Музей в Кончанском-Суворовском в 1942 году создавал политрук и полный георгиевский кавалер
В Новгородском объединённом музее-заповеднике прошел круглый стол на тему «1941. Герои, жертвы, палачи. К 80-летию начала оккупации Новгорода гитлеровцами и их союзниками».
Из целого ряда интересных выступлений оказалось особенно примечательным сообщение, которое сделала доктор исторических наук, главный научный сотрудник отдела всеобщей истории СПбИИ РАН Юлией Кантор.
Во время Великой Отечественной войны произошёл уникальный случай — на территории Боровичского района был создан музей Суворова. Эта идея возникла ещё в мирное время, но реализовать её было суждено, как ни фантастически это звучит даже с точки зрения сегодняшнего дня, в 1942 году. Жизненный импульс ей придали сотрудники Ленинградского исторического музея артиллерии, который сегодня называется Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи. Целая команда музейщиков не уехала в эвакуацию, а в тяжелейших условиях работала в архиве. Ежедневные обходы, складирование экспонатов, проверка сохранности, и всё это — под непрестанными бомбёжками. Остались записи: «умер такой-то», «не вышла на работу по болезни, умерла такая-то». Люди существовали на грани человеческих возможностей. И всё же ленинградцы-блокадники создали подготовительную концепцию музея в Суворовском-Кончанском.
Большую помощь оказали политруки Волховского фронта, что тоже довольно любопытно. Для сбора артефактов, документов, материалов, трофейного оружия к ленинградскому музею были прикомандированы двое военных. Один из них — лейтенант Владимир Николаевич Грусланов, который после войны возглавил музей Суворова. Он — довольно известный писатель, автор нескольких книг, в том числе детских, про Суворова. Полководец был его кумиром. В советское время об этом не принято было говорить, но ещё Грусланов — полный георгиевский кавалер, участник Первой мировой войны. К красным перешёл в 1918 году, служил командиром конной разведки. Участвовал в боях с Деникиным, Махно и Петлюрой в бригаде Григория Котовского. Награждён саблей в серебряной оправе с надписью: «За советскую власть. В память от бойцов и командиров. 1920 год», был избран членом полкового комитета. В 1920 году пришёл в только что организованный музей революции, теперешний Музей политической истории. Принёс туда фронтовые газеты, планы карт и свои реликвии. Уже тогда он был увлечённым коллекционером и собирателем. Демобилизован в 1922, в партию вступил в 1929 и ушёл добровольцем на фронт в 1941-м.
В 1942 году Грусланов вернулся к довоенной инициативе — создать музей Суворова. Сначала идея была воспринята неоднозначно — как его создавать, какими экспонатами наполнять? Но многие понимали, как важно создать музей. Тем более, что с началом Великой Отечественной войны сняли табу с темы царской армии и русского воинства вообще, постепенно стали возвращаться имена Александра Невского, Суворова и другие. Именно Грусланов помогал ленинградским музейщикам с отбором экспонатов, консультировал их.
Первыми посетителями музея стали выздоравливающие солдаты и офицеры, которых в огромном количестве привозили с фронта в боровичские госпитали. В этом музее принимали присягу воспитанники находящейся там же школы лейтенантов.
Юлия Кантор собирается продолжить работу с фондом Грусланова, музеем политической истории России и музеем Суворова. По её мнению, исследуемая тема находится в зачаточном состоянии, а потому нуждается в развитии.
Ранее «53 новости» сообщили: новгородский музей запустил издательский проект, посвящённый монетным кладам. До того археологи продемонстрировали на Рюриковом городище уникальные находки последних лет.
Фото: Станислав Потоцкий.
Источник: 53 новости