24 ноября 2024 год, 22:24 - ОбществоЧуть больше месяца остаётся до Нового года. В это время многие начинают покупать подарки и праздничную атрибутику, чтобы украсить дом. «53 новости» заметили, что довольно часто в такие моменты люди склонны к импульсивным покупкам, что в дальнейшем приводит к пустому кошельку. Мы решили выяснить, как сэкономить деньги и не купить ничего лишнего. Корреспондент нашего издания связался с новгородским психологом, руководителем благотворительного фонда «Звездный порт» Татьяной Черневой, чтобы узнать, что же заставляет нас делать необдуманные покупки. Мы спросили у эксперта о том, влияют ли цвета, музыка и запахи на поведение человека в магазине. Татьяна Чернева отметила, что для привлечения импульсивных покупателей порой используют определённые цвета. К примеру, красный вызывает чувство срочности и повышает аппетит, часто используется в распродажах. Оранжевый ассоциируется с энергией и оптимизмом, привлекает внимание. Черный создает ощущение элегантности и может быть полезен для акций. Ярко-синий вызывает доверие и спокойствие, подходит для создания надежного имиджа. «Музыка задает атмосферу, влияет на время пребывания покупателей в магазине. Например, легкая, ритмичная мелодия способствует увеличению продаж. Задача запаха — создавать эмоциональные ассоциации, способствовать формированию положительного опыта покупок. Например, запах свежей выпечки вызывает уют и комфорт», – добавила собеседница. — Почему именно перед праздниками у людей появляется острая потребность во всём? — Это происходит из-за сочетания психологических и социальных факторов. Праздники у людей ассоциируются с радостью, подарками и общением. Это традиции, которым следуют из года в год. Приготовления к праздникам могут вызывать стресс, и люди стремятся компенсировать это покупками, чтобы улучшить настроение. Конечно, немаловажную роль играет следование моде или стандартам, что усиливает желание приобретать товары для поддержания имиджа. — Что такое импульсивные покупки со стороны психологии?
— Импульсивные покупки — это незапланированные приобретения, спровоцированные эмоциональными порывами, настроением. Они совершаются с целью улучшить настроение или справиться с негативными эмоциями, такими как стресс или грусть. Реклама, маркетинговые стратегии и поведение окружающих побуждают к импульсивным покупкам. Например, может сработать феномен «толпы». Друзья покупают что-то новое и интересное, тут же возникает желание сделать то же самое.
Импульсивные покупатели испытывают искажение восприятия. Они переоценивают ценности товара или недооценивают свои финансовые возможности. Они поддаются «эффекту дефицита», когда ощущение ограниченности товара заставляет их действовать быстрее. К необдуманным покупкам склонны люди с низким уровнем самоконтроля. — Побуждают ли к бессмысленным покупкам новогодние фильмы? — Фильмы также создают ощущение и атмосферу праздника. У зрителей возникает желание повторить увиденное: украсить дом, купить подарки. Многие фильмы подчеркивают важность дарения и празднования с близкими, что стимулирует людей чувствовать необходимость покупать больше, чтобы соответствовать этим ожиданиям. Новогодние фильмы хороший катализатор для бессмысленных покупок, особенно в контексте праздника и связанных с ним эмоций. — Как магазины влияют на эмоции? — Магазины используют различные стратегии для влияния на эмоции покупателей, включая привлекательный дизайн и оформление, ароматы, фоновую музыку и специальные предложения, которые создают чувство срочности. Визуальный мерчандайзинг и дружелюбное взаимодействие с продавцами также способствуют созданию комфортной атмосферы. Кроме того, уникальные впечатления, такие как мастер-классы или дегустации, укрепляют эмоциональную связь с брендом и побуждают к покупкам. Мы спросили у эксперта о том, может ли форма новогодней игрушки влиять на наше самочувствие и настроение. Из личных наблюдений корреспондент отметил, что чаще всего в магазинах на прилавках можно встретить шарики. «Что касается шариков, то они традиционно используются в новогоднем декоре. Их округлая форма ассоциируется с полнотой жизни и завершенностью. Они также создают ощущение игривости и веселья. Любимые новогодние звезды — символы мечты и надежды», – объяснила психолог. «53 новости» решили пообщаться с теми людьми, которые находятся по ту сторону прилавка и знают покупателей лучше, чем они сами. Мы связались с опытным новгородским маркетологом Еленой Касимовой, которая рассказала, как магазины готовятся к празднику. Она дополнила слова психолога о том, что каждый цвет вызывает определенные эмоции: «Зеленый ассоциируется с безопасностью и спокойствием. В контексте новогодних распродаж использование красного и золотого может создать атмосферу праздника и роскоши». Елена Касимова отметила, что фоновая музыка создает настроение праздника: «Традиционные новогодние мелодии могут вызвать ностальгию и радость, что способствует более позитивному восприятию покупок. Более быстрая музыка может увеличить темп приобретений и создавать ощущение динамики». Эксперт сообщила, что также влияют на покупателей и ароматы. К примеру, корица или еловые ноты, могут ассоциироваться с праздником и вызывать положительные эмоции. Запах мандаринов будет перекликаться у нас с новогодними праздниками и семейными встречами, из-за чего наше настроение поднимается. «Приятный аромат может сделать шоппинг более комфортным, что приводит к увеличению времени, проведенного в магазине, и, соответственно, к большему количеству покупок», – добавила Елена Касимова. Мы спросили у собеседницы о том, используют ли маркетологи перестановку товаров или особую выкладку, чтобы повысить интерес покупателей.
«Маркетологи активно используют стратегическую выкладку товаров для повышения интереса и стимулирования покупок. Часто используется правило «20/80», где 20 процентов ассортимента приносят 80 процентов прибыли. Расположение наиболее популярных товаров на уровне глаз и в местах высокой проходимости помогает привлечь внимание», – объяснила эксперт. Она привела в пример ещё несколько схем, которые используют в работе маркетологи: – кросс-продажи. Речь идёт о размещении подарочных упаковок рядом с товарами, которые могут стать презентом, к примеру, неподалёку от игрушек или косметики;
– тематические зоны. Магазин делят на зоны, к примеру, отдельно стоят подарки, украшения, угощения;
– подарочные наборы. Часто производители сами создают готовые наборы из своей линейки продуктов, красиво упаковывают и увеличивают чек. Такие наборы специально собираются в разных ценовых сегментах, чтобы каждый мог выбрать что-то исходя из своего бюджета.
Кроме того, и сами магазины могут собрать набор из нескольких товаров разных производителей.
– логическое размещение товаров. Магазин сам разрабатывает «путь покупателя» внутри помещения. Он ведет потребителей от одного продукта к другому. Например, начинают с украшений, затем переводят внимание на подарки, а далее и к угощениям;
– яркие указатели. Вывески с акциями и специальными предложениями ярко выделены и расположены на пути покупателей. Мы поинтересовались, что ещё может повлиять на эмоции людей и привести их к мысли о том, что нужно взять вторую и третью вещь. Эксперт рассказала, что есть несколько эффективных способов повлиять на эмоции покупателей: – создать ощущение дефицита. Использование фраз вроде «осталось всего три штуки» может побудить к быстрому принятию решения о покупке;
– промоакции и скидки. Ограниченные по времени предложения создают ощущение срочности и побуждают к быстрым покупкам;
– лояльность и программы вознаграждений. Предложение бонусов за дополнительные покупки может подтолкнуть к приобретению большего количества товаров. «53 новости» спросили о том, что покупают перед Новым годом чаще всего. Елена Касимова выделила: подарки, к примеру, игрушки, электронику, парфюмерию, ёлочные украшения и праздничную атрибутику, продукты на новогодний стол, включая алкоголь и сладости, маскарадные костюмы. «Как маркетолог, я часто наблюдаю за тем, как даже самые рациональные покупатели сталкиваются с импульсными покупками, особенно во время распродаж. Это может быть вызвано эмоциональным состоянием, к примеру, радостью от праздника, или привлекательными предложениями. Я сама предпочитаю покупать подарки заранее по продуманному списку, а новогоднюю атрибутику стараюсь приобрести в январе на следующий год. Продукты и наряды также планирую заранее, но не без эмоциональных покупок. Новый год — мой любимый праздник с детства, и в декабре статья расходов на подарки и развлечения всегда увеличивается в два раза», – отметила собеседница. Выслушав экспертов, мы попросили психолога Татьяну Черневу дать совет, как справиться с соблазном и не прихватить ничего лишнего. «Первое, при посещении магазина накануне составить список, что необходимо купить. Он поможет избежать спонтанных решений. Второе, понаблюдать в какие моменты чаще всего происходят «срывы», то есть определить триггеры. Покупки, возможно, помогают справляться со стрессом, страхом, скукой, одиночеством. Если это так, то надо найти альтернативный способ получить это без похода в магазины. Третье, перед тем как решить что-то купить спросить себя: «Зачем это мне? Как часто я буду этим пользоваться?» Такой вопрос помогает рационально подойти к покупке. Четвёртое, считается, что наличными мы тратим меньше, чем через оплату картой. Поэтому можно использовать и такой прием для самоконтроля», – заключила специалист. К слову, ранее «53 новости» сделали небольшую подборку, которая поможет сориентироваться в стоимости и времени на проезд в две столицы во время новогодних праздников. Фото автора.
Источник: 53 новости