О «Чужих» по-научному: профессор НовГУ рассказал о роли ксеноморфа в массовой культуре
В новгородской «Точке кипения» прошла публичная лекция профессора Новгородского государственного университета, доктора философских наук Сергея Маленко «Образ ксеноморфа в американском фильме ужасов».
Слушатели узнали, как этот вариант визуализации космических монстров будущего повлиял на массовую культуру. Спикер рассказал о их происхождении, классификации, а также раскрыл сакральные и сверхъестественные качества ксеноморфов в кинематографе.
Напомним, наиболее впечатляющий образ инопланетной угрозы в виде фантастических ксеноморфов зрители увидели в культовом фильме Ридли Скотта «Чужой» в 1979 году. Фильм быстро набрал популярность и получил продолжение. В итоге эта жуткая история превратилась в целую киноэпопею.
Ксеноморфы — раса антропоморфических инопланетян. По словам Сергея Маленко, именно образ из «Чужих» даёт возможность понять, в каком направлении меняется современная культура. «Пугая зрителя, он создаёт дополнительную почву для того, чтобы мы обратили внимание на то, почему это происходит», - отметил спикер.
Сергей Маленко также предложил взглянуть на образ ксеноморфа с точки зрения психологии Карла Густава Юнга. В таком случае, фильм ужасов — это своего рода критика. Безобразная уродливая внешность этих инопланетян — это просто понимание того, насколько безобразен тот образ жизни, которым живёт современный человек. Внешне он может выглядеть прилично, но то, что происходит внутри — это сложно подтверждаемая и выражаемая реальность. Искусство через визуализацию таких фантазий показывает внутренний мир современного человека, затрагивая также его враждебность и воинственность.
С этой же точки зрения конструкция внешности ксеноморфа, в свою очередь, является очень символически сложным образом, который даёт возможность понять, к чему стремится и чего хочет современный человек.
Таким образом, ужасный ксеноморф во франшизе о «Чужих» — не просто фантазия художника и интересная режиссёрская находка. Анализ его образа позволяет распознать те качества, которые традиционно ассоциируются с привычными формами социального зла. Это, в частности, помогает ему устойчиво закрепиться в стереотипах и в массовой культуре.
Источник: 53 новости