Эксперты объяснили секрет популярности рабочих профессий

12 декабря 2024 год, 12:55 - Общество
Эксперты объяснили секрет популярности рабочих профессий
В настоящее время компания «Компенз» расширяет производство на площадке новгородского технопарка «Гагарин». На нем проходят практику студенты Технологического колледжа и даже работают на предприятии компании «Арматурз». По данным аналитического доклада «Профессионалитет: новый взгляд на карьеру рабочего», подготовленного АНО «Национальные приоритеты» совместно с Минпросвещения России и 38 экспертами, 74% старшеклассников планирует продолжать обучение в колледже после окончания школы и только 14% предпочли поступление в вуз. Рост популярности рабочих специальностей проявился в увеличении числа заявлений на прием в колледжи и техникумы. В 2024 году не менее 1,25 млн абитуриентов подали заявления на поступление на первый курс учреждений СПО. Презентация доклада состоялась 26 ноября на пленарном заседании «Кадровые вопросы России: вызовы и решения. Система СПО и Всероссийское Чемпионатное движение для обеспечения кадрового суверенитета страны», которое прошло в рамках финала чемпионата по профессиональному мастерству «Профессионалы» в Санкт-Петербурге. Основные выводы экспертов представила заместитель генерального директора по коммуникационным проектам АНО «Национальные приоритеты» Ирина Осадчая. «Мы регулярно проводим экспертные мероприятия, куда совместно с Минпросвещения приглашаем экспертов из корпоративного мира, HR, представителей региональных органов власти, педагогов, наставников, и делаем некий срез о том, что же сегодня представляют собой те или иные государственные программы и проекты», – пояснила Ирина Осадчая. Она сообщила, что, по данным исследования АНО «Национальные приоритеты», 74% школьников в возрасте 14-17 лет планируют продолжать обучение в колледже после окончания 9 или 11 классов. Больше половины из них (57%) считают, что учиться в колледже и получать рабочую специальность престижно и полезно. Среди ключевых факторов, влияющих на выбор школьников: быстрый старт карьеры в рабочих профессиях, стабильный и высокий доход и ранняя финансовая независимость, предоставление социального пакета и инфраструктуры, повышение престижа рабочих профессий. Ирина Осадчая также озвучила основные составляющие успеха «Профессионалитета», по мнению экспертов: «Это возможность пройти обучение по ускоренным программам под запросы работодателей. Для студентов это возможность совмещения обучения и работы на предприятии. Также сейчас тренд — это освоение дополнительных рабочих профессий и получение квалификаций и разрядов, обучение на оборудовании работодателя — ребята обучаются в современных мастерских и лабораториях, и для них это очень важно. Преподавательский состав имеет возможность повысить квалификацию на предприятиях, это их также удерживает и мотивирует к продолжению педагогической работы. Немаловажным фактором эксперты называют и развитие системы наставничества, которое позволяет проводить ребят по всем карьерным трекам». В докладе отмечается, что стереотипы общества, связанные с негативным образом рабочего, постепенно уходят в прошлое. Современный рабочий — квалифицированный специалист, который работает на новом оборудовании, в красивых современных зданиях, управляет роботами или автоматизированными станками. Помимо этого, он успешный и уважаемый человек, его труд хорошо оплачивается. Поскольку образ рабочего меняется, молодежь все чаще выбирает близкие к этой сфере профессии. Этому также способствуют стипендии и выплаты студентам во время обучения со стороны работодателя, гарантия трудоустройства сразу после или даже в процессе обучения, быстрый старт карьеры при достойной оплате, высокий уровень дохода по сравнению с другими специальностями, предоставление социального пакета. Вследствие цифровизации рабочие профессии трансформируются, ключевыми становятся следующие компетенции: умение работать с цифровыми технологиями, совмещение смежных специальностей, критическое мышление, навык быстрого решения проблем, непрерывное обучение, а также быстрая адаптация к изменениям. У современного рабочего есть богатый выбор карьерной траектории. Поэтому «Профессионалитет», становится не только важным шагом на пути развития российской экономики, но и возможностью для молодых людей найти себя и выбрать свой путь. Проблема дефицита кадров в России усиливается на фоне снижения численности трудоспособного населения, с одной стороны, и увеличения объемов производства — с другой. В связи с этим сформирован запрос на трансформацию подходов к обучению в среднем профессиональном образовании и быстрый и бесшовный переход выпускников на предприятия после завершения обучения. По данным Банка России, наиболее остро нехватка сотрудников ощущается на промышленных предприятиях. Около 60% производств заявили о дефиците персонала в 2023 году, при этом особенно нужны работники со средним профессиональным образованием. Стартовавший в 2022 году федеральный проект «Профессионалитет» направлен на решение проблемы дефицита кадров для промышленности. В рамках проекта к 2030 году планируется подготовить 2 млн специалистов рабочих профессий по практико-ориентированным образовательным программам. По мнению экспертов, одна из проблем обучения рабочим профессиям — догоняющая роль образования: несоответствие образовательных программ и навыков выпускников запросам работодателя. В результате после выпуска студентам бывает трудно найти работу и адаптироваться на рабочем месте, а предприятия вынуждены тратить много времени на дополнительное обучение и интеграцию молодых специалистов. «Профессионалитет» преодолевает эту проблему за счет вовлечения работодателей в процесс обучения студентов. При этом фокус в процессе подготовки кадров делается на практику и формирование современных компетенций. По словам директора «Новгородского строительного колледжа», сопредседателя отраслевой ассоциации образовательно-производственных центров (кластеров) строительной отрасли Ольги Халепо, сегодня важно готовить кадры для строительной отрасли с учетом цифровой трансформации, внедряя инновации, а также стремясь к высоким стандартам качества: «При этом необходимо учитывать процессы бережливого производства на строительной площадке в целях оптимизации ресурсов, повышения эффективности работы и, как следствие, обеспечения роста производительности труда в отрасли. Это необходимо вводить совместно работодателем и профессиональной образовательной организацией, чтобы обеспечить соответствие навыков специалистов современным требованиям рынка. Проект «Профессионалитет» обеспечивает партнерство, создавая новые возможности для подготовки квалифицированных кадров». В опросе АНО «Национальные приоритеты» эксперты указали в качестве главного определения карьеры — постоянное развитие своих компетенций и профессионализма (60%), на втором месте — карьера как поиск и построение собственной жизни (20%), и только 15% считают, что карьера сегодня — это поступательное движение по управленческой лестнице. У рабочих специальностей есть одна отличительная черта — скорость карьерного старта. Карьера рабочего начинается еще во время учебы. Есть возможность освоить смежные специальности, специфику производства и при желании достаточно быстро расти как управленец или как профессионал, или создать собственное дело. Преимущества участия в проекте «Профессионалитет»: для бизнеса — обучение специалистов, подготовленных под потребности предприятия, снижение расходов на обучение и поиск персонала, получение инвестиционного налогового вычета, частичное закрытие вакантных мест студентами во время практики; для студентов — комплексное обучение с практическими занятиями на новейшем оборудовании, наставники с производства, возможность работать и учиться, обучаясь по индивидуальной программе, гарантированное трудоустройство, возможность получения корпоративной стипендии; для образовательных организаций — повышение конкурентоспособности; переоборудование учебно-производственных пространств, обучение преподавателей практическим навыкам работы на оборудовании компаний-партнеров. Основные результаты проекта «Профессионалитет» 2022-2024 годах В 79 регионах есть образовательно-производственные и образовательные кластеры; 370 кластеров открыто совместно с предприятиями-партнерами; 1,52 млн студентов получают рабочую профессию в образовательных кластерах по 24 отраслям экономики ведется обучение; более 2 тыс. предприятий-работодателей стали участниками проекта, инвестировав более 6 млрд рублей в развитие кластеров; 137 тыс. молодых специалистов стали выпускниками «Профессионалитета» в 2024 году.

Источник: 53 новости


Комментарии

Добавить комментарий

Ваше имяимя (ник) для отображения
E-mailне показывается на сайте
Комментарий
Введите код  цифры кода

Новости - Календарь
ПНВТСРЧТПТСБВС
0102030405
06070809101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Реклама


Новости по годам

2025

январь,

2024

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2023

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2022

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2021

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2020

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2019

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2018

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2017

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2016

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2015

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2014

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2013

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2012

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2011

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2010

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь