Почему нельзя сливать Новгородскую область?
Медийное поле в последние дни, как на федеральном уровне, так и в большинстве регионов России, взбаламутило заявление вице-премьера правительства РФ Марата Хуснуллина.
Он заявил, что регионы России необходимо укрупнить, пересмотрев подход к территориально-административному делению страны. Осознавая свой официальный статус, зампредседателя правительства РФ подчеркнул, что это его личная позиция. Высказал он её в Москве, в рамках круглого стола «Дом, дорога, среда обитания: сценарии развития, вызовы, ожидания, риски» в НИУ ВШЭ.
На языке экспертов
«Во-первых, я считаю, что нам 85 регионов не нужно. Я Еврейской автономной областью не хочу заниматься - не хочу с точки зрения трудозатрат. Ее нужно соединить либо с Хабаровским краем, либо с каким-то другим. <...> Или Курган. Почему курганцы должны жить хуже тюменцев, а живут они в 190 км друг от друга? У одних есть нефтяные доходы, у других — нет», - сказал Марат Хуснуллин. – «Надо укрупнять регионы — раз. Второе, я считаю, что надо идти на агломерации — точки роста у нас агломерации, убрав от них административное деление. Почему мы сегодня не можем агломерации создать? Административное деление мешает». И пояснил, что надо определять территории с единообразный налоговой базой.
Заявление Марата Хуснуллина уже подверглось разносторонней и аргументированной критике. Например, в Совете Федерации сенатор Анатолий Широков отметил, что число регионов - это конституционные нормы и «менять его нужно без кавалерийских наскоков».
Заметим, особенно активно тема объединения субъектов федерации обсуждается в приложении к другим регионам, не к Новгородской области. Но нет-нет, а Новгородчина тоже иногда проскакивает в комментариях к заявлению вице-премьера.
Так, эксперт группы региональных рейтингов «АКРА» Максим Першин сказал, что эффекта от объединения Псковщины и Новгородчины не будет. По его мнению, объединять стоило бы регионы с высоким и низким уровнем бюджетной обеспеченности. Это позволило бы улучшить экономические показатели единого субъекта, а в перспективе — снизить объем дотаций из федеральной казны. С этой точки зрения связывать схожие по экономическим показателям Псковскую и Новгородскую области, о возможном слиянии которых после заявлений Хуснуллина заговорили политологи, нет экономического смысла.
Так, с этим согласен руководитель ИАЦ «Альпари» Александр Разуваев: «Здесь нет явного донора. Соответственно, уровень жизни и доходов населения вряд ли как-то поменяется. А сокращения на издержках от содержания госаппарата будут небольшими».
С экономической точки зрения Новгородской области оказался бы выгоднее союз с промышленно развитой Вологодчиной, предполагает президент Центра развития региональной политики Илья Гращенков. Однако такой вариант агломерации сегодня не рассматривается.
Но эксперты комментируют то, о чем Хуснуллин буквально и не говорил, вообще-то.
Поэтому стоит привести мнение доктора географических наук, профессора, специалиста по социально-экономическому развитию регионов Натальи Зубаревич, которая как раз прокомментировала МК слова вице-премьера: «Ничего не изменится. А для Еврейской автономной области станет еще хуже. Сам Хабаровский край вряд ли почувствует какие-то улучшения. От перестановки стульев ситуация не изменится. Сейчас как субъект Федерации ЕАО напрямую получает трансфер, 15 млрд рублей в год. Сольется с Хабаровском, станет муниципалитетом, и федеральных средств в прежнем объеме получать уже не будет. Еврейская автономная область — дотационная на 60%, Хабаровский край — на 30».
Сталинское решение
Если говорить о Новгородской области, то финансовый вопрос как раз и будет ключевым. Вопрос дотационности. За последние годы наш регион получил огромное средства на ремонт дорог, что позволило решить не сдвигавшуюся с места десятилетиями проблему транспортной доступности. Дороги — не второстепенный вопрос после экономики и демографии, а самый главный, так как без них нет ни инвестиций, ни населения. Без дорог начинается развал субъекта федерации на автономные «кусты», не связанные друг с другом традициями и общей историей. Только выделение денег на дороги позволило опять объединить субъект федерации.
Стали ли бы выделять деньги на регион с вдвое большей территорией, без очевидных инфраструктурных плюсов от вложения денег в него, чтобы просто люди жили по-человечески? Нет. Если средства, которые можно выделить на регион, по карману федеральной казне, то да. В противном случае, для себя федеральный центр мог бы спокойно записать в перспективные цели три основные федеральные трассы, и решить, что на территории Новгородской области с транспортной доступностью всё в порядке. Однако, федеральные трассы на то и федеральные, что обслуживают транспортные потоки либо между обеими столицами, либо между севером и западом России, как в случае с новой трассой. На нее, напомним, в Новгородской области не было средств, чтобы её содержать.
Кстати, за строительство дорог в Новгородской области сам же Марат Хуснуллин вручал губернатору Андрею Никитину награду за успехи в этой отрасли. За выполнение задачи по приведению в порядок именно региональных дорог.
Есть и не экономические, а, если хотите, исторические доводы против. История Новгородской земли сама по себе является её достоянием. Представим на минуту, что Новгородскую область объединят с Ленинградской, и она исчезнет. Или же — Псковская, если с Новгородской областью... Это значит, что и в первом и во втором случае пострадает такая важная составляющая экономики регионов, как туризм. Без понимания местных реалий и заинтересованности в развитии индустрии гостеприимства, Новгородская область обречена на то, чтобы захиреть. Кому будут интересны задворки Ленинградской области?
Для широты перспективы приведем интересный исторический документ.
15 февраля 1944 года: Сталин, Молотов и Маленков получили письмо о необходимости образования Новгородской области.
Авторами письма стали председатель Верховного Совета СССР Калинин и секретарь Верховного Совета СССР Горкин.
Конечно, письмо это носило ритуальный характер, и решение об образовании Новгородской области принималось на самом верху, однако письмо нам это интересно мотивами и объяснениями того, зачем необходимо образовывать новую область в составе РСФСР.
«Ленинградская область является одной из самых крупных областей Советского Союза по населению, территории, по количеству городов и районов. Область занимает территорию в 144 тыс. кв. км, население области по данным переписи 1939 г. — 6 435 тыс. человек, в том числе в Ленинграде 3 191 тыс. человек... Южные и восточные районы области (Пестовский, Боровичский, Валдайский, Демянский, Молвотицкий и другие) находятся на расстоянии 300-500 км от Ленинграда.
В связи с тем, что задачи по восстановлению хозяйства в районах, освобождённых от немецко-фашистских захватчиков, требуют большего приближения областного руководства к районам, считали бы целесообразным образовать Новгородскую область примерно в границах бывшей Новгородской губернии…»
Собственно, объяснение, почему нельзя объединять Новгородскую область с соседними регионами, есть. Вот оно, в письме. Специфика развития и жизни региона, который не исчез окончательно из истории, а, напротив, возродился после колоссальных жертв и разрушений, может быть понятна только на месте, и только теми людьми, которые управляют территорией здесь, на Родине Российской Государственности.
И разве можно игнорировать то, что в Новгородской области в последнее время появились нормальные дороги, активно развивается профессиональное образование, появилась реальная возможность вновь стать радиоэлектронным кластером, как полвека назад? Разве для этого понадобилось слияние с другим регионом? Нельзя забывать, у поколений людей, живущих в Новгородской области уже семь десятилетий, появилось ощущение того, что это их земля, и прежде всего они сами несут за неё ответственность. Если вожди тоталитарного государства понимали, что эффективное управление требует работы на местном и региональном уровне, то почему сейчас всё стараются схлопнуть в какие-то, говоря языком астрофизики, галактические центры с черными дырами внутри?
И напоследок ещё немного Кремля. Но уже современного, с реалиями политической жизни последнего времени. Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков подчеркнул, что в Кремле считают возможным объединение регионов России только при желании жителей этих субъектов. Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков согласился с вице-премьером, что укрупнение для многих регионов было бы экономически целесообразным: «Но это может идти только снизу, то есть это не может навязываться… Существуют разные экспертные точки зрения, в том числе и такая, которую озвучил Хуснуллин. Во многих регионах действительно экономическая целесообразность говорит об определенной эффективности, синергии, которая могла бы возникнуть в ходе укрупнения. Но здесь главным критерием, конечно, является воля жителей этих регионов. Вы знаете, что далеко не везде жители регионов хотят этого укрупнения в настоящее время, что является определяющим фактором».
Источник: 53 новости