2 ноября 2024 год, 17:50 - ОбществоВ школе старорусского села Залучье в четвёртый раз прошла «Битва экспериментов» — научная конференция, где дети проводят реальные опыты в безопасной среде. В этом году даже сам её формат стал своего рода экспериментом: организаторы впервые решили поделить мероприятие на два дня. В первый день ребята познакомились со знаковыми местами и достопримечательностями Старой Руссы, а во второй — показали свои знания и умения в области физики, химии и даже социологии. «Битва экспериментов» — это площадка для реализации научных и творческих идей. Всё началось во время моей работы учителем физики и математики в школе села Залучье по программе «Учитель для России». Ко мне подошёл один из учеников и сказал, что хочет проанализировать, какой лимонад сильнее всего надует воздушный шарик. Мне стало интересно, сколько ещё таких идей кроется у детей. Это было в 2021 году. Тогда же зимой прошла первая «Битва экспериментов», в которой приняли участие местные школьники. Уже после мы стали приглашать ребят из других регионов. В этом году встречаем детей из Великого Новгорода, Старой Руссы и Санкт-Петербурга», — рассказал основатель проекта, выпускник программы «Учитель для России» Евгений Павздерин. По приезде в Старую Руссу дети разделились на два коллектива. Кому-то открылась загадка квеста в музее романа Фёдора Михайловича Достоевского «Братья Карамазовы», остальные же узнали о быте средневекового рушанина и осмотрели город с колокольни Старорусского краеведческого музея. После группы встретились у знаменитой Водонапорной башни и поднялись на самую её вершину. Приятных эмоций добавила прогулка по городу и финальный вечерний квест-детектив, в котором детям предлагалось раскрыть тайну убийства Фёдора Карамазова. Ночевали участники «Битвы экспериментов» в Старой Руссе и в селе Залучье. Вечером их ожидал вкусный ужин и просмотр фильма. Утром, сразу же после завтрака, юные экспериментаторы отправились на регистрацию и церемонию открытия «Битвы». Ученики школы села Залучье — активисты Детской общественной организации «Альтаир» — традиционно принимали участие в подготовке к мероприятию. Они заранее украсили внутренний фасад гирляндами из шаров и яркими флажками, на двух этажах повесили большие листы крафтовой бумаги — на них каждый мог поделиться любимой песней, рассказать о себе, своём городе и своей школе, пожелать что-то другим участникам. В коридорах расположились «станции», где предлагалось смастерить фигурку из воздушного шарика, украсить себя блестками или составить «бинго» из интересных фактов об организаторах «Битвы экспериментов». На церемонии открытия школьники из Новгородской области и Санкт-Петербурга рассказали о себе и о школах, в которых они учатся. В этом году на «Битву экспериментов» приехали ученики Школы Мая и Школы ИлИ из Санкт-Петербурга, школы № 36 имени Г.Р. Державина из Великого Новгорода и школы № 5 города Старая Русса — всего более 80 человек. После открытия участники распределились по аудиториям. Всего их было четыре — «Маятник», «Лапоратория», «МолекулOn» и «Пробирка». Ученицы новгородской школы № 36, сёстры Ульяна и Вероника Кулиничевы подготовили мастер-класс по созданию «лавовых ламп» двумя способами: на основе уксуса и соды и рафинированного растительного масла вместе с шипучей таблеткой. «Мы очень долго выбирали, какой эксперимент хотим показать. Но при обсуждении выяснили, что обе уже раньше сталкивались с «лавовыми лампами». Начали искать в интернете информацию и нашли несколько способов изготовления, что нас и заинтересовало», — рассказала Ульяна. Также из практических экспериментов дети показали опыт с поверхностным натяжением: при помощи бутылки с водой, горлышко которой было перевязано марлей. Александра Васильева из Старой Руссы обучила аудиторию за пять минут игре на маракасах и трещотках. И это лишь малая часть того, что ребята показали на «Битве». Некоторые школьники представили результаты социологических исследований и творческой работы. Так, Лев Петрунькин и Александр Карначев из Петербургской Школы ИлИ презентовали три выпуска разработанного и созданного своими руками комикса «Призрачный пирожок». «Первый выпуск «В поисках антифриза» мы сделали абсолютно случайно. Это книга о дружбе, понимании и смелости, о том, как совместными усилиями, а также при помощи магии и капельки антифриза можно совершить многое. Главный герой — обычный школьник, у которого в один момент жизнь переворачивается с ног на голову. Впереди фанатов «пирожка» ждёт ещё два комикса из этой серии, а после мы планируем расширять вселенную. Хотим вводить новых героев», — рассказал Лев Петрунькин. В завершение «Битвы экспериментов» всем участникам, их наставникам, волонтёрам, сотрудникам школы и организаторам вручили памятные подарки, вкусные призы и благодарности. В перерывах между выступлениями нам удалось побольше пообщаться с одним из организаторов конференции Евгением Павздериным, который в настоящее время работает в Школе Мая в Санкт-Петербурге. — Какое значение имеет «Битва экспериментов» для детей? — Во-первых, это межкультурные коммуникации. Например, когда приезжали дети из Дагестана, они открыли новый мир, и мы узнали совсем других ребят. Сама «Битва экспериментов» — это инструмент для общения, на котором можно не только показать результат, но и просто приятно провести время, познакомиться с новыми людьми. Во-вторых, с точки зрения самих опытов — это выработка навыков публичного выступления, подготовка к итоговой сдачи исследований. — В чём особенность подхода в образовании от программы «Учитель для России»? — В попытке рассмотреть в каждом ребёнке человека. В развитии отношений с ребёнком. И преподаваемый предмет становится инструментом: мне понравилась аналогия, что физика — это очки виртуальной реальности, в которых ты смотришь на мир. Фото: Марина Воробьёва.
Источник: 53 новости