30 июня 2024 год, 22:01 - ОбществоРанее «53 новости» сообщали, что в малом зале областной филармонии имени Аренского прошла встреча с молодыми российскими писателями в рамках губернаторского проекта «Новгородское лето». Наш корреспондент пообщался с Асей Володиной — прозаиком, автором романов «Часть картины», «Протагонист» и «Цикады». Она выходила в финал литературной премии «Лицей», а также стала лауреатом премии Художественного театра и Московской Арт Премии в 2023 году. — Ваши произведения ставили на сцене театра?
«У нас был эскиз спектакля в МХАТе для молодых деятелей искусства «Артхаб» по моему роману «Протагонист». Но идея не прошла дальше, поэтому книга пока только идет к своей первой сцене». — Для ваших произведений подойдет лучше классический театр или экспериментальный? «Я думаю, что эксперимент. Сами тексты к этому располагают. Я всегда только за выход за какие-то границы, за некоторую провокацию читателя или зрителя — это мой метод, в том числе, как автора. Мне было бы интересно посмотреть, как другой творец со своим сильным авторским видением преобразует мой текст так, чтобы он попал на сцену. Тем более, что пошагово перенести на сцену невозможно ни «Протагониста», ни «Часть картины». Есть аудиокниги, которые длятся шесть-семь часов. Мы понимаем, что не каждый осилит такого хронометража спектакль». — Вы сразу перешли к романному творчеству или «раскачивались» с малой прозы? «В основном, люди начинают с рассказов. Это считается нормальный путем. Но есть, так называемое, романное дыхание и дыхание рассказчика. Я писатель с романным дыханием. Для меня рассказ — это возможность обкатать какой-то метод, который могу использовать в дальнейшем. Многие сейчас стартуют уже с романов. Если ты знаешь, что у тебя есть какая-то история, готов расписывать ее на книгу — то, да, ты и расписываешь ее на книгу. Со мной получилось именно так. Мой первый текст «Часть картины» — это полновесный роман». — Как возможно привить любовь к чтению? «Любовь к чтению прививает интересно написанный текст. Под этим я понимаю не только сюжетно, но и оригинально сделанный и оформленный материал. Текст, который цепляет и заставляет дочитывать. Это история, который отзывается так, как это не мог бы сделать фильм, или музыка, или клипы в социальных сетях. Так, что ты можешь прочитать эту историю своим голосом. Для меня подобный образец в какой-то степени — это Джон Фаулз (книги «Волхв», «Коллекционер», «Куколка» и др. — прим. ред). Его в какой-то момент причисляли к беллетристам, но, как по мне, это совсем большая литература. У него получилось поиграть с жанром, тексты очень интеллектуальные, стилистически по форме разнообразные и при этом жутко увлекательные. От них почти невозможно оторваться, ты все время находишь на крючке. И что Фаулз, что Айрис Мёрдок (книги «Черный принц», «Море, море», «Под сетью» и др. — прим. ред), что, конечно же, наш дорогой Достоевский — все они во многом работают с погружением читателя в свой мир. С этим пространством принуждения к творчеству и стоит работать». — Как музыка влияет на ваши произведения? И есть ли еще какие-то «ритуалы» при написании книг? «Я пишу в полной тишине — мне нужна сосредоточенность. Музыка — это источник вдохновения. У меня у всех текстов есть какой-то плейлист. Это еще и способ войти в историю для меня. Если я послушаю какую-то музыку, я поняла, какой будет этой глава, как я буду писать ту или иную сцену. Во многом из музыки мои тексты прорастают. Это можно считать частью моей рутины. А, в целом, рутина очень простая: рабочий стол, за который садишься и пишешь. Если нужно я могу писать, где угодно — главное уже находиться в тексте. Сам процесс написания не регулярен. Не могу в выделенное время начинать творить. Это происходит наскоками». Как сообщали «53 новости», с 14 по 16 июня проходил фестиваль «Праздник книги». Также писательница Дарья Донцова посетила Великий Новгород. Фото из личного архива писательницы.
Источник: 53 новости