Вкладыши с Джеки Чаном, немое кино и любовь к кассетам: новгородский режиссёр рассказал о своём творческом пути

5 сентября 2024 год, 13:31 - Общество
Вкладыши с Джеки Чаном, немое кино и любовь к кассетам: новгородский режиссёр рассказал о своём творческом пути
В свободное от преподавания в новгородской школе № 18 время Антон Савченко снимает фильмы. Сейчас в копилке молодого режиссёра (а так же оператора, монтажёра и сценариста) уже три коротких метра, три художественных зарисовки и один социальный ролик. В конце августа на своей странице в социальной сети «ВКонтакте» он опубликовал новую короткометражку «Шутник». Любовь к кинематографу у Антона Савченко начала проявляться в семь лет, когда родители подарили ему первый видеомагнитофон. Потом уже на все праздники будущий режиссёр получал кассеты со своими любимыми мультсериалами или с актёрами-фаворитами. Также он регулярно покупал плёнки самостоятельно или обменивался со знакомыми.  «Для меня каждая кассета — какой-либо событийный момент из детства», — рассказал Антон Савченко. Среди первых фаворитов были мультфильмы про супергероев, «Том и Джерри», «Ну, погоди!». Но особенно нравились трюковые комедии с Джеки Чаном, картины советского режиссёра Леонида Гайдая, фильмы про боевые искусства с Жан-Клодом Ван Даммом и Арнольдом Шварценеггером.  «Больше всего интересовали фильмы с Джеки Чаном. Но не потому, что это про боевые искусства, а потому, что это демонстрация физических возможностей и смекалки обычного человека. И, конечно же, трюки, которые он придумывает. Я могу назвать Джеки Чана своим кумиром детства. Кроме самих кинокартин я коллекционировал наклейки, вкладыши и вырезки из газет с интервью и статьями», — отметил режиссёр и добавил:  «Когда кассетами обменивался, то в первую очередь спрашивал: «Есть фильмы с Джеки Чаном?» — если ответ «нет», то нам не о чем было дальше разговаривать». Из того периода Антона до сих пор мотивируют фильмы жанровых французских и итальянских режиссёров комедий: Клода Зиди, Франсиса Вебера, Жерара Кравчика, а также дуэта сценаристов Кастеллано и Пиполо. Из современных он не может выделить человека, который отдельно бы его вдохновлял. Он считает, что сейчас осталось очень мало режиссёров, которые бы сохранили уровень своих первых работ. «Сейчас уже намного интереснее просто открывать что-то новое. Жанры, которые я раньше не смотрел — например, триллеры. До этого просто не обращал внимания на них. Современная тенденция в том, что уже не осталось жанрового кино — всё перемешалось. В тех же триллерах уже могут быть приключения, а не какой-то строгий криминал. И, конечно, ключевую роль играет подача — наверное, все истории уже рассказаны, а всё новое — хорошо забытое старое», — рассказал режиссёр. Из зрителя в создатели: как Антон начал снимать фильм на второй день после собственной свадьбы Вдохновил снимать кино человек, которого молодой режиссёр узнал через социальные сети.  В 2008 году в одном из фан-сообществ Антон Савченко познакомился с Дмитрием Шадриным из Нижнего Новгорода, который на тот момент снимал короткометражки. В частности, больше всего героя интервью впечатлила трёхминутная трюковая сцена в стиле Джеки Чана, которую снял его новый знакомый-любитель без какого-либо бюджета. И на примере этого постановщика появилось желание что-то снять самому:  «До встречи с Дмитрием Шадриным я думал, что съёмка фильма — это что-то очень дорогое. Но, как оказалось, главное — желание. Я начал без знаний основ композиции, ракурса и монтажа. Выбрал комедийный жанр. Чтобы всё проходило на позитивной ноте». Уже в первых работах начали складываться особенности творчества новгородского режиссёра. Первая из которых — комедийный жанр. Вторая — обязательное наличие трюков: выполненных людьми или монтажных. Уже в первом девятиминутном метре «Зимний переполох» видна любовь к физическим ловкостям. Хотя до этого была ещё небольшая зарисовка, к которой автор даже не писал сценарий. Для первых работ Антона Савченко также свойственен жанр немого кино, но уже в «Шутнике» появляются диалоги — «немногословное кино», как назовёт его создатель. Ещё одна особенность — отсутствие возрастных ограничений на фильмах: кино для всех: «Мои работы не для какой-то избранной аудитории. Мне важно, чтобы не было стыдно показать фильмы родителям, детям, друзьям и всем остальным».  По большей части фильмы молодого режиссёра — это собирательный жанр из немых эксцентричных комедий Бастера Китона и Чарли Чаплина, Леонида Гайдая и Джеки Чана.  По словам одного из зрителей комедии, «Зимний переполох» — это «Том и Джерри» нашего времени. История в том, что на территории частного дома ребёнок пытается заставить старшего брата бросить курить. У них затевается конфликт, в результате которого они громят пространство с использованием трюков и с участием собак. Даже музыкальное сопровождение режиссёр позаимствовал из американского мультфильма. К слову, главных героев в картине сыграли сам Антон Савченко и его младший брат Артём.  «Учился на своих ошибках, к тому же мне помогал мой знакомый Дмитрий Шадрин, который давал советы по строению кадров и композиции. Осваивал программы для монтажа. Даже начал смотреть мировое кино со стороны создателя, а не зрителя», — рассказал режиссёр.  Далее последовали зарисовки на праздники, короткометражный фильм «Операция клёвая рыба» и социальный ролик, посвящённый проблемам загрязнения городской среды. Если в первых работах актёрами были братья Савченко, то в последующих режиссёр перестал сниматься сам и начал приглашать на роли друзей и знакомых.  «Центральной работой в карьере на данный момент назову фильм 2016 года «Операция клёвая рыба», который я начал снимать на второй день после моей свадьбы. Тогда я уже приобрёл беззеркальную фотокамеру, пару объективов и штатив, тщательнее проработал сценарий, навыки монтажа и съёмки стали выше. Это последняя немая трюковая комедия в чистом виде в моём репертуаре. После него настал перерыв, по истечении которого я в поисках чего-то нового», — объяснил новгородский постановщик.  Стоит отметить, что в 2021 году социальный ролик Антона Савченко «Зерно чистоты» стал призёром в номинации EcoKey конкурса журналистских и творческих работ экологической тематики «Территория завтра» в Нижнем Новгороде.  Последствия супружеских шуток  Изначально фильм «Шутник» должен был стать мотивирующим роликом. В социальных сетях знакомой Антон Савченко увидел, как она занимается боксом — тогда и возникла идея зарисовки. Сразу же снять не удалось — из-за накладок по времени, но зато у режиссёра появилось время пересмотреть наработки по сценарию. Возникла идея вернуться спустя четыре года, но уже к короткометражке.  Фильм показывает ситуацию, когда двое молодых супругов решили сделать друг другу «сюрпризы». Только стоит помнить, что «сюрприз» — это не всегда что-то приятное.  «Впервые вышло, что все трое актёров не были знакомы между собой. В преддверии этих съёмок репетиций не проводилось, что, конечно, отчасти было неправильно и вылилось в большее количество дублей. Также для меня было важно, чтобы все ловушки, которые задействованы в фильме, на самом деле оказались применимы. Ничто не обыгрывал монтажными трюками», — рассказал режиссёр.  Самым тяжёлым этапом съёмки стал саунд-дизайн. Не только подбор музыки под видеоряд, но и озвучка героев, которая стала первой в карьере Антона Савченко.  «Один момент мы записывали на петличку за 2,5 тысячи рублей, а не студийный микрофон за 250 тысяч. И вся ирония в том, что никто разницы не заметил. Хотя, конечно, запись с профессиональной техники даёт больше возможностей для монтажа звука. И при лучшей аудиотехнике, чем динамики смартфона и наушники, разница станет заметнее. В будущем запись в студии буду рассматривать по возможности, сейчас же просто решил проверить», — рассказал Антон Савченко.   Большая часть съёмок проходила дома у главной героини, что, во-первых, было комфортней для актрисы и, во-вторых, дало больше простора по времени. Другой локацией был зал, при съёмочном процессе в котором времени как раз не хватило. Пришлось работать с тем, что успели. Но, как отметил постановщик, этого было достаточно, чтобы передать всю полноту истории. А что дальше? Новгородский режиссёр ещё не знает, какая картина будет следующей. У него два варианта сценария. Но это точно будет короткий метр, в котором он отойдёт от «немого» жанра.  «Это будет история в одной локации, состоящая на 70 процентов из диалогов — что уже эксперимент, так как сцены действия, трюки, передвижения даются проще, я это лучше чувствую. После этого можно начинать прописывать что-то более масштабное», — отметил Антон Савченко и добавил:  «За счёт предстоящих двух короткометражек я должен повысить свой уровень и состояться, как профессионал. А после уже переходить к полному метру».  Кроме того, я попросил Антона Савченко перечислить несколько комедий, которые он наиболее ценит. Среди французских — «Астерикс и Обеликс: Миссия Клеопатра», «Невезучие» 1981 года и серия фильмов «Такси». У итальянцев — это «Ворчун», «Школа воров 2», «Безумно влюблённый». В американском кинематографе выделяет «Маску» с Джимом Керри, «Король воздуха», «Гарри и Хендерсоны». В отечественном кинематографе выбор пал на «Операция «Ы» и другие приключения Шурика», «Кавказская пленница» и «Человек с бульвара Капуцинов». А если брать фильмы с Джеки Чаном, то тут новгородский режиссёр выделяет «Доспехи Бога», «Проект А» и «Полицейскую историю».   Советы начинающим: как начать и с чем предстоит столкнуться Антон Савченко отметил, что многих людей, которые хотят заняться съёмкой фильмов, останавливает отсутствие команды операторов, монтажёров, актёров и так далее. Это не должно стать причиной творческого кризиса. Также он привёл пример из мирового кинематографа, а именно путь режиссёра Роберта Родригеса, автора фильмов «Дети шпионов», «От заката до рассвета», «Факультет», «Отчаянный» и других. Он пришёл в «большое» кино без компьютеров, команды и качественных камер — в общем, один. Монтировал фильмы на видеомагнитофоне с множеством трудностей. И смог выработать качество, которое оценили продюсеры.  Во время съёмочного процесса вас может ожидать огромное количество накладок. Первые картины вы, скорее всего, будете снимать с заинтересованными знакомыми, которые не каждый день смогут уделить вам время. Это проблема соотношения графиков, из которой вытекает, ещё одна накладка — люди заметно меняются во внешности за период простоя съёмочного процесса. Проблемы с погодой, под которую нужно подстраиваться, также могут замедлить съёмки. Но всё это не должно отпугивать. «Если не получается найти команду, то начни действовать сам. Возьми все недостающие обязанности. Самое важное — не бояться делать первые шаги и брать ответственность. Докажите, что вы способны снять фильм без команды и большого бюджета», — подчеркнул молодой режиссёр.  Фото из архива Антона Савченко.

Источник: 53 новости


Комментарии

Добавить комментарий

Ваше имяимя (ник) для отображения
E-mailне показывается на сайте
Комментарий
Введите код  цифры кода

Новости - Календарь
ПНВТСРЧТПТСБВС
01
02030405060708
09101112131415
16171819202122
23242526272829
30
Реклама


Новости по годам

2024

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь,

2023

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2022

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2021

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2020

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2019

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2018

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2017

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2016

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2015

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2014

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2013

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2012

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2011

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2010

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь