Рождественские и Крещенские обряды
Зимняя встреча Нового года наложилась на более древнюю традицию рождественских и крещенских обрядов и вошла в праздничные святочные недели. 1 января (старый стиль) приходилось на православный праздник памяти св. Василия Великого. Этот день называли Васильевым днем, а вечер с 31 декабря на 1 января — Васильевым вечером. Традиционно этот день издревле отмечался в народе специальными обрядами.
Один из них — варение каши. Старшая в доме женщина приносила припасенную крупу, старший мужчина — воду и ставили их на стол. Когда истопится печь, следовало «затирать» кашу. Вся семья собиралась вокруг стола, и старшая, помешивая варево, пела:
Сеяли, растирали гречку во все лето,
Уродилась наша гречка и крупна, и румяна,
Звали-позывали нашу гречку во Царьград,
Побывали со князьями, со боярами,
С честным овсом, золотым ячменем.
Ждали гречку, дожидали у каменных врат:
Встречали гречку князья и бояре.
Сажали гречку за дубовый стол пир пировать,
Приехала наша греча к нам гостевать.
В случае неудачного изготовления «Васильеву кашу не ели, а бросали в прорубь, что было своего рода шансом изменить предопределённую на будущий год судьбу (прорубь как граница между тем и этим миром).
Другой обряд, который и поныне помнят старики, — «засевание зерен». Дети ходили по домам и, разбрасывая зерна по полу избы, приговаривали:
Уроди, Боже, всякого жита по закрому,
Что по закрому, да по великому,
А и стало бы жить на весь мир крещеный.
Или:
На счастье, на здоровье, на новое лето
Роди, Боже, жито, пшеницу
И всякую пашницу.
«На Васильев вечер ходили славить Христа и колядовать. Васильевская колядка называлась «богатой» или «щедрой» в отличие от крещенской — «постной». Отличался Васильев вечер и особой ритуальной пищей, о чем свидетельствует пословица: «Свинку да боровка — для Васильева вечерка». О том же говорит и другое название Васильева вечера — «жирная кутья» или «щедруха». Ели все самое лучшее из того, что находилось в доме: пироги, колбасу, мясо, блины, кутью, кашу, пили пиво и вино, водку. Из пшеничного теста выпекали изображения домашних животных и пастухов и посылали их в подарок родным, друзьям и знакомым. Ими украшали стол и окна. Верили: если провести эту ночь и следующий день в удовольствии, то и весь год будет удачливым».
Традиционные святочные ряжения стали частью новогоднего обряда
На территории современной Новгородской области их (ряженых) называли окрутниками. Рядились по – разному: «барынями», нищими, солдатами, цыганами, свадебными чинами, стариками и старухами, лекарями, кузнецами, катовалами, а также женщины – мужчинами, мужчины – женщинами. Очень любимым было ряжение животными и птицами. Пожалуй, повсеместно было ряжение лошадью (кобылкой), медведем, курицей, журавом (вариант –гусем).
Как выглядели ряженые? В ход шли обычно старые сарафаны, платья, зипуны, шубы, другая одежда и предметы быта. Очень часто лицо до неузнаваемости разукрашивали углём, свёклой, чтобы изменить голос в рот вставляли кусочки репы или картофелину. Использовали льняную или мочальную бороду. Хотя маски не всегда использовали ряжаные, но они имели место. Изготавливали их из куска кожи, в котором прорезали дырки для глаз и для рта. Очень распространёнными были маски из дерева и бересты. В конце 19 –начале 20 в. к ним добавились изделия из бумаги.
По – разному рядились и животными. В простом варианте лошадь представляла собой обыкновенное коромысло, на которое ряженый садился верхом. Костюмом медведя обычно служил вывернутый наружу тулуп или шуба. Костюм журава состоял из вывернутой шубы, накинутой таким образом, чтобы рукав торчал на макушке, в него продёргивалась палка с суком, служившая клювом.
В деревнях ряженые могли зайти в каждый дом, в городе - в те дома, куда их приглашали. Очень часто знаком приглашения была зажжённая свеча, выставленная на окошке. Именно так поступали в Новгороде в прошлом веке. Ряженые тешили хозяев различными шутками, песнями, плясками. Особенно популярны у народа были пары и отдельные ряженые, исполнявшие сценки: лошадь с седоком или с хозяином, медведь с вожаком и другие. В ряде мест ряженые устраивали представление на улице.
Обряд «ряжения» в Новгородской губернии
Особый интерес вызывает сюжет, связанный с ряжением «лошадью».
В Чудовском районе деревенские парни (обычно вдвоем) из летнего «полога» для кровати делали «лошадь», накрываясь им, как попоной. Наверх залезал наряженный «мужик» с кнутом и ездил на ней по деревне, стараясь ударить кнутом того, кто не успевал увернуться. Так же «наряжались» лошадью, правда, без всадника, и ходили по своей и соседним деревням, кое-где в Старорусском и Солецком районах (в Солецком районе такая лошадь называлась «кобылкой»),
В Волотовском районе «лошадью» служило иногда обыкновенное коромысло, на которое ряженый садился верхом. Дополняло такого «коня» повешенное спереди ведро, а сзади привязывался веник или мочало. В таком облачении и разъезжал он по всем избам.
В некоторых селениях (например, Солецком районе и др.) ряженые тащили по деревне бороны, а идущие впереди имитировали «сеятелей». В других деревнях «окрутники» даже усаживались на бороны, веселя народ различными выходками.
Святочные «кони» веселили молодежь и на посиделках. В Валдайском районе в некоторых деревнях двое парней накрывались какой-нибудь материей, сверху на них одевали сплетенную из соломы «сбрую», и в сопровождении поводыря («цыгана») заходили в избу. В руке «цыгана» был веник, которым он «гонял девок». В других деревнях парни рядились «конем», одеваясь в вывернутые наизнанку шубы, а правивший ими «цыган» держал в руке «чулок» с «пеплом», которым и «стегал» одетых в праздничные одежды девушек, поднимавших невообразимый визг.
В Окуловском районе бытовал сходный обычай. Здесь один человек рядился лошадью, а второй — цыганом. Он приводил лошадь и начинал менять ее, смеша окружающих описаниями достоинств своего «коня».
В других деревнях (например, Волотовском, Крестецком и др. районах) наряженную «лошадь» вводил в дом другой персонаж — «кузнец» (иногда даже с «доктором»). Он «подковывал» ее, а та, как и полагается в таких случаях, для пущего смеха начинала брыкаться, стараясь при этом задеть кого-либо из окружающих.
В Чудовском районе бытовали несколько вариантов этого сюжета. В д. Селищи две женщины надевали полог, изображая лошадь, наверх накладывали кучу сена и в таком обличье входили в избу и начинали танцевать. В деревне Оскуй четыре парня устраивали лошадь из «полога», на нее надевалась вся сбруя: хомут, шлея, дуга и даже ожерелок («шорчики») на шею. «Лошадь» запрягалась при помощи оглобель в санки, в которых сидел «кучер». В таком виде, встречаемые взрывом смеха, они и заезжали в избу.
В Любытинском районе ряженые («самокрутки») привязывали бороды, один садился в «дровешки» (санки), а другой тащил их за веревочку. В руках сидящего была палка, обвязанная тряпками. Так они въезжали в избу на «беседу» и останавливались перед какой-либо девушкой. Сидящий «давал леща», т. е. ударял ее своей палкой по бедру, затем следовал к другой. Так — под девичий визг — и удалялись они отсюда.
В Окуловском районе «выряженные» тоже возили на санках человека, однако он занимался иным делом — торговал яблоками, солеными огурцами и различными старыми тряпками».
Источник: Администрация Великого Новгорода