Архивы раскрывают тайны: «Хозяйство школы для земледельцев должно представлять пример…»
В хранилищах государственных архивов Новгородской области — сотни тысяч документов. Прикосновение к каждому вызывает трепет сопричастности подлинной человеческой жизни, закончившейся десятилетия, а может быть и столетия назад, но готовой говорить с нами, живущими сегодня. «53 новости» и государственные архивы Новгородской области публикуют цикл очерков, который может стать бесконечным. Бесконечным, как судьбы людей, стоящие за длинными номерами и шифрами «единиц хранения». Возможно, генетический код нашей земли вписан в них…
В истории дореволюционных учреждений образования Новгородской губернии были министерские, земские школы, училища, семинарии. Все они имели своей целью просвещение и обучение своих учеников. Но некоторые школы имели специализированную направленность. Так, в 1891 году открыли низшую сельскохозяйственную школу 2-го разряда Новгородского губернского земства. Она находилась в Новгородской губернии в четырех верстах от Новгорода при сельце Яковлево (Григорово), на мызе, принадлежащей Новгородскому губернскому земству, которое учредило школу на свои средства. Для устройства школы земство приобрело в собственность имение господина К.Ф. Масловского «Григорово» в размере 450 десятин со всеми постройками и находящимся там инвентарем за 37 000 рублей.
Целью школы было распространение в народе, преимущественно путем практических занятий, основных знаний по сельскому хозяйству вообще и, в частности, по скотоводству, огородничеству, пчеловодству и молочному хозяйству, а также по ремеслам: слесарному и кузнечному – «хозяйство школы для земледельцев и крестьян должно представлять пример такой организации, при которой возможно получении наибольшего дохода». Но, вместе с тем, школа должна была принимать возможные меры к разного рода улучшениям. При ней должны были производиться опыты с целью усовершенствования различных видов культур.
Кроме общей задачи, школа по определению педагогического совета, стремилась еще и к такой цели, чтобы образовать молодых людей, «способных в любом хозяйстве занять место старшего рабочего». Курс обучения в школе продолжался четыре года: один год — в приготовительном классе и три года в трех специальных классах.
В 1892 году на территории школы находились следующие постройки: каменный дом, сарай сенной и сарай для земледельческих орудий, картофельный погреб, скотный двор, каретник, мастерская, старый ледник, гумно, рига, амбар, колодцы, кузница, забор вокруг огорода, баня, прачечная, золотарная яма, столб с колоколом.
Согласно уставу приема учеников-работников, принимались ученики (мальчики) всех сословий в возрасте не менее 14 лет, а в приготовительный класс — не менее 13 лет, с хорошим физическим развитием. Для поступающих в приготовительный класс требовалось знание русской грамоты, а от поступающих в первый класс требовалось знание общеобразовательных предметов в объеме курса начальных народных училищ. Большая часть учеников являлась стипендиатами губернского земства, но имелись стипендиаты и уездных земств. Кроме того, при школе были учреждены постоянные три стипендии: одна имени бывшего губернатора Новгорода Лерхе и две имени двух земских деятелей: Качалова и первого попечителя данной школы Нечаева.
Доклад попечителя сельскохозяйственной школы Новгородской губернской земской управе о деятельности школы. 1892 год. Государственный архив Новгородской области. Ф. 98. Оп. 3. Д. 224. Л. 274.
Попечителем школы со дня открытия 17 октября 1891 года по 15 января 1892 года являлся бывший председатель губернской земской управы Н.Н. Нечаев. Затем попечителем утвердили губернского предводителя дворянства князя Бориса Александровича Васильчикова. Управляющим школы был кандидат естественных наук Петр Филиппович Сурин. Он вёл объяснение важнейших явлений природы в приготовительном и первом классах; учение о полезных растениях и животных в первом классе (зоологию). Законоучителем был священник Матвей Васильевич Перов, который вёл Закон Божий в приготовительном классе. Первыми преподавателями стали Михаил Васильевич Чернявский (арифметика и черчение в первом классе) и Исаак Петрович Мордвинов (арифметика, чистописание и пение в приготовительном классе).
Из служащих по вольному найму при школе состояли: садовник Окороков, окончивший курс садоводства в Пензенском училище, маслодел Богданович, окончивший Едимоновскую школу маслоделия Н.В. Верещагина, столяр и кузнец — мастера практики. Остальные служащие — простые рабочие.
К началу первого учебного года число учащихся составляло 27 человек (13 — в приготовительном классе, 14 — в первом). День у учеников распределялся следующим образом: в период классных занятий вставали в 6 часов, в 6 ½ ч. молитва и в 7 часов чай. Затем от 8 до 11 ½ шли лекции. В 12 часов обед. С первого часа дня до 5 часов вечера шли практические работы в мастерских, по скотному двору и хозяйству. В 6 часов - чай. С 6 до 8 приготовление уроков. В 8 часов ужин и, наконец, после общей молитвы в 9 ½ ложились спать. В период непрерывных практических занятий ученики вставали в 4 часа, в 4 ½ молитва. Затем с 5 до 8 работа. С 8 до 9 часов завтрак; с 9 до 12 работа; далее с 12 до 3 обед и отдых. В 3 часа чай, с 3 до 7 часов работа. В 4 ½ ужин, в 8 ½ часов становились на молитву и ложились спать.
При открытии школы ученики помещались все в одном каменном доме, купленном вместе с имением. Спальни, классы, столовая с кухней располагались внизу, а в мезонине жил штат, то есть управляющий и два учителя. Так как этот дом не был приспособлен специально под школу, спальни помещались в четырех комнатах.
Классы, как первый, так и приготовительный, занимались в одной и той же комнате — помещение не позволяло отвести отдельные кабинеты. Теоретические занятия днем шли отдельно, а вечерняя подготовка уроков — вместе. Мастерские помещались в отдельном, вновь устроенном здании.
В свободное от занятий время ученики занимались чтением, при школе имелась прекрасная литературная библиотека, доставшаяся ей от учительской семинарии, гуляли, занимались дозволенными играми, учились музыке (имелись казенные скрипки). Иногда устраивались некоторые увеселения: туманные картины, чтения, а на рождество — ёлка. Кроме того, в праздничные дни некоторые из учеников отпускались в город к родным. На рождественские праздники с 23 декабря по 7 января большая часть учеников уезжала по домам.
Ввиду недостатка подходящих учебников, изучение предметов велось в форме бесед, рассказов, с непременным повторением услышанного, при этом, по возможности, объяснение сопровождалось наглядными опытами и пособиями.
Расходы по содержанию сельскохозяйственной школы в 1893 году. Государственный архив Новгородской области. Ф. 98. Оп. 3. Д. 227. Л. 306.
Так как школа находилась в неразрывной связи с находящимся при ней имением, то практические занятия, кроме мастерских, проводились как летом, так и зимой на всех работах, в которых нуждалось данное хозяйство. В школьном хозяйстве имелось несколько человек наемных рабочих, но их задачей была вывозка удобрений из города. Все остальные работы, как по хозяйству, так и по домоводству, выполнялись исключительно учениками.
Зимой, то есть во время теоретических занятий, ученики обучались в мастерских: столярной, под руководством опытного мастера занимались починкой старого инвентаря и заготовкой нового - телег, тачек, дрог, столов, кормушек, борон и других орудий труда. В кузнице с кузнецом-слесарем практиковались в ковке лошадей, в сборке и разборке орудий, в лужении посуды, нарезании болтов и гаек. Помимо мастерских, в зимнее время ученики исполняли по известной системе все работы по скотному двору: дойка коров, очистка навоза, задача корма, пойка скота, выпойка телят и откорм свиней; процеживание молока, съемка сливок, в том числе способами Шварца и Гусандера, сбивка масла, мойка посуды. Ученики возили из леса дрова, очищали от сучьев вырубленные делянки, принимали срубленный лес и дрова, отмечали на срубе деревья, развозили и закладывали навозные кучи на полях, плели маты для парников. Кроме всего этого, поочередно ученики несли дежурства по кухне, по школе, по инструментальному и тележному сараям и по выдаче-приемке сельскохозяйственных продуктов. С прекращением же теоретических занятий и с наступлением полевых работ, занятия в мастерских ограничивались до последней возможности, исключая кузницы.
Все время и внимание учеников исключительно останавливалось на чисто сельскохозяйственных работах и занятиях по саду и огороду. Ученики приготовительного класса, как наиболее слабые физически, назначались на более легкие работы: сад и огород, уборка двора, уход за скотом, громоженье сена, собирание картофеля. Ученики же старшего класса выполняли все остальные работы: пахоту, посев, косьбу, уборку хлебов.
Ученики старшего класса по окончании курса обучения поступали на практику в частные хозяйства, где они, находясь в распоряжении хозяина или его доверенного, могли практически укрепиться в приобретенных ими знаниях по сельскому хозяйству. Находясь в частных хозяйствах в течение года, ученики содержанием и необходимыми денежными средствами для удовлетворения расходов по одежде и другим необходимым потребностям обеспечивались владельцами этих хозяйств.
В начале 1893 года школа переехала в новое здание, устроенное специально с этой целью, ученики были размещены очень удобно. Здание большое, деревянное, двухэтажное, причем классы, рекреационный зал, библиотека находились в верхнем этаже, а спальни, цейхгауз и кухня совместно со столовой — в нижнем этаже. Как в верхнем, так и в нижнем этажах находились комнаты для дежурных учителей. Кроме парадного входа из обоих этажей, были запасные ходы и лестницы на случай пожара. Помещение было светлым и просторным, содержало достаточно воздуха. Классы располагались полукругом около зала, куда выходили двери, а между классами и входом в зал, находилась учительская комната. Спальни для всех учеников располагались в трех больших комнатах, расположенных буквой «Т», а в середине между ними — комната для дежурного учителя.
В ночь с 24 на 25 декабря 1893 года в школе произошел пожар, от которого сгорело до основания здание и вся находившаяся в нем движимость: мебель, учебные пособия, одежда учеников и библиотека. Причиной пожара стала горевшая керосиновая лампа, стоявшая на столе в комнате повара, которая случайно упала на пол и разбилась. От разлившегося на полу керосина произошло воспламенение, пламя перешло на стены комнаты и далее в кухню и кладовую, где находились осветительные материалы. Здание сгорело за три часа.
После пожара вторую половину года ученики размещались в квартире управляющего, в казарме для рабочих, в свободных комнатах при молочной, июнь и июль — в молотильном сарае. В первой половине сентября были отстроены новые школьные помещения, куда и были переведены ученики. Взамен сгоревшего здания было выстроено три одноэтажных новых дома: один для классов и столовой, другой для спален и третий — для кухни. В первом доме, кроме четырех классов и столовой имелся большой зал и комната для учебных пособий и коллекции. К дому примыкала крытым коридором кухня с кладовой. Дом для спален находился в 30 саженях от классного и заключал в себе две спальных комнаты, комнату для дежурных преподавателей, цейхгаус и умывальную. Вновь выстроенные здания вполне удовлетворяли своему назначению.
К 1903 году со времени существования школы было произведено восемь выпусков и окончило полный курс 100 человек, 53 из которых занимались непосредственно сельским хозяйством или служили в учреждениях, связанных с сельским хозяйством. Однако министерством, по ходатайству собрания школы, было решено закрыть приготовительный класс и был возбужден вопрос о реорганизации школы, так как каждый ученик школы обходился почти в 4000 рублей, что было довольно дорого для земства.
В 1903 году был поставлен вопрос о закрытии школы и о передаче ее министерству земледелия, если не представится способов целесообразно реформировать ее. Члены губернской управы были убеждены в том, что низшая сельскохозяйственная школа в том виде, в каком она существовала, не нужна. Губернская земская управа находила, что учениками тратилось очень много времени на различные черные работы, которые к изучению сельского хозяйства никакого отношения не имели. Хозяйство велось исключительно силами учеников и, по выражению управы, не хозяйство существовало для школы, а наоборот — школа для хозяйства. К тому же, теоретическая подготовка должна была быть более высокой и обстоятельной.
На заседании очередной сессии в 1905 году Новгородское губернское земское собрание приняло решение об упразднении сельскохозяйственной школы как учебного заведения и передаче ее Главному управлению землеустройства или другому сельхозучреждению с передачей имения и всего школьного имущества. Были сделаны весьма разнообразные предложения: открыть сельскохозяйственные курсы, устроить опытно-семенное хозяйство с рассадником племенного скота, открыть школу молочного хозяйства, устроить отделение психиатрической лечебницы и, наконец, распродать землю окрестным крестьянам. Закрытие школы состоялось 1 сентября 1906 году.
Не все идеи, положенные в основу при учреждении школы, были реализованы. Но ее деятельность способствовала повышению знаний и профессионального уровня среди ее учеников.
Екатерина Федоровна Михайлова, заведующая отделом использования документов Государственного архива Новгородской области.
Источник: 53 новости