«Любовь — великолепный обман»: шарм классики в новом музыкальном прочтении

30 мая 2024 год, 12:41 - Общество
«Любовь — великолепный обман»: шарм классики в новом музыкальном прочтении
Новгородский академический театр драмы имени Ф.М. Достоевского выпустил спектакль «Барышня-крестьянка». Музыкальная комедия по мотивам повести Александра Сергеевича Пушкина приурочена к 225-летию знаменитого поэта. Режиссёр-постановщик и автор инсценировки — Леонид Алимов. Позитивное настроение выдержано в спектакле от начала до конца. Известный сюжет сопровождают придуманные режиссёром соседи центральных персонажей — Авдей Авдеевич и Софья Николаевна Рудницкие (Артём Символоков и Анна Кондрашина). Они активные наблюдатели, комментаторы, аккомпаниаторы, слуги просцениума, чем часто создают комический эффект. Палитра их чувств, переживаний, оценок и активностей разнообразна — от игры на балалайке до чтения любовных стихов Пушкина в переходах, от частушек до посредничества между враждующими соседями и влюблёнными. Спектакль, конечно же, о любви. И любви легкомысленной. Лиза (Маргарита Сакович) еле прячет азарт за скромностью крестьянки пока Алексей (Георгий Пепеляев) то развязно, то пылко пытается сблизиться в объектом внезапно вспыхнувших чувств. Развитие отношений сочиняется по Пушкину, но одного его режиссёру оказывается мало. Оттолкнувшись от упоминания повести Карамзина, на которой мнимая крестьянка Акулина учится читать, Леонид Алимов вводит в речь героев фрагменты из «Бедной Лизы». Параллели между двумя Лизами очевидны. Только если у «предшественницы» судьба закончилась трагично, то пушкинская история привела к счастью. Режиссёр уверяет публику в силе любви и лёгкости бытия. Не всё достигается в этой жизни через боль и неприятности: бывают и лёгкие счастливые моменты. Вторая по значимости тема спектакля — отцы и дети. Жизнь Алексея предопределена отцом. В сцене, когда Иван Петрович (Иван Сучков) объявляет сыну, что тот должен жениться на Муромской, категоричен и непреклонен. Даже грозит сыну лишением наследства и… ремнём. У Муромских же всё иначе. Мнение дочери Григорий Иванович (Павел Рудаков) чтит и уважает. К тому же, он не задаёт лишних вопросов и обещает подыграть, когда Лиза затеивает шалость в хрестоматийной сцене обеда с Берестовыми. Бесконфликтность семейных отношений, как мы видим, тоже не спасает молодых от совершения легкомысленных поступков. Всё это сопровождается такими же озорными музыкальными находками. За клавишами синтезатора Елена Колесникова аккомпанирует вокальным партиям, задаёт ритм и настроение звуковыми акцентами как персонаж спектакля. Не отстают и остальные герои — звучат балалайка всевозможные ударные и перкуссии, звон ложечек о фарфор и стекло. И только гитара в руках Алексея саркастически молчит как аксессуар. Показательна сцена нудного чтения мисс Жаксон (Вера Веркау) гигантского эпистолярного романа «Памела» Сэмюэля Ричардсона. Вся семья Муромского, включая Рудницких, мучительно борется со сном. Случайный шум падения, хлопок по мухе, стук посуды вызывает раздражение у гувернантки. Но пытка прекращается, когда служанка Настя (Елизавета Назаркина), заснув, с чудовищным грохотом роняет поднос. Песни в спектакле становятся отдельными эстрадными номерами, характерно подобранными под сюжет или настроение. У Муромских поют из репертуара Оливии Родриго в лёгком танце (хореография Марины Шевченко). При этом Авдей Авдеевич транслирует «титры» — лозунги «Любовь существует» и прочее в этом духе. А у Берестовых — своя песня. О том, как лирический герой «заблудился в тёмном лесу» на народный манер исполняет няня Арина Родионовна (Лилия Сергеева). В инсценировку режиссёр вставил множество цитат из Пушкина и других классиков, которые тоже поддерживают концертную стилистику спектакля. В прологе звучит «Цветок», а после антракта – «Признание». Использованы строфы из «Евгения Онегина» и баллады «Вересковый мёд» Стивенсона (зубрежкой стихов Лиза надеется получить прощение мисс Жаксон за свою выходку). Декорации художника Алины Яковлевой красочные и разнообразные. Поначалу на сцене только белые стулья, пять белых голубей, на заднем плане видны небольшие домики — размером с те же стулья — которые создают атмосферу деревенской жизни. Затем сверху опускаются ещё домики на облачках, завершая образ деревенской жизни. За лесные сцены отвечают грибы и выкатывающиеся ажурные деревья. Обрамляет визуальную часть игра цветовыми градиентами на заднике. Костюмы персонажей показывают разницу между семьями. У Берестовых спокойные классические элементы, а у Муромских клетка и яркий декор отсылают к модным «британским» мотивам. Чаще всего переодеваться приходится героине Маргариты Сакович, благодаря сюжету. Самый зрелищный образ, конечно же, в центральной сцене, когда она является перед Берестовыми из большой матрёшки в синем парике, очках с оправой в форме звёзд, двух платьях сразу, которые надеты поверх друг друга. «Барышня-крестьянка» — это новый опыт в жизни театра драмы имени Ф.М. Достоевского. Спектакль сохраняет каноны и проблемы оригинальной повести. Но звучание вполне современное — под музыкальные номера история воспринимается ещё ярче и наиболее ясно выделяет основные моменты произведения. А именно: влюблённость главных героев и противостояние соседей. Смотря на происходящее глазами Рудницких, зритель проникается своеобразным шармом, юмором, которыми наполнены все сцены. Финальные слова няни: «Любовь — великолепный обман» отлично передают как оригинальную авторскую задумку, так и режиссёрскую трактовку. Любовь здесь начинается с уловки, но будучи искренней, приводит к счастливой развязке. Фото: Сергей Гриднев.

Источник: 53 новости


Комментарии

Добавить комментарий

Ваше имяимя (ник) для отображения
E-mailне показывается на сайте
Комментарий
Введите код  цифры кода

Новости - Календарь
ПНВТСРЧТПТСБВС
010203
04050607080910
11121314151617
18192021222324
252627282930
Реклама


Новости по годам

2024

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь,

2023

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2022

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2021

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2020

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2019

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2018

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2017

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2016

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2015

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2014

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2013

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2012

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2011

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2010

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь