53 способа рисовать: стереотипы в рисовании и их вредность
Для того, чтобы начать рисовать, мало бумаги и карандаша. Нужна смелость, желание выразить себя. Причем такое, когда уже не можешь себя сдерживать. «53 новости» знакомят читателей с проектом о художественном творчестве вместе с его ведущей Ольгой Ольской. Наши читатели пройдут путь от замысла произведения до его воплощения в жизнь, познакомятся с трудностями и радостями рисования. И сегодня автор проекта «53 способа рисовать» расскажет о том, как преодолеть стереотипы в рисовании.
В этой статье мы обсудим стереотипы и вредные советы в рисовании, для чего они существуют, нарушим несколько из них и совместим гуашь с акварелью.
Стереотипов в рисовании очень много. Новички, которые только начинают приходить в эту сферу, часто с ними сталкиваются. Стоит ли к ним прислушиваться?
Сложный вопрос. Я бы сказала, что, скорее, нет. Рисование — это творчество. В творчестве не должно быть рамок и преград. Единственное, чем оно должно ограничиваться — моральными нормами и законом.
Например, новичкам говорят о том, что нельзя использовать черный цвет в работах. Но, ведь, много популярных художников им пользуются. Сказано это для того, чтобы новички не «разводили грязь». Вот только разводить грязь можно даже смешиванием определенных, «не тех», цветов. С другой стороны, все мы когда-то рисовали тени чёрным, и выходило не очень красиво. От себя скажу, что по началу стоит разобраться, как работают тени и свет. Научиться понимать, как меняются цвета. Тогда и станет понятно, когда лучше использовать чёрный, а когда его не стоит трогать. Возможно, этот цвет станет частью стиля в ваших работах, кто знает?
Есть стереотип о том, что срисовывать нельзя. Или наоборот, что если срисовывать, то быстрее научишься рисовать. На эту тему я уже писала статью, где подробно поясняла, чем вредны срисовки и как они могут помочь. Если говорить коротко, то ко всему надо подходить с умом. К срисовкам тоже.
Говоря о срисовках, вспоминается стереотип, что хороший художник должен рисовать из головы, без референсов. Этот стереотип я бы отнесла к рубрике «Вредные советы». Всё, что нас окружает — референсы. Чашка чая, мячик вашего кота или собаки, диван и даже собственные руки. Так что, теперь смотреть только в пол, чтобы не увидеть референсы и не срисовывать или не запоминать? Конечно, нет. Референсы нужны даже самым продвинутым художникам.
А еще расскажу маленький лайфхак: художник сам себе референс. Да-да, если вы не можете найти в интернете определенной позы, то почему бы не сфоткать себя в ней через зеркало или попросить кого-то из близких сфоткать вас?
Иногда можно услышать о том, что рисовать стоит только одним материалом. Звучит довольно забавно, особенно, на фоне того, что в следующих статьях я хочу вас познакомить с акрилом и маркерами. И нет, художник, так же, не должен уметь рисовать абсолютно всеми существующими материалами. Можно и нужно рисовать тем, что вам нравится. В моём случае это цветные карандаши и акварель. Сейчас, в рубрике «53 способа рисовать», выходят статьи о разных арт-материалах и о том, как их использовать. Делается для того, чтобы начинающие присмотрелись и приценились, выбрали то, что им больше по душе. Так что, не ограничивайте себя. В рисовании важно получать удовольствие от процесса создания работы, а не только от результата.
«Рисовать надо только что-то с глубоким смыслом!» Тут уже никто не сможет доказать, что в той белке с копьем, которую вы нарисовали, нет глубокого смысла. Хотя эта белка вам просто приснилась и показалась интересной идеей. Хочу сказать, что глубокий смысл в картинах не обязателен. Тот, кому он необходим — всегда сможет его найти. Такие люди находят великий тайный смысл даже там, где его нет. А закладывать ли в действительности некий смысл в рисунок, решаете только вы. Так же, как решаете и то, рассказывать о нем публике, или оставить при себе.
Когда я готовила материал к прошлой статье, сравнение гуаши и акварели, во всех статьях и видео нашла одно высказывание. Звучало оно так: «Не стоит совмещать акварель и гуашь в рисунке. Из этого ничего хорошего не выйдет!»
Ну что же, вызов принят!
Лайфхак для тех, кто испытывает затруднения с идеями для рисования: возьмите ватман. Три года назад я взяла ватман формата А2, расчертила на равные клеточки и пронумеровала. Вышло сто девяносто шесть клеточек. В каждой написала вещи, которые мне казались уютными или атмосферными. Например, пряности, талисман, плед, костёр, заросли малины, охотник, ведьма, душа в бутылке, подсолнух, маяк, флейта и много всего другого. Теперь, если я не знаю что нарисовать, захожу в генератор случайных чисел, ставлю нужный промежуток и выбираю пару или тройку чисел. Смотрю, что он сгенерировал и совмещаю.
Таким образом, сегодня мы будем рисовать траву, фонарь и зонтик.
Перед началом работы я беру малярный скотч, пару раз прикладываю к ткани, чтобы он закреплял не так сильно, а затем приклеиваю листок к столу со всех сторон.
По традиции, сначала делаем карандашный набросок. В этот раз я взяла акварельную бумагу формата А4. Сначала рисую основное — фонарь под зонтиком. Но выглядит всё довольно пустынно и заброшено, поэтому добавляю немного сюжета. Рядом с фонарём будет сидеть и греться мышка.
Дальше делаем то, что делали еще с момента знакомства с акварелью: стираем лишний грифель, смачиваем лист и заливаем пятнами в технике «по мокрому». Над зонтиком делаю жёлтое световое пятно, по краям более темные пятна. Синие, зеленые и фиолетовые. Фонарь крашу жёлтым, внутреннюю часть зонтика тоже. Землю под зонтиком и вокруг фонаря заливаю жёлто-зеленым. Жду пока слегка подсохнет, и наношу на зонтик немного фиолетового.
Теперь жду, когда всё высохнет. Напоминаю, что можно подсушить работу феном.
На жёлтом фоне добавляю деревья неярким коричневым, кочку, на которой они растут, веду вправо, к более тёмному участку. Постепенно добавляю синий чуть насыщеннее, чем был до этого. Им же рисую несколько деревьев. Оставляю место для маленького ручья-водопада, не забываю о паре камешков, выглядывающих из-за струй. Тот склон, что ближе к зрителю делаю еще темнее. Для этого смешиваю синий и фиолетовый. Прорисовываю траву и очертания фонаря.
На тёмных пятнах слева прорисовываю деревья, добавляю текстуры на островке деревьев посередине. Когда берега с обеих сторон от ручейка подсыхают, заливаю сам водопад и ручей холодным синим цветом.
Вот, всё подсохло и теперь можно переходить к гуаши.
Прежде всего, прорисовываю зонтик более темным фиолетовым сверху. Изнутри он будет у меня светиться, так что с края добавляю оранжевый, ближе к центру зонтика делаю его жёлтым, и для контраста с внешней стороной, вывожу всё в белый. Там, где цвет темнее, ставлю белым точки разной величины. Это то ли пыльца, то ли пыль, которая светится от сияния зонтика. Потом прорисовываю сам фонарь.
Точно так же, ближе к краям оранжевый, а к огоньку опять вывожу в белый. Прорисовываю его металлическую часть, не забываю про блики и затемнения. Добавляю мышку. Спереди, ближе к фонарю, контур делаю жёлтым, смешанным с белым. Добавляю ручку от зонтика позади мышки и фонаря. Чистым белым делаю штрихи воды, спадающей водопадом. Слева рисую очертания переднего фона тёмным фиолетовым. Когда всё подсыхает, тем же бело-жёлтым делаю брызги по краям. Чтобы не попасть на мышь, прикрываю ее салфеткой.
Действующих лиц мне показалось мало, поэтому решила добавить лиса, заглянувшего на огонёк. Намечаю его очертания фиолетовым тонкими линиями. Намешиваю несколько оттенков оранжевого. От светлого, к коричневому. Наношу в несколько слоёв, делаю тело более темным, а мордочку светлее. Жёлто-белым отмечаю щечки, грудку и животик.
На ушках черным делаю кончики, как и лапки с носиком. Не забываю о глазе. Добавляю тени на земле от лиса и мышки. Наношу отсветы на переднем фоне парой небрежных мазков. На этом можно и заканчивать.
Итак, мы разобрали почему не стоит следовать стереотипам и осознали, что в творчестве главное — свобода. Пошли против утверждения о том, что смешивать акварель с гуашью нельзя и достигли неплохого результата.
Помните, что в своём творчестве вы можете быть ограничены только фантазией, и никто вам не может запретить смешивать материалы.
Источник: 53 новости