Писатель Виктор Смирнов поделился размышлениями о «неудобном Кушнире»
Неудобный Кушнир
19 апреля новгородская общественность отметила 100-летие выдающегося архитектора Ильи Иосифовича Кушнира. В музее изобразительных искусств открылась выставка, посвященная этому замечательному человеку.
Илья Иосифович Кушнир родился в небольшом новгородском городке Сольцы. После школы поступил в Ленинградский инженерно-строительный институт. В сорок первом ушел на фронт. Воевал на 2-м Украинском, участвовал в битвах за Кавказ и Будапешт, заслужил двенадцать (!) боевых наград.
В сорок седьмом году Илья Кушнир получил диплом архитектора-строителя, и ему как фронтовику предложили самому выбирать место работы. Он выбрал Новгород. Город был полностью разрушен, но для архитектора здесь открывалось широкое поле деятельности, можно было творить фактически с чистого листа. Здесь Илья встретил красивую девушку с редким именем Изольда, которая станет верной спутницей его жизни.
Уже первые проекты Кушнира вызвали недовольство властей. Его упрекали в том, что он рисует какие-то дворцы, в то время как люди живут в подвалах. «Зачем эти излишества, все эти колонны и пилястры, когда нужно строить быстро и дешево?!» - возмущалось начальство. Но молодой архитектор проявил неожиданное упорство. Он доказывал, что архитектура должна радовать настрадавшихся в войну людей, делать их жизнь красивее, что Новгород - это особый город, а его современный облик должен гармонировать с памятниками древнего зодчества.
И теперь, много лет спустя, здания Кушнира выделяются на городских улицах так, как одетый хорошо и со вкусом человек выделяется в солдатском строю. По его проектам были построены здание «Новгородэнерго» на Большой Санкт-Петербургской, гостиница «Волхов», центр научно-технической информации на Федоровском Ручью, реконструировано Дворянское собрание, а всего было построено более четырехсот зданий.
Для Кушнира не было объектов высоких и низких. Вот, казалось бы, баня, уж чего проще. А он спроектировал на месте довоенной бани настоящее палаццо в неоклассическом стиле, преобразившее набережную Александра Невского. Это та самая баня, которую не так давно по-воровски снесли ее новые хозяева, что вызвало бурю запоздалого негодования новгородцев.
Кушнир проектировал не только здания, он был автором генеральных планов площадей, парков и скверов. Наш сегодняшний уютный, утопающий в зелени город — это в немалой степени его заслуга.
Илью Иосифовича все больше увлекает историческое наследие Новгорода. Он разрабатывает планы охранных зон, глубоко изучает древнюю архитектуру, поднимает целый пласт неизвестных архивных материалов. Параллельно составляет инженерную картограмму уникального культурного слоя Новгорода, которая станет основой для всех последующих археологических исследований.
В 1966 году Илья Иосифович становится главным архитектором Новгорода. Это было время бурного промышленного развития города. Нужно было развивать масштабное строительство новых кварталов, сохранив неповторимый облик древнего города.
Впрочем, должность главного архитектора Кушнир занимал сравнительно недолго, в течение шести лет. Причиной его отставки стали разногласия с руководством области. Первый конфликт возник вокруг проекта областного драмтеатра, который лично курировал первый секретарь обкома Николай Афанасьевич Антонов. Воспитанный в традициях архитектурной классики Илья Иосифович решительно возражал против того, чтобы ставить на волховском берегу дорогостоящий объект, больше напоминающий элеватор, чем храм Мельпомены. Но вопреки возражениям главного архитектора проект был утвержден, и теперь мы имеем то, что имеем.
Второй конфликт разыгрался вокруг монумента Победы. Хотя на творческий конкурс представили немало ярких, интересных заявок, высокое начальство предпочло проект украинского скульптора Нероды, автора типовых памятников советским вождям. Кушнир отказался согласовывать монумент, который, по его мнению, не вписывался в исторический облик города, и этого ему не простили.
Избавившись от строптивого Кушнира, городские власти стали застраивать город безликими серыми зданиями из силикатного кирпича, единственным украшением которых согласно невеселой шутке того времени было дамское белье, вывешенное на балконах.
Потеряв должность главного архитектора, Илья Иосифович пошел рядовым проектировщиком под начало своей бывшей ученицы. Он болезненно переживал отставку, но любовь к Новгороду перевесила обиду. У него, наконец, появилось время для творчества. Кушнир занимается научными исследованиями, пишет книги и популярные очерки, много и талантливо рисует. Но предмет его разнообразной деятельности всегда один. Это — Новгород, город, которому он посвятил свою жизнь и талант.
Вспоминая о таких людях, как Илья Иосифович Кушнир, нельзя не задуматься о том, кто сегодня приходит им на смену. К сожалению, профессия архитектора у нас во многом девальвировалась, а ее представители превращаются в послушных исполнителей дурновкусия заказчика. В Великом Новгороде главные архитекторы меняются так быстро, что не успеваешь запомнить их фамилии. И это не может не вызвать тревогу, ведь от профессиональных и человеческих качеств архитектора во многом зависит облик того замечательного города, в котором живем мы, и в котором будут жить наши дети и внуки.
Архитектура — это особый вид искусства. Если нам не нравится книга, мы можем ее не читать, если не нравится фильм, можно его не смотреть. А вот плоды трудов архитектора у нас всегда на виду независимо от наших желаний и предпочтений. Поэтому настоящий архитектор должен быть не только профессионалом, но и обладать особым чувством гражданской ответственности.
Именно таким человеком был Илья Иосифович Кушнир.
Недавно его имя присвоили одной из новых улиц Великого Новгорода. Причем, присвоили не сразу, а только со второй попытки. Видимо, он по-прежнему остается для кого-то неудобным человеком.
Источник: страница Виктора Смирнова на «Фейсбуке». Иллюстрация 2: Новгородский музей-заповедник
Источник: 53 новости