6 февраля 2024 год, 15:51 - ОбществоВчера, 5 февраля, в ИНТЦ «Валдай» студенты и школьники Великого Новгорода встретились с доцентом Высшей школы экономики, директором Высшей школы бизнеса ВШЭ Москвы Анной Веселовой. Напомним, что Новгородский университет и ВШЭ реализуют совместную образовательную программу двойного диплома. Анна Веселова не только трудится в ВШЭ, но и руководит Центром управления устойчивым развитием компаний. «Мы занимаемся исследованиями, проводим экспертизы, разрабатываем образовательные программы в области развития компаний», – пояснила она. По программе двойного диплома «Менеджмента» обучение проводят преподаватели Института цифровой экономики, управления и сервиса НовГУ и Высшей школы бизнеса ВШЭ. В рамках приемной кампании запланирован ряд образовательных встреч с преподавателями. Анна Веселова провела ребятам лекцию по дисциплине SWOT–анализ. «Наш курс посвящен инструментам, которые компании или те, кто делают анализ для них, могут использовать, чтобы разработать решения, которые упрочат позиции предприятия на рынке», – пояснила Анна Веселова. Лекция прошла в два этапа. Первый посвятили разбору общей логики SWOT–анализов. «SWOT–анализ это аббревиатура, которая включает в себя четыре составляющих. S — разбор сильной стороны компании, W — слабой стороны, O — возможности, которые даёт компания и внешняя среда, T — угрозы внешней среды, которые мешают устойчивой деятельности фирмы», – пояснила лектор. Через SWOT–анализ можно изучить окружающую среду (макросреду) и те тенденции или тренды, которые станут препятствием или толчком для развития предприятия. Анализ больше представляет собой общий контекст существования бизнеса. Анна Веселова познакомила ребят с одним из инструментов изучения макросреды, а именно с PESTEL–анализом. На втором этапе лекции участники попробовали провести его самостоятельно на восьми разных компаниях. Например, ВТБ, Tez Tour и других. «Мы начинаем работать и анализировать внешнюю среду, которая применима для большого количества компаний конкурирующих в очень разных областях. Дальше мы переходим к внешней макросреде, но уже в более специфичном виде. Здесь мы анализируем отрасль, а затем смотрим на саму компанию. Также стоит помнить, что во внешней среде есть ряд характеристик», – рассказала об этапах работы аналитика лектор. Анна Веселова дала описание характеристик внешней среды. В них входят: сложность, динамизм, взаимосвязь факторов, неопределённость и неуправляемость. Ребята разобрали каждый из пунктов и попробовали привести примеры к каждому из пунктов. «Внешние факторы не часто поддаются управлению. Мы можем прилагать усилия, чтобы поменять наши внутренние параметры, но с внешними это сделать гораздо сложнее», – предупредила лектор. Далее она перешла к самому PESTEL–анализу, который, как и SWOT — аббревиатура. P — политические факторы. Они распространяются от местного до международного уровня и могут сильно повлиять на будущее фирмы. Е — экономические факторы. Включают текущие и будущие экономические аспекты. Например, уровень инфляции, доход населения, валютный курс, темпы безработицы и другое. S — социокультурные факторы. Здесь изучаются проблемы общественной жизни, которые могут влиять на деятельность компании. Например, демография, уровень образования, здравоохранения, религиозные убеждения и так далее. Особую важность здесь имеет качество продукции и уровень сервиса. T — технологические факторы. Связаны с наличием и вероятностью появления и развития технологий, которые могут повлиять на компанию. Также большое значение имеет уровень инноваций и технологического развития. Е — экологические факторы. Здесь рассматривают влияние климата и экологии на фирму. L — правовые факторы. В этом блоке рассматриваются законодательные, юридические факторы, а также сфера деятельности компании. Для понимания темы ребята разделились на команды и попробовали разобрать восемь предложенных компаний по каждому из пунктов. Самую большую трудность они испытали с политическими факторами. А вот экономические и социокультурные оказались легче для восприятия. Участники лекции отметили, что самым простым для понимания оказался технологический фактор. «Было интересно. Конечно, сложно давалось, особенно политический и законодательный факторы, но зато теперь стало немного понятнее», – сказала одна из слушателей лекции. В конце встречи, трое из присутствующих сообщили, что уверены в своих силах в PESTEL–анализе, а остальные поделились тем, что узнали много нового, но для большей практики хотят почитать дополнительную литературу. Фото автора.
Источник: 53 новости