21 мая 2024 год, 20:36 - ОбществоСегодня в усадебном доме графини Орловой-Чесменской в музее «Витославлицы» состоялась презентация нового экспоната. Это портрет отца Анны Алексеевны, графа Алексея Григорьевича Орлова. Портрет кисти Иоганна Фридриха Августа Тишбейна удалось приобрести за рубежом и вернуть в Россию благодаря меценатам — группе компаний «Черноголовка». Генеральный директор Новгородского музея-заповедника Сергей Брюн подчеркнул, что возвращение портрета состоялось в Год семьи, в год 60-летия музея «Витославлицы», а также в год, когда будет полностью открыт дом графини Орловой-Чесменской. «Мы возвращаем домой победителя Чесмы, одного из величайших русских флотоводцев. Возвращаем не только в Россию, домой, но и к дочке», — сказал он. «Вы вернули нам часть истории, мы хотим, чтобы в истории всегда помнили вас», — обратился Сергей Брюн к представителю ГК «Черноголовка», вручая ему благодарность. Советник генерального директора музея-заповедника Наталья Гормина рассказала историю приобретения портрета. В 1991 году известный французский публицист, сценарист, автор многих книг Жан-Луи Гуро купил эту картину в Москве у коллекционера Александра Финкельштейна. Дело в том, что графа Орлова и Гуро объединяет любовь к лошадям. Ведь выйдя в отставку, флотоводец занялся коневодством и вывел замечательную породу орловских рысаков. Чуть ранее, в 1990-м году, Гуро решил повторить подвиг сотника Дмитрия Пешкова, который на коне приехал в Санкт-Петербург из Благовещенска. Француз на двух сменных лошадях добрался из Парижа до Москвы. В России путешественник познакомился с единомышленниками. Так он и вышел на портрет графа Орлова. Позднее картину выставили на аукцион. И благодаря неслучайным случайностям, кропотливой работе и неравнодушным людям её удалось приобрести. Искусствовед Елена Васильева, куратор выставки, посвященной Орловым, рассказала о художнике, создавшем этот портрет, о самой картине и её особенностях. Она отметила, что возвращение в Россию этой работы — очень важное событие не только для музея, но и всего научного сообщества, так как о картине не знали даже исследователи. По её словам, Тишбейн — замечательный мастер, очень известный художник из большой династии живописцев. В отечественных музеях его произведений практически нет, они представлены только в Эрмитаже. Портрет был написан им с уже известного оригинала. Но это ничуть не умаляет достоинств произведения, потому что в XVIII-XIX художественная практика повторения изображений, которые понравились заказчику, была традиционной. Но, возможно, именно потому, что это повторение, мастер и поставил свою подпись не на лицевой, а на задней стороне. Восходит изображение к портрету, созданному известной французской художницей Мари-Элизабет-Луизой Виже-Лебрен. Для Орлова этот образ был так близок и дорог, что повторялся неоднократно, но изображали его в разных костюмах и мундирах. В том числе, есть и изображения в таком, как у нас малиновом шлафроке, подбитом мехом, с белым шейным платком, завязанным по последней моде, «аля Байрон». Есть варианты, где поверх шлафрока надеты ордена. «По сравнению с этими портретами может показаться, что наше изображение гораздо проще и скромнее. Но ничуть не бывало! На этом портрете есть небольшая, незаметная говорящая деталь: из-под шлафрока выглядывает темно-синяя лента. На этой ленте граф Орлов-Чесменский всю жизнь, до смерти, носил на груди портрет императрицы Екатерины II в форме сердца. Это было уникальное изображение в рамке из драгоценных камней, покрытое сверху отшлифованным плоским бриллиантом в форме сердца. После того, как граф скончался, обрамление вернулось в казну, а миниатюрный портрет находился здесь, в этом доме. Этот портрет известен по сегодняшний день», — раскрыла секрет работы Тишбейна искусствовед. Добавим, что в 1909 году миниатюрный портрет императрицы перешёл в собрание музеев Московского кремля. Ну, а портрет графа Орлова-Чесменского занял теперь достойное место в собрании Новгородского музея-заповедника. Фото автора
Источник: 53 новости