21 октября 2024 год, 16:54 - ОбществоМошенники выдают себя не только за служащих банков, полиции, но и за сотрудников сферы ЖКХ. Об этом пишет газета «Известия». С поддельными квитанциями на оплату услуг ЖКХ столкнулись жители Подмосковья. О странных извещениях они сообщили в ВК-сообществе «Наш Реутов».
Внешне квитанции выглядят как обычные. Кроме пропажи денег, жертвы могут столкнуться с вредоносными программами, которые скрываются под QR-кодом на бланке. После перехода по ссылке, жертвы предоставят удалённый доступ к приложениям банка и «Госуслуг». После «оплаты» жертвам приходят настоящие квитанции, в том числе и с начисленным долгом. Отметим, что иногда настоящий документ мошенники воруют. Руководитель проекта «Народного фронта» «За права заёмщиков» и координатор платформы «Мошеловка» Евгения Лазарева рассказала, что такая схема действует не только в Подмосковье. Оказывается, сценарий с рассылкой поддельных квитанций по оплате услуг ЖКХ существует ещё со времён карантина в период пандемии. Как отметила Евгения Лазарева, сфера ЖКХ — одна из наиболее популярных у мошенников: «Оплата у многих происходит «на автомате»: мы забираем квитанцию из почтового ящика, сканируем QR-код приложением банка и с чувством выполненного долга забываем о ней. Конечно, некоторые возмущаются появлением «лишней» бумаги, но до разбирательств доходит редко — есть мнение, что спорить с управляющей компанией бесполезно. Потому факт мошенничества обнаруживается лишь с появлением настоящей квитанции». Специалист по информационной безопасности компании «Код безопасности» Мария Фесенко сообщила, что мошенники всё чаще прибегают к темам с кодами по нескольким причинам: во-первых, о них нечасто предупреждают банки или организации из сферы ЖКХ, а во-вторых, есть возможность украсть значительную сумму, поскольку платежи по ЖКХ бывают разными, в том числе весьма высокими. Виды афер Евгения Лазарева добавила, что чаще всего мошенники пишут о необходимости проверки счётчиков воды, а в извещении оставляют телефон для вызова «специалиста». Оператор объясняет, что успешно проверку проходят далеко не все приборы, поэтому дешевле сразу поставить новый. В итоге жертва оплачивает счётчик и установку. Другой вариант развития событий — в согласованное время приходит «мастер», который создаёт видимость работы, выдаёт документ о пройденной поверке и получает оплату. На самом деле с хозяином квартиры работают фирмы-однодневки, которые не имеют необходимых лицензий и аккредитаций, а потому не могут проводить поверку.
После этого жертве придётся заплатить ещё раз управляющей компании за исправление ситуации и, возможно, за ещё один счётчик. «В худшем случае человек, которого впускают в квартиру, может оказаться вором или наводчиком. И тогда жертва лишается не только денег, но и имущества», — уточнила координатор «Мошеловки». Также довольно часто мошенники присылают извещения о наличии долгов. Рассылку производят как в бумажной форме, так и в виде SMS-сообщения, где оставляют сетевой адрес, по которому можно произвести оплату. Чтобы вывести крупную сумму, получив доступ к банковским картам жертв, злоумышленники предлагают сделать «проверочный» платёж на небольшую сумму. Иногда преступники распространяют объявления от имени УК, городской администрации или вымышленной госструктуры о том, что в доме проводится льготная программа по осуществлению замены пластиковых окон, труб, прочистке вентиляции или диагностике газового оборудования якобы по сниженной цене. После внесения предоплаты мошенники исчезают — в некоторых случаях они успевают оформить на имя жертвы кредит. Аферисты предлагают жильцам домов «чудо-приборы» со скидкой. Под видом сотрудников «профильных» служб они проводят в квартирах «проверку качества» воды, воздуха, газового оборудования или санацию от вредителей. После осмотра, они внушают жертве мысль о том, что ему не безопасно дома. Например, из-за большого загрязнения воды, наличия насекомых или других паразитов. Далее они предлагают приобрести по «специальной цене» прибор, который поможет избежать этих проблем. Как правило, жильцы покупают «пустышку», либо вещь, которая стоит гораздо меньше, чем они заплатили. Кроме того, иногда эти «чудо-приборы» и вовсе опасны для жизни. Например, газовое оборудование, которое устанавливают «мастера», может привести к трагедии. Как распознать мошенника? По словам Евгении Лазаревой, есть много других видов коммунального мошенничества. Но у них есть общие признаки: – мимикрирование под официальные структуры. Речь идёт о бланках, копирующих реальные документы, похожие названия, а также применении униформы, оперирование специальными терминами; – создание фирм-однодневок, которые можно вычислить поискав срок существования компании по её ИНН; – проявление повышенной заботы о предполагаемой жертве, к примеру, предложение «льготных условий» и прочего; – нежелание общаться с официальными органами: как правило, только при упоминании о звонке в саму «организацию» или вызове полиции злоумышленники стараются скрыться. Для защиты от мошенников стоит обратиться в компанию, от имени которой выступает аферист, и уточнить всю информацию от официального представителя. Но делать это нужно не по телефону, который называет визитёр, а найти контакты самостоятельно. В случае с поддельными квитанциями, жильцам необходимо: – обратить внимание на название организации и её реквизиты; – проверить описание услуг. Среди них –– показания счётчиков, площадь жилья, количество жильцов; – проверить размер начислений и уведомления об оплате в официальных приложениях или личном кабинете. Если у вас возникли сомнения, то обратитесь за уточнением информации в УК или к поставщику ресурсов, также можно проверить написанное в квитанции через личный кабинет. Ведущий юрист компании «Европейская юридическая служба» Евгений Корнеев посоветовал сверить реквизиты на оплату через портал ГИС ЖКХ или по номеру исполнителя коммунальной услуги. В случае перечисления денег мошенникам, срочно обращайтесь в полицию. Ранее мы сообщали, что в Новгородской области охотники за «Госуслугами» добрались до электросчётчиков. Фото: Владимир Верстюк, из архива.
Источник: 53 новости