5 ноября 2024 год, 17:56 - Общество9 ноября в 18:00 на сцене Новгородской филармонии пройдет новый показ «Авиатора». Впервые спектакль по мотивам одноименного романа известного современного автора Евгения Водолазкина в исполнении труппы Новгородского академического театра драмы имени Ф.М. Достоевского зрители увидели еще в конце сентября. О премьере писали «53 новости» к открытию 171-го театрального сезона. На ней, кстати, побывал и сам писатель. Теперь пришло время зрительской рефлексии и рецензии. Напомним, режиссер-постановщик и автор инсценировки произведения — Алексей Троценко. Основа истории — это жизнь Иннокентия Платонова. В главной роли дебютировал на новгородской сцене Андрей Андреев. Платонов просыпается в больничной палате и ничего не помнит о своем прошлом. Его лечащий врач Гейгер (Юрий Ковалёв) и медсестра Валентина (Маргарита Сакович), проводящая исследование для своей диссертации, не рассказывают пациенту о его прошлой жизни, и изначально скрывают главный секрет — «ровесника века» Иннокентия «заморозили» еще при Сталине, в довоенные годы. Разбудили героя только в 1999 году. Он оказался единственным выжившим после подобного эксперимента. Постепенно Иннокентий вновь переживает прошлое в воспоминаниях, которые по совету врача он записывает в толстый ежедневник. Все начинается с детских: пересказ «Робинзона Крузо» учителю гимназии (Вячеслав Кормильцев), игра в самолетики с кузеном Севой (юного Севу играет Серафим Чадов, а Иннокентия в детстве — Демид Иванов). Затем в памяти всплывают вперемешку приятные и печальные события из жизни. Ключевым моментом в приятных моментах из прошлого является любовь главного героя к Анастасии (Анна Кондрашина). Сцена предложения руки и сердца Иннокентия показана через танец героев, в которой они словно «парят», расставив руки как крылья самолета. Однако, по большому счету, это одно из немногих положительных воспоминаний о любви. Перелом в судьбе героя начинается с ареста отца Анастасии, профессора Воронина (Павел Рудаков) Государственным политическим управлением при НКВД. Четыре сотрудника ГПУ (Матвей Швыденко, Дмитрий Брейкин, Ян Цыбульский и Артём Символоков), как четыре всадника апокалипсиса выходят с одной стороны сцены, когда с противоположной сумарок (Дмитрий Матвеев) выкатывает огромное колесо, напоминающее решетку, и роняет его с грохотом. Этот оглушительный звук и знаменует начало настоящих проблем для Иннокентия. Сотрудники ГПУ арестовывают профессора по доносу местного бедняка Зарецкого (Денис Котыков). Позже семья узнает, что профессора расстреляли. Из этого вытекают трагические воспоминания: арест, ссылка на Соловки за убийство Зарецкого и предложение о заморозке главного героя, что практически равнялось подписанию согласия на скорую смерть. Было ли это предложением на самом деле? Ближе к финалу излагают версии следствия, рассматривающие дело о гибели Зарецкого. В роли следователя уголовного розыска Трешникова артист Дмитрий Брейкин медленно перечисляет догадки под гнетущую драматическую фоновую музыку. Актер доносит информацию о том, что, скорее всего, Платонов был невиновен. А значит прожил все ужасы зря. Отсюда переходим к проблематике постановки. Во-первых, это приход большевиков к власти и судьба людей в период массовых репрессий. Все сцены с сотрудниками ГПУ показаны с решеткой на экране на заднем плане, сквозь которую виден красный свет. Стоит отметить, что фоновая решетка остается на протяжении всего спектакля. Красный цвет означает всё, что угодно — политику «красного террора», кровь жертв репрессий, большевизм. Весь ужас людей показан именно через боль. При переправке на Соловки, когда один из осужденных не повинуется приказам, сотрудник ГПУ достает пистолет и стреляет в голову арестанту. Зритель слышит звук выстрела и видит, как падает тело заключенного. Проблематику «красного террора» подчеркивает история кузена Севы (Дмитрий Поляков). Из активного сторонника революции, который не раз пытался склонить Иннокентия на вступление в партию, он превращается сначала в доносчика на своего родственника, а позже и вовсе отказывается от большевистских идей и проклинает их. Сцена с допросом показана как распятие Севы на том самом решетчатом колесе. Он весь в ссадинах и крови, его заваливают вопросами, на которые он отвечает лишь проклятиями. На фоне за решеткой оказывается белый круг среди тьмы, как свет фонаря зимой или тусклый лик солнца. Вскоре Севу расстреляют. Вопросы жизни и смерти тоже являются центральными в спектакле. На Соловках из-за ужасных условий труда, от которых умирает множество осужденных, Иннокентий попадает в лазарет. Там главный врач Муромцев (Анатолий Устинов) предлагает Платонову выбор — остаться работать, и, вероятно, погибнуть из-за тяжести труда; или же стать участником эксперимента по замораживанию людей с целью их возвращения уже в «светлом социалистическом будущем». Сам факт подобных экспериментов на людях уже вызывает вопросы этики и гуманизма — никто не выживает после таких исследований, зато последние три недели жизни подопытный проводит в спокойной обстановке, без тяжелой работы. Иннокентий стал первым и последним объектом изучения, который выжил. По ходу действия появляются диалоги о вере в Бога. Даже после первой ночи с женщиной, она интересуется его верой, а позже признается, что является дочерью священника. Эта сцена подняла вопрос воспитания в христианских семьях, а именно тот факт, что воспитание не единственное, что влияет на человека. Религиозные вопросы возникают и в контексте споров с наукой, когда каждую из сторон по очереди представляют Иннокентий и Гейгер. Последний верит только в факты, у Платонова же более мистическое мышление, и его выживание после длительной заморозки только подкрепляет его убеждения в божественной силе. Вопросы веры и религии сохраняют актуальность вплоть до финальных слов, когда звучит фраза «Бог сохраняет всё». Она отсылает к тому, что главный герой выжил во время принудительного труда на Соловках, после заморозки и пережил необъяснимую болезнь, убивавшую его на протяжении второго акта. Уже в наше время после выписки из больницы Платонов станет звездой всероссийского масштаба. К нему поступают предложения о посещении различных телешоу и заключения рекламных контрактов. Спектакль показывает этические проблемы уже капиталистического общества: с его коммерциализацией всего, на чем можно заработать. Герой в итоге становится лицом продуктового товара в магазинах. В видеоролике на фоновом экране показана как и сама реклама, так и особенности ее съемки: Иннокентий на хромакее читает реплики. При показе шоу за решеткой замигает телевизионная рябь, в качестве перебивки между мизансценами заиграет «I got the power» группы SNAP!, а из зрительского зала с микрофоном появится журналистка (Валерия Горелкина), задающая относящиеся к деталям биографии «звезды» вопросы — про встречу с поэтом Александром Блоком, про личную жизнь и прочее. Отчасти это и своеобразное высмеивание интересов общества — людям конца XX века уже не важны вопросы морали и этики. Актуальны темы из частной жизни, интимные подробности или встречи со знаменитостями. 1990-е — это еще и криминальное время, когда власть в свои руки получили авторитеты преступного мира. И такой человек, «представитель аппарата президента», по фамилии Желтков (Георгий Пепеляев) приходит к Платонову с натянутой улыбкой, подчеркнуто льстиво, что вызывает омерзение. Итогом отношений станет сначала отказ Иннокентия углубляться в политические игры, а затем ответный отказ Желткова оплачивать дополнительное необходимое лечение «некогда партнера». Если при советской власти из Иннокентия Платонова сделали объект исследования, то при новой российской он стал рекламным продуктом. Думаю, Алексей Троценко хочет сделать акцент на том, что в любой идеологии есть недостатки. В целом, 1990-е кратко и интересно опишет Гейгер в диалоге с главным героем: «Диктатура сменилась хаосом». Последняя из важных поднятых тем в спектакле — это разносторонняя и несчастливая любовь. Здесь две главные пары — Анастасия и Иннокентий до заморозки, и внучка героини Настя (ее также играет Анна Кондрашина), которая тоже нашла свое счастье с Платоновым. Первый роман заканчивается трагически. Анастасия еще долгое время не выходит замуж, но в один момент сдается. Однако своего сына назовет в честь возлюбленного. Она останется жива вплоть до пробуждения Иннокентия, но драматично скончается, когда героя уже отпустит к ней Гейгер. Тогда в больнице Иннокентий встретит Настю, копию своей любви из прошлого. У них завяжутся отношения, девушка сильно привяжется к Платонову. Когда выяснится, что герой все же умирает, Настя постарается закрыть на это глаза, акцентируя внимание на положительных сторонах их отношений, быта, положения, которые для Иннокентия по большому счету не будут иметь интереса. Как такового удовольствия от брака с Настей центральный персонаж не получил, скорее, девушка стала для него символом ушедшей влюбленности и эпохи. Сценография (художник-постановщик Константин Розанов) представляет две изогнутые платформы, напоминающие одновременно и крылья самолета, отсылая тем самым к названию произведения, и полушария головного мозга. Но также металлический мозг висит и над сценой — при этом к нему подключено электричество, поэтому объект регулярно мигает, показывая деятельность органа. Между двух платформ, на возвышении, стоит дверь, которая также в больнице предстает в виде койки-кровати, где «лежит» главный герой. Внешний акцент сделан на фоновом экране, где большую часть времени изображена та самая решетка, являющаяся символом вечного заточения героя: сначала при большевиках в ссылке, затем в больнице, а потом уже в семейной жизни и в рекламных обязательствах (видеоинженер Валерий Данилов). Из проблесков этой решетки виден также Петербург первой половины XX века и конца столетия. Во время переплавки на Соловки и при других воспоминаниях героя включается документальная хроника с изображением жизни осужденных. В финале постановки показан самолет, как символ той свободы, к которой стремился герой, той детской несбыточной мечты стать авиатором. В итоге Алексей Троценко с командой показали смелый проект для Новгородского театра драмы, подняв политические и социальные проблемы прошлого столетия, во многом актуальные и по сей день. Роман Евгения Водолазкина, сюжетно схожий с мировой классикой Дэниела Киза «Цветы для Элджернона», поставлен подробно с некоторыми сценарными изменениями — в частности, другим финалом. Большинство сцен показано классическими диалогами с минимальной игрой света (художник по свету Никита Смолов). Подсвечивают говорящего персонажа, или придается освещение мизансцене — чаще всего это синий, оранжевый, желтый и красные цвета.
Можно прийти к выводу, что во многом успех премьеры равен успеху книги, но все равно хочется отметить и сценарную работу, и желание показывать такие спорные и тяжелые моменты из истории России и Советского Союза. В конечном итоге скажу, что «Авиатор» — это серьезная постановка театра, на которую по проблематике наиболее похожа прошлогодняя осенняя премьера «Выше ноги от земли», и других подобных спектаклей в репертуаре нет. Она то заставляет кипеть от эмоциональности, в том числе пробивая до слез, то с ужасом наблюдать за происходящей несправедливостью. Прекрасно подобранный актерский состав только увеличивает удовольствие от просмотра. Фото: Валентин Макаров.
Источник: 53 новости