Архивы раскрывают тайны: трагедия деревни Вдицко
Как уже сообщали «53 новости», недавно в деревне Вдицко Новгородского района было обнаружено ранее неисследованное массовое захоронение мирных граждан, в том числе женщин и детей, уничтоженных гитлеровцами в годы оккупации региона. Военнослужащие совместно с Военно-историческим центром СЗФО, поисковой экспедицией «Долина» памяти Н.И. Орлова и «Поисковым движением России» эксгумировали останки более 190 человек, в том числе детей. Работы в поле продолжаются ежедневно.
Также не прерывается кропотливый труд историков и архивистов, которые открывают новые страницы истории Великой Отечественной войны. В проекте «Архивы раскрывают тайны» мы предлагаем вашему вниманию первую часть исследования, посвященного новгородской деревне Вдицко. Скорбная судьба ее жителей перекликается с трагедией батецкой Жестяной Горки, о которой также стало широко известно лишь недавно.
Особое место в истории нашего края в годы Великой Отечественной войны занимают события, которые происходили на территории Новгородского района. С августа 1941 по январь 1944 года его значительная часть, включая Новгород, была оккупирована гитлеровскими войсками. На территории района в течение всего этого периода шли ожесточенные сражения.
В прифронтовой полосе бесчинствовали немецкие карательные части. Их союзники и пособники также не останавливались перед преступлениями против мирных граждан и военнопленных. Известны злодеяния, совершенные против пациентов Колмовской и Хутынской больниц, массовые убийства женщин, детей и стариков в деревнях Кшентицы и Залешье. В мае 1942 года в совхозе «Заверяжские покосы» было расстреляно 25 новгородских цыган из семьи Масальских, в большинстве – женщины и дети. По свидетельствам очевидцев, расстрелы производились на краю ямы, после чего гитлеровцы зарыли убитых и раненых.
Кровавый след оставили в Новгородском районе латышские каратели. В исследованиях встречается упоминание о том, что 18 декабря 1943 года части 19-й латышской дивизии СС участвовали в расстреле 250 мирных жителей в деревне Заля-Гора (так в источниках) западнее Новгорода.
Всего путем опроса оставшихся жителей района, очевидцев злодеяний гитлеровцев установлены факты убийства оккупантами 1 951 человека (по другим данным, 2951 человека) из числа мирных жителей.
Невольными жертвами войны стали многие жители северной части Новгородского района, где в первой половине 1942 года развернулось наступление 2-й ударной армии. Временный успех принес освобождение в десятки деревень, но затем обернулся страшной трагедией: как для красноармейцев, так и для тысяч мирных жителей.
По воспоминаниям жительницы стоящей почти на границе Тосненского района деревни Вдицко А. В. Озерцевой, до войны здесь было 127 домов. Через Вдицко шел тракт с Любани на Лугу: «Дома по обе стороны дороги стояли пятистенные, вязами обсаженные. Часовня красивая с иконами древними, оградкой голубенькой, воротцами двустворчатыми; кругом липы росли столетние».
В августе 1941-го через Вдицко потянулись отступавшие войска, «усталые, оборванные, израненные». Г. В. Батагова (Сухарева) вспоминала, что ее дед вывел семью из поселка Тёсово-Нетыльский 18 августа: «Вышли мы на другой день после бомбежки и направились к вечеру во Вдицко: дед, бабушка, три их взрослых дочери и три внучки. Но война нас догнала и во Вдицко – немцы въехали туда на мотоциклах. Дед Степан повернул нас всех восвояси». Так началась первая оккупация деревни немецкими захватчиками.
Протокол опроса жительницы деревни Село-Гора Новгородского района М.Ф. Лазаревой об убийстве гражданского населения в лесном лагере около деревни Глухая Кересть Новгородского района. Фотокопия. 12 октября 1944 г. ГАНИНО. Ф. 1667. Оп. 2. Д. 401. Л. 30.
Наступление немцев сопровождалось разрушениями. Секретарь парторганизации торфопредприятия «Тёсовострой» А. И. Зимин писал, что налет на предприятие 14 августа продолжался три часа. 15 августа немцы бомбили в течение восьми с половиной часов подряд: «Бомбили все острова, расположенные на болоте, и всё, буквально, разбомбили». При налете 17 августа в деревне Финёв Луг сгорело 126 домов.
Заняв Вдицко, первоначально немцы не стали размещать гарнизон в деревне, а подались в Кривино и Новую Деревню. С первых дней оккупации гитлеровцы приступили к расправе над советскими и колхозными активистами. Были расстреляны председатель Тёсово-Нетыльского поселкового совета И. Быльчинский, секретарь Селогорского сельсовета Н. Богданов. Широко распространены у оккупантов были телесные наказания – людей пороли розгами.
Отступая в декабре 1941 года из нескольких сельсоветов Чудовского района, гитлеровцы выгоняли людей из деревень и устраивали жестокие расправы с мирным населением. Начальник Чудовского районного отдела НКГБ Н. А. Шведчиков писал: «В декабре месяце 1941 года в дер. Сенная Кересть… собралось эвакуированного населения: детей, женщин и мужчин около 1000 человек из разных деревень Чудовского р-на. Эвакуированное население немцы разместили в сараи и бани. С приближением частей Красной Армии в первых числах февраля месяца 1942 года, в дер. Сенная Кересть немцы выкатили к сараям и баням пушки и повели обстрел прямой наводкой по сараям и баням, в которых были женщины, дети и мужчины. После обстрела сарай и две бани с убитыми Советскими гражданами были подожжены. В сарае находилось около 150 человек мужчин, женщин и детей, а в двух банях около 30 человек» (из регионального тома сборника документов «Без срока давности»).
В начале 1942 года немцам вновь пришлось отступать – теперь перед фронтом 2-й ударной армии. Временное освобождение пришло и в деревню Вдицко. 28 января 87-я кавалерийская дивизия выбила немцев, причем, как пишет историк Б. И. Гаврилов, в бою за Вдицко было уничтожено до двухсот гитлеровцев.
Как известно, во 2-й ударной армии бывали представители Ставки Верховного Главнокомандования. В Ольховку приезжали Г. К. Жуков и Н. Н. Воронов, во Вдицко и Новую Кересть – К. Е. Ворошилов. В глухом лесу в Новой Керести Маршал Советского Союза посетил редакцию армейской газеты «Отвага». Отсюда 25 февраля он отправился на танкетке в деревню Дубовик, в штаб 13-го кавалерийского корпуса. По пути от Новой Керести в Дубовик Климент Ефремович ненадолго заехал во Вдицко. Здесь также некоторое время располагался штаб кавкорпуса, а после его переезда во Вдицко разместился 364-й полевой подвижной хирургический госпиталь.
Вдицко было защищено с воздуха. Здесь располагался аэродром для эвакуации раненых, который прикрывала батарея 37-миллиметровых пушек. Именно в день визита Ворошилова зенитчики сбили «юнкерс», четырех летчиков взяли в плен, а у пятого не раскрылся парашют. Вечером прилетели 14 «юнкерсов» «и то ли в связи с приездом Ворошилова, то ли мстя за сбитых товарищей, засыпали село бомбами» (из книги Б. И. Гаврилова «Трагедия и подвиг 2-й ударной армии»).
Зимой 1942 года во Вдицко вспыхнула эпидемия тифа. «Собирали тифозных в один дом, оттуда – в часовню. Много людей от тифа поумирало, – вспоминала А. В. Озерцева. – …Ямы под могилы толом взрывали. Покойников в часовне рядами, как дрова, складывали: много их собиралось – не счесть…» (из сборника очерков «За блокадным кольцом»). Следуя распоряжению главного хирурга Волховского фронта А. А. Вишневского, начальник госпиталя эвакуировал свое хозяйство в соседний березовый лес, где раненые оказались в большей безопасности от налетов вражеской авиации.
В конце марта к госпиталю была прикомандирована медсестра санитарной роты 59-й отдельной стрелковой бригады Е. Л. Балакина (Назарова). Позднее она вспоминала: «Госпиталь стоял в лесу и частично в деревне Вдицко. Я работала в деревне. Работать приходилось в тяжелейших условиях. Огромное село было забито ранеными различной степени тяжести» (из сборника воспоминаний «Долина смерти». Трагедия 2-й ударной армии»).
Нельзя пройти мимо воспоминания о деревне Вдицко другого военнослужащего из 59-й бригады, старшего инструктора политотдела И. П. Панькова. Он писал о встречах с поэтом и журналистом Мусой Джалилем: «Запомнилось мне и стихотворение «След», написанное в с. Вдицко. М. Джалиль приехал сюда собирать материалы для статьи в армейскую газету «Отвага». Как раз накануне его приезда солдаты обнаружили тайное захоронение, в котором фашисты закопали свыше сотни трупов сельских жителей, расстрелянных ими. Среди расстрелянных было немало детей» (из сборника воспоминаний «Долина смерти». Трагедия 2-й ударной армии»).
До конца апреля 1942 года деревня Вдицко считалась тыловой – помимо раненых, здесь размещались на отдых части, отведенные с передовой. 30 апреля остатки 13-го кавкорпуса получили приказ прекратить наступательные действия в направления Любани и к 4 мая отойти в район Поддубье, Финёв Луг, Вдицко.
Вместе с красноармейцами уходили мирные жители. «В мае невозможно стало. Обстрел непрерывный. Три ночи в кустах ночевали. Армии приказ на отступление вышел, и нам было велено отходить вместе с войском», – свидетельствовала А. В. Озерцева. Историк Сергей Фёдорович Витушкин пишет: «О судьбе местного населения, попавшего в окружение вместе с армией, писалось мало. Между тем она ужасна. Там оказались тысячи мирных граждан из населенных пунктов Тёсово, Финёв Луг…, Огорелье, Вдицко, Шелковка, Глухая и Новая Кересть, Клепцы, Чауни и других населенных пунктов Новгородского, Тосненского районов» (из альманаха «Чело», 2006 год, № 1).
Начальник Новгородского районного отдела НКВД И. В. Гришин составил план эвакуации гражданского населения, утвержденный начальником тыла и членом Военного совета 2-й ударной армии. Согласно плану, вывод советских граждан из районов Финёв Луг, Новая Кересть должен был завершиться 22 мая 1942 года, но начальником тыла армии не были своевременно поданы платформы для перевозке по узкоколейной железной дороге. «Я по своей инициативе выставил патрулей войск НКВД, – докладывал Гришин в особый отдел фронта, – и стал сажать семьи с детьми на отходящие в сторону Мясного Бора автомашины 2-й [ударной] армии, тем самым вывез всё население в район Новой Керести». Все, кто мог двигаться самостоятельно, эвакуировались пешим порядком. Всего, по данным Ивана Владимировича, на оккупированной территории было оставлено до 4500 мирных жителей (из книги М. Н. Петрова «Тайная война на новгородской земле»).
В лесах под Мясным Бором оказались тысячи женщин, стариков и детей. Голодные люди ютились в кустах, шалашах, прятались в болотах. Гитлеровцы знали, что здесь находятся мирные жители, но не прекращали обстреливать окруженную армию из орудий и минометов.
Руководство Новгородского района, направленное на освобожденную 2-й ударной армией территорию, стремилось облегчить участь жителей. Председатель райисполкома М. С. Миронов возглавил межрайонный эвакоштаб. В расположении армии находился милиционер из Рогавки Л. Н. Туманов. Воспоминания Леонтия Николаевича были предоставлены автору его дочерью, краеведом Ниной Леонтьевной Богдановой. Туманов писал: «…Утром 1 июня, когда немцы уже стали обстреливать из орудий Рогавку, мы втроем (с милиционером Аверьяновым и председателем поселкового совета Баляблиным – В. К.) пошли тоже в лес, где нашли эвакоштаб т. Миронова и от него узнали о том, что почти весь народ находится в лесу в районе деревни Новая Кересть, так как немцы закрыли и до того узкий "коридор"». Одних детей до 5 лет здесь насчитывалось около тысячи. Всем грозил страшный голод – продуктов было крайне мало или не было вовсе, не было запасов соли.
Взяв ответственность за снабжение на себя, Леонтий Николаевич назначил старших от групп населения и потребовал списки взрослых и детей. Миронов получил информацию от генерал-лейтенанта Власова, что «должны вот-вот освободить, но так он ходил неоднократно и это повторялось вот-вот». Люди стали болеть и умирать от голода. В таких условиях Туманову удалось доставить немного сахарного песка для детей с базы Военторга, семенной ячмень и льносемя – с платформы узкоколейки. В мизерных количествах эти запасы распределялись по спискам. Ветврач армии выделил 17 раненых и ослабевших лошадей – вышло по 60 граммов мяса на человека. Дележка скромных запасов велась под обстрелами и бомбежками.
А. В. Озерцева вспоминала, что ее семья вместе со всеми месяц жила в шалашах в лесу: «Уж как выжили – одному Богу известно, всю траву, как есть, и листья объели». Благодаря помощи красноармейцев ей удалось выйти живой из «котла» и сберечь детей.
Из акта о злодеяниях немецко-фашистских захватчиков и их сообщников на территории города Новгорода Великого и Новгородского района в период их временной оккупации. Копия. Февраль 1944 г. ГАНИНО. Ф. 260. Оп. 1. Д. 80. Л. 10-11.
После 24 июня, когда горловина у Мясного Бора была окончательно перекрыта немцами, не успевшие выйти из окружения мирные жители по приказу оккупантов побрели по домам. В деревнях людей ждали тот же голод и новая волна репрессий захватчиков. Окончательно деревню Вдицко и другие близлежащие населенные пункты освободили только в январе 1944 года.
В 1944 году были установлены новые факты преступлений гитлеровцев. Например, стало известно, что в четырех километрах от деревни Глухая Кересть Пятилипского сельсовета располагался лесной лагерь, в котором содержалось гражданское население, угнанное немцами из Белорусской ССР для заготовки лесоматериалов. После отступления гитлеровцев около одного из бараков были обнаружены тела 19 человек, расстрелянных из автоматов. К тому времени их личности установить не удалось. Здесь же в лагере находилось кладбище, на котором комиссия нашла 72 креста на могилах. К одной из берез был прибит кронштейн с веревочной петлей – остатки виселицы – здесь располагалось место казней граждан, живших в лагере.
В акте о злодеяниях немецко-фашистских захватчиков и их сообщников на территории Новгородского района в период его временной оккупации от 8 марта 1944 года сообщалось, что «в результате насильственного угона мирных жителей в немецкое рабство в районе осталось всего лишь 800 чел. из 50-ти тысяч чел. оккупированных». Причем около 600 человек скрывалось в лесах и вышло только через несколько дней после изгнания оккупантов.
За два с половиной года оккупации Новгородский район был превращен в безмолвную пустыню, а новгородская земля хранит еще немало тайн времени военного лихолетья.
Заведующий отделом по научно-информационной работе и переводу документов на открытое хранение Государственного архива новейшей истории Новгородской области Валерий Колотушкин
Источник: 53 новости