Верить — не верить
В самый разгар святочных гаданий корреспонденты «НВ» решили искусить судьбу на «Страшных вечерах» и заглянуть в своё будущее «Раз в крещенский вечерок девушки гадали: за ворота башмачок, сняв с ноги, бросали...» — невольно всплыли в памяти слова стихотворения Жуковского, когда рядом со мной приземлился... лапоть.
— Ну, девка, радуйся, жоних твой в пути. Вона, гляди, лапоть-то в какую сторону упал, с запада к тебе идёт суженый. В нонешнем году непременно встретишься с ним, — объясняла женщина молодой девушке, подходя к месту приземления плетёной древнерусской обувки.
Спустя несколько минут лапоть, подброшенный высоко в небо уже другой девицей, решившей узнать свою судьбу, упал в другой стороне. То есть ей тоже в ближайшие 12 месяцев возлюбленный повстречается. Да и вообще, пока я наблюдала за происходящим, четверым из пяти молодок, если верить лаптю, в этом году непременно предстоит встреча с суженым. И лишь одна пока так и будет без пары — её лапоть приземлился подошвой вверх.
В Музее деревянного зодчества «Витославлицы», где корреспонденты «НВ» и увидели всё описанное выше, гадают сейчас каждый день и буквально на каждом шагу. Святки как-никак.
А это главный зимний праздник в крестьянском календаре, знаменующий собой переход от старого года к новому. Святки длились две недели, начинаясь в рождественский сочельник (24 декабря/6 января) и завершаясь в день Крещения (6/19 января).
— Одним из основных праздников в рамках Святок являлся Новый год или Васильев вечер, канун которого приходился на 31 декабря/13 января, — поясняют специалисты музея-заповедника. — Своё название вечер получил по имени святого Василия Великого, архиепископа Кесарийского, память которого христианская церковь чтит 1/14 января: Васильев день.
Девицы во все времена любят гадать на женихов
Отличительной особенностью Святок являлись разного рода гадания как самый яркий и наиболее насыщенный комплекс в пределах календарного года. Гадать можно было в любой святочный день, но большинство гаданий, считающихся в народе «верными», производили в сочельники, рождественский и крещенский, и в канун Васильева дня — под Новый год. Именно с Васильева вечера начинались «страшные» гадания — самые опасные из всех святочных.
Одной из причин опасности этих гаданий является их приуроченность к наиболее стихийному периоду Святок — «страшным» вечерам, когда кончался старый год и начинался новый, а по народным представлениям, особенно буйствовала нечистая сила. Для «страшных» гаданий выбирались места, где жила или могла появляться нечисть: баня, овин, перекресток дорог, прорубь на реке, церковная паперть; могли гадать и в доме. Распространенными новогодними гаданиями, результатов которых с волнением ожидало старшее поколение, были гадания на урожай и приплод скота, семейные гадания о благополучии домочадцев и многие другие.
И сегодня интерес к святочным гаданиям не утихает. Зимний праздник в «Витославлицах» является одним из самых посещаемых. И из всех забав, что народу здесь предлагается, гадания лидируют безоговорочно. Несмотря на мороз, огромные очереди, народ желает узнать, что же его ждёт.
Так что в этом году в «Витославлицах» решили не ограничиваться одним днём праздника, а начиная с 13 января ждут гостей всю неделю. Вечером. Когда уже темно и страшно.
...На деревенской улице не протолкнуться: к каждой избе выстраивается очередь из желающих узнать, что ожидает их в новый год. В большинстве своём здесь, конечно, девки незамужние. В коротеньких полушубках и сапогах на высокой шпильке, стоят они, пританцовывая, чтобы не замерзнуть, в ожидании, когда их черед придёт выбрать заветный горшочек. Точнее, то, что в том горшке скрыто плотным покрывалом. Емкостей несколько, разных форм и размеров. И даже если ты заранее себе приглядишь какой, всё равно не факт, что его выберешь: глаза тебе завяжут или спиной повернут, да и горшки местами непременно поменяют.
— Что это? — недоумённо восклицает одна из гостей праздника, показывая то, что она достала.
— Обыкновенный уголь, милая, — отвечает «жительница» деревни. — Мужик у тебя, значит, с углом будет.
Ряженье — неотъемлемый атрибут Святок
Следующая вытащила куклу тряпичную с ребёнком. Тут уж, понятное дело, комментарии излишни. Дошла очередь и до девчушки лет семи-восьми. Не рано ли ей ещё гадать-то?
— Пущай родители знают, к чему им готовиться, — восклицает женщина.
Ребёнок вытащил в итоге заколку для волос. То бишь веселиться ей ещё беззаботно. «Лучше б тетрадки с ручкой в горшок положили, чтобы уж точно знала, на что упор делать», — смеясь, сказала мама девочки.
А вот следующей героине нельзя сказать, чтоб повезло. В руках её оказалась... вода. Моряк, что ль, будет её суженый?
— Может, и моряк. Но в рюмку будет часто заглядывать, — сказала, как отрезала, помощница. Впрочем, тут же поправилась, увидев лицо девушки. — Зато весёлый парень-то будет. Держи в руках его, и всё ладно пойдёт.
Пройдясь по улице, у вас невольно может сложиться впечатление, что гадают лишь на суженых: в другом краю деревни кавалеров, например, характеризовали по полену, который девица вытаскивала с закрытыми глазами. А чуть поодаль, выбрав лопату, ухват или метлу, девка и жизнь свою с суженым выбирала: кто-то богатство лопатой будет грести, другая благополучие из избы выметать, а кто-то просто как ухватится за своего любимого, так и не отпустит до конца дней — такая вот любовь посетит.
Накинув на голову павловопосадский платок, сложенный несколько раз, закрыв глаза да покрутившись вокруг себя, пошла и я мелкой поступью к своему будущему. Интуиция или какая другая неведомая сила привела меня в итоге к ухвату. Я, конечно, в знании утвари деревенской не слишком сильна, но наряду с лопатой и метлой сие приспособление выглядело самым маленьким. Хотя, может, так и должно быть?
— Чавой-то ты взгрустнула, — заставила меня тут же опомниться баба деревенская. — Молодой у тебя жених будет, годков, может, и на десять. Зато смотри, какой стройный! А как любить тебя будет!
Надо признать, молодого суженого мне и гадание на поленьях напророчило. Что ж, видимо, с идеалом мужчины, который у меня, как и у любой девушки, всё-таки в голове на всякий случай имеется, придётся распрощаться. В общем, поживём — увидим.
Но и мужики, надо признать, cредь этой гадальной суеты не скучают. Один вон руками амбар мерит. С чего бы это?
Пока родители гадали на будущее, дети радовались дню сегодняшнему, облюбовав ледяную горку
Стоит мужичок, руки растопырив, а хозяйка избы считает, сколько брёвен сруба он ухватил, и приговаривает, считая брёвна: засек, торба, мешок, засек, торба, мешок... Засек.
— В большом достатке жизнь ваша в нынешнем году пройдет, — выносит она в итоге свой вердикт. — Это вам не в торбе небольшой или мешке, что побольше вмещает, достаток иметь, а в целом засеке.
Подобная новость явно пришлась по душе супруге нашего героя: улыбнувшись и взяв мужичка под ручку, пошли они к следующей избе.
Наших героев встретили мы и на главном перекрёстке, где у костра, присев на корточки, новгородцы и гости города плавили воск свечной и в большой чан с водой выливали, пытаясь разглядеть в полумраке, что же получилось... Нельзя сказать, что было очень страшно, но безумно интересно — факт!
Кто-то верит, кто-то нет. Скептики нашлись и здесь.
— Говорят, гадать — грех большой, — выкрикивает кто-то из толпы.
— А ты, голубчик, в Крещение-то окунись в купель али кран в доме с водой просто открой, батюшка в церкви говорит, что и эта вода святая в этот день, да умойся. Да ещё слова такие скажи: «Вода, вода, ты течешь с востока на запад. Омываешь корни деревьев. Омой лицо моё рабы такой-то. Аминь». А вообще все крестьяне новгородские гадали. Так что не бойтеся. Когда ещё удастся так интересно погулять.
Газета «Новгородские ведомости» от 15 января 2013 г.
ФОТО Владимира Богданова
Источник: Администрация Великого Новгорода