Советская мозаика – быть или не быть
На недавно созданном портале «Новый город», посвящённом благоустройству Великого Новгорода, опубликована статья новгородского блогера, общественника и музыканта Константина Хиврича «Советская мозаика – быть или не быть». С разрешения автора мы предлагаем вашему вниманию сокращённую версию материала (полную читайте на сайте проекта).
Многие из нас любят просматривать старые фотографии. Особенно любимы не альбомы с сотнями фото с вечеринок, а старые детские, чёрно-белые, дорогие той памятью и ассоциациями, которые они хранят. Взрослея, мы увлекаемся новым и современным, легко забываем старое, но постоянно ловим себя на мысли, что есть какие-то зацепки из прошлого, без которых немыслимо ни одно воспоминание о детстве. Без которых нельзя представить тот город, в котором ты рос, те маршруты в школу или поликлинику, к бабушке в гости или к папе на работу. Для меня такими зацепками являются советские мозаики на стенах домов.
Их в нашем городе немного, но все они, с моей точки зрения, достойны быть сохранёнными для будущих поколений не только в памяти или фотоальбоме.
Можно спорить о художественной ценности этих произведений: являются ли они искусством, сотворённым на века, или прикладной временной декорацией. Но если и не искусство, то, как минимум, это — история. История пропаганды, история поколения, история Великого Новгорода в XX веке. И уже только поэтому её нельзя потерять.
Мода украшать мозаикой фасады процветала в СССР в 70-е. Не остался в стороне и Новгород. До нашего времени дошло несколько работ, сюжеты которых знакомы каждому новгородцу с детства.
Самые известные мозаики расположены в центре, мимо них лежат пути туристов и горожан, ежедневно спешащих на работу или домой.
На заводе им. Ленинского комсомола (теперь там «Гагаринский» рынок и точки общепита) красуются космонавт, красноармеец и рабочий – очевидно, как пример для комсомольцев-ленинцев, чьим именем и назван завод. Защита Родины, работа на производстве и стремление покорить далёкие планеты – о чём ещё должна была думать молодёжь при Брежневе?
А вот гостиница «Интурист» на улице Великой (Дмитриевской) – лицо советского туризма. На фасаде — барышня в псевдоруссконародном костюме, с угловатыми гуслями и хлебом-солью. Судя по всему, образ призван приветствовать туриста на древней Новгородской земле. Не случайно из достопримечательностей города выделены Кремль и вечный огонь.
Панно возле проходной т.н. «Круглого гаража» (ПАТП-1) на Нехинской отличается более прозаичным, но героическим сюжетом. Комиссар выступает с пламенной речью перед солдатами, уходящими на фронт. Перед посадкой в грузовики с ними прощаются родные, играет духовой оркестр. Но лица добровольцев невозмутимы: их долг – защищать Родину.
На стенах учебных заведений (Педколледж – бывший дом пионеров на Нехинской, 28 и 29 школы в Западном районе Новгорода) сюжеты, что ожидаемо, посвящены школьникам, пионерам, учёбе. Книга, горн и барабан, голубь мира – всё самое разумное, доброе и вечное, как полагается, отражено в этих образах. Кстати, при внимательном рассмотрении мозаики на 29 школе (ныне гимназия «Гармония») можно увидеть и деревянную церковь из Витославлиц.
Продолжает тему доброты и стабильности «Счастливая семья» на фасаде здания Росгосстраха на Рогатице (Большевиков).
Это мозаики, которые на виду у всего города. А есть ещё и внутри зданий: в музыкальной школе им. Рахманинова, в гостинице «Садко». Да и ещё много где найдётся, если присмотреться к бывшим советским заводам, автобазам, столовым и прочим учреждениям.
Стоит ли сохранять эти картины для потомков? На этот вопрос отвечает как само время, так и хозяева зданий-носителей этого наследия. Где-то мозаичные панно с мультяшными пионерами замазывают, словно стыдятся, где-то «монументалка» разрушается вместе с фасадом школы, на ремонт которого нет денег, где-то деревья уже давно закрыли собой эти «приветы из прошлого». А где-то, наоборот, их оберегают – так, например, возле ПАТП сделана подсветка, а после евроремонтов в гостиницах этот «ретро-декор» остаётся и гармонично вписывается в интерьер и экстерьер.
Со временем такие вещи становятся частью городской среды, имиджа города. Как граффити в Берлине или Барселоне, они уже достопримечательность современного города. И многим оказываются дороги как память о детстве или юности. Вспомните недавний шум в интернете по поводу исчезновения «зеркального города» на 5 углах. Оказалось, что нарисованные домики и улочки стали восприниматься горожанами как нечто родное, естественное, как Кремль или аркада на Ярославовом дворище. Многие вырастают в окружении таких городских мелочей и не представляют свою родину без них. Об этом тоже нужно помнить, рассказывая детям о патриотизме и любви к отечественной истории, которая создаётся на наших глазах. Надо только уметь её разглядеть и передать новым жителям города, в котором, кроме средневековой, была и есть история недавняя — советская.
Источник: Ваши Новости