановича сообщать любые факты по истории армии: «По мере возможности — пиши мне почаще. Вспомнишь чего-либо, взял и написал. Любые истории, подробности, детали, так или иначе связанные со Второй ударной армией — мне пригодятся в работе. Как ты понял, Николай Иванович, роман я пишу правдивый до предела, поэтому чем больше я наполню его подлинными фактами – тем скорее поверят мне люди».
Под впечатлением поездки стала спориться работа по продолжению написания романа «Мясной Бор»: «…С 1 июня буду сидеть за городом, в лесу, нашел укромное местечко — и писать, писать, писать… Надеюсь, что к концу лета первая книга романа будет готова. Тогда ждите меня в гости с рукописью, почитаем вместе прежде чем отдавать издателям…»
К письму Станислав Гагарин приложил два листа машинописного текста со стихотворением, посвященным Николая Ивановичу Орлову.
Детально прорабатывая тонкости боев в районе Любани и Мясного Бора, писатель цеплялся за каждую делаль и просил Орлова о помощи. Из письма от 2 июля 1980 года: «Что тебе известно о 165 сд, которую с колес бросили 5 июня 1942 г. на прорыв коридора? Говорят, что она почти вся погибла в этих боях…»
Письмо С. С. Гагарина к Н. И. Орлову. 21 августа 1980 г. ГАНИНО. Ф. 8100. Оп. 1. Д. 9. Л. 15-16.
Из письма от 21 августа 1980 года: «…Сейчас описываю начало марта 42 г., когда рвались к Любани конники Гусева, дивизия 327-я Антюфеева и приехал Ворошилов во 2 УА. Что ты знаешь о его приезде в Дубовик, где погиб во время налёта Всеволод Багрицкий? Напиши».
Последние письма пришли от Гагарина летом 1980 года. В письме от 21 августа писатель сообщал: «…Закончить первую книгу до осени не удалось… Роман расширился, уже я им не управляю, материал богатейший, ну и сковывать себя искусственно не хочу, раз пишется — надо писать…»
Николаю Ивановичу не суждено было увидеть роман напечатанным. 13 декабря 1980 года в возрасте 53 лет он ушел из жизни. Первое издание романа в трех книгах «Мясной Бор» состоялось только в 1991 году. В 2016 году роман переиздан издательством «Вече».
В итоге получилось большое произведение. Роман разбит на три периода: попытка прорыва блокадного кольца, период обороны и неудача операции под Любанью, гибель бойцов 2-й ударной армии. Станиславу Семёновичу Гагарину удалось создать правдивую и подробную книгу о военных событиях под Мясным Бором с одноименным названием — наиболее значительное художественное произведение о той трагической операции 1942 года.
Старший научный сотрудник отдела по научно-информационной работе и переводу документов на открытое хранение Государственного архива новейшей истории Новгородской области
Светлана Егорова.
Источник: 53 новости