31 августа 2024 год, 18:56 - ОбществоВ конце августа во Владикавказе завершилась первая Лаборатория региональной киножурналистики «Наш экран». Это уникальный проект, который учит корреспондентов со всей страны азам кинокритики. Участие в нём приняла и журналист «Новгородского областного телевидения». В «Доме кино» случайных людей не бывает. Об этом мы и услышали в кинематографическом храме. Сейчас здесь кинотеатр, а когда-то размещалась Северо-Кавказская студия кинохроники. В месте, буквально пропитанном родным кинематографом, и прошли пять насыщенных дней лаборатории. Дом кино. Забегая вперед скажем, что завершились они здесь же прощальным обедом. К столу подали традиционные осетинские пироги. Их приготовили специально для нас. В Северной Осетии принято готовить к любому празднику три пирога: Уалибах (с сыром), Фыдджин (с мясом) и Давонджын (с черемшой). По традиции, каждый пирог является символом — Бога, земли, солнца и неба. За эти пять дней мы успели узнать многое, в том числе, о традициях гостеприимного Владикавказа. И всё же главенствующей темой поездки был российский кинематограф. Мы учились анализировать его с разных ракурсов и искать смыслы, чтобы делиться ими со зрителем. Дискутировали, спрашивали и выведывали, смотрели работы и долго размышляли. Формат нашего обучения не зря назвали Лабораторией. Мы экспериментировали, создавая каждый свою формулу написания рецензии на российское кино. Иногда химические составы, которые мы смешивали вместе с режиссерами, продюсерами и актерами, взрывались. Так было во второй день, после просмотра фильма «Храм» (18+). Строгий и, кажется, совершенно невозмутимый Григорий помогает в строительстве сельского храма. В отличие от рабочих, предпочитающих проводить свободную минуту за бутылкой водки, он не берёт от церковной общины ни копейки за труд — наоборот, жертвует все нажитые деньги. Зарабатывает их его пожилая мама, перепродавая вязанные носки – по 30 пар в неделю. Духовный наставник Григория не может понять: что так терзает душу его помощника. Это демоны, преследующие его со времён участия в афганской войне? А, может, две девушки, вяжущие носки и запертые в подвале его тихого, тёплого и отдалённого дома? Фильм играет со спорными темами и стереотипными образами, один за другим поднимая известные, но незамечаемые социальные вопросы: какой может быть материнская любовь и должна ли проносить себя в жертву любящая женщина? Возможно ли перевоспитать другого человека и можно ли его осудить? И как построить храм в собственной душе? Найти все эти вопросы, а затем и отыскать на них ответы, конечно, удалось далеко не сразу. Первой реакцией на фильм всего зала было возмущение. А затем и бурные споры. Думаю, ради этого президент Гильдии кинодраматургов Алексей Алешковский и выбрал этот фильм. Юрий Обухов, продюсер фильма «9 секунд» (12+) Иногда спорить не хотелось вовсе. После премьерного показа кинокартины «9 секунд» (12+) аплодировал весь зал. Эта картина основана на реальных событиях и выйдет на экраны 26 сентября. Совсем юный моряк Алдар Цыденжапов совершает подвиг — в том смысле, в котором мы и знаем это слово. Когда-то боявшийся огня парень без защиты бросается в пекло, образовавшееся после разлива топлива. Одно решение и 9 секунд — именно столько Алдару потребовалось, чтобы закрыть клапан, как позже установило следствие — спасло 348 жизней. Почему он не покинул корабль, а бросился в огонь? И как воспитывают настоящих героев? Фильм об этом — обёрнутый в качественную драматургию, разбавленный демонстрацией уникальных культурных традиций и учащий ценить свою жизни и идти к мечте до конца. Я уверена, что именно такие российские картины должен видеть весь мир. За эти пять дней организаторы Лаборатории продемонстрировали разнообразие жанров российского кинематографа: от псевдодокументального и настоящего документального кино до детских фильмов. «Календарь Ма(й)а» (6+) оказался приятным сюрпризом, слегка напоминающим «Гарри Поттера», но разговаривающим с подростком на самые нужные для него темы. Конечно, в программе были и давно знакомые шедевры. Актриса театра и кино Ольга Хохлова предложила для просмотра «Неоконченную пьесу для механического пианино». Незапланированно разговор об актёрской игре и создании режиссером атмосферы на площадке перерос в творческую встречу. Неожиданно и приятно она завершилась любимыми песнями: Творческая встреча Ольги Хохловой, видео Лаборатории региональной киножурналистики «Наш экран». Обсуждали мы и роль российской анимации. Главный вывод: преемница советских мультфильмов создана не только для детей, но и для взрослых. Пример тому картина «Мы не можем без космоса» (6+), которую привезла киновед Алена Сычева. Номинант премии «Оскар» 2016 года, эта анимационная короткометражка — о дружбе, о любви к своей мечте и её достижению. Спойлер: до просмотра лучше приготовить бумажные платочки. А завершающим стал мастер-класс обозревателя «Российской газеты» Максима Васюнова. Подводя итоги, вместе с ним мы искали ответ на главный вопрос: что и кому должен кинокритик, и кому и что не должен? И как я писала выше, его — и, получается, моя — работа в том, чтобы отыскать жемчужины современного российского кино и донести их смысл до зрителя. Мы — те, кто если не определяет, то направляет кинематограф к лучшему будущему. А ещё задача в том, чтобы честно рассказать о фильме: не приукрашая, без пафоса, замечая неточности, но с искренностью. Действительно, кинокритике, как и в Лаборатории региональной киножурналистики*, случайных людей не бывает. И теперь наша задача — поддержать своё кино в его пути к пьедесталу и любви зрителей. Фото Лаборатории региональной киножурналистики «Наш экран». Проект реализуется Гильдией продюсеров и организаторов кинопроцесса СК РФ при поддержке Президентского фонда культурных инициатив, Союза кинематографистов России, Союза кинематографистов России, министерства культуры Республики Северная Осетия-Алания, комитета по делам печати и массовых коммуникаций Республики Северная Осетия-Алания, Северо-Осетинского республиканского отделения Союза кинематографистов России.
Источник: 53 новости