12 декабря 2024 год, 12:55 - ОбществоВ настоящее время компания «Компенз» расширяет производство на площадке новгородского технопарка «Гагарин». На нем проходят практику студенты Технологического колледжа и даже работают на предприятии компании «Арматурз». По данным аналитического доклада «Профессионалитет: новый взгляд на карьеру рабочего», подготовленного АНО «Национальные приоритеты» совместно с Минпросвещения России и 38 экспертами, 74% старшеклассников планирует продолжать обучение в колледже после окончания школы и только 14% предпочли поступление в вуз. Рост популярности рабочих специальностей проявился в увеличении числа заявлений на прием в колледжи и техникумы. В 2024 году не менее 1,25 млн абитуриентов подали заявления на поступление на первый курс учреждений СПО. Презентация доклада состоялась 26 ноября на пленарном заседании «Кадровые вопросы России: вызовы и решения. Система СПО и Всероссийское Чемпионатное движение для обеспечения кадрового суверенитета страны», которое прошло в рамках финала чемпионата по профессиональному мастерству «Профессионалы» в Санкт-Петербурге. Основные выводы экспертов представила заместитель генерального директора по коммуникационным проектам АНО «Национальные приоритеты» Ирина Осадчая. «Мы регулярно проводим экспертные мероприятия, куда совместно с Минпросвещения приглашаем экспертов из корпоративного мира, HR, представителей региональных органов власти, педагогов, наставников, и делаем некий срез о том, что же сегодня представляют собой те или иные государственные программы и проекты», – пояснила Ирина Осадчая. Она сообщила, что, по данным исследования АНО «Национальные приоритеты», 74% школьников в возрасте 14-17 лет планируют продолжать обучение в колледже после окончания 9 или 11 классов. Больше половины из них (57%) считают, что учиться в колледже и получать рабочую специальность престижно и полезно. Среди ключевых факторов, влияющих на выбор школьников: быстрый старт карьеры в рабочих профессиях, стабильный и высокий доход и ранняя финансовая независимость, предоставление социального пакета и инфраструктуры, повышение престижа рабочих профессий. Ирина Осадчая также озвучила основные составляющие успеха «Профессионалитета», по мнению экспертов: «Это возможность пройти обучение по ускоренным программам под запросы работодателей. Для студентов это возможность совмещения обучения и работы на предприятии. Также сейчас тренд — это освоение дополнительных рабочих профессий и получение квалификаций и разрядов, обучение на оборудовании работодателя — ребята обучаются в современных мастерских и лабораториях, и для них это очень важно. Преподавательский состав имеет возможность повысить квалификацию на предприятиях, это их также удерживает и мотивирует к продолжению педагогической работы. Немаловажным фактором эксперты называют и развитие системы наставничества, которое позволяет проводить ребят по всем карьерным трекам». В докладе отмечается, что стереотипы общества, связанные с негативным образом рабочего, постепенно уходят в прошлое. Современный рабочий — квалифицированный специалист, который работает на новом оборудовании, в красивых современных зданиях, управляет роботами или автоматизированными станками. Помимо этого, он успешный и уважаемый человек, его труд хорошо оплачивается. Поскольку образ рабочего меняется, молодежь все чаще выбирает близкие к этой сфере профессии. Этому также способствуют стипендии и выплаты студентам во время обучения со стороны работодателя, гарантия трудоустройства сразу после или даже в процессе обучения, быстрый старт карьеры при достойной оплате, высокий уровень дохода по сравнению с другими специальностями, предоставление социального пакета. Вследствие цифровизации рабочие профессии трансформируются, ключевыми становятся следующие компетенции: умение работать с цифровыми технологиями, совмещение смежных специальностей, критическое мышление, навык быстрого решения проблем, непрерывное обучение, а также быстрая адаптация к изменениям. У современного рабочего есть богатый выбор карьерной траектории. Поэтому «Профессионалитет», становится не только важным шагом на пути развития российской экономики, но и возможностью для молодых людей найти себя и выбрать свой путь. Проблема дефицита кадров в России усиливается на фоне снижения численности трудоспособного населения, с одной стороны, и увеличения объемов производства — с другой. В связи с этим сформирован запрос на трансформацию подходов к обучению в среднем профессиональном образовании и быстрый и бесшовный переход выпускников на предприятия после завершения обучения. По данным Банка России, наиболее остро нехватка сотрудников ощущается на промышленных предприятиях. Около 60% производств заявили о дефиците персонала в 2023 году, при этом особенно нужны работники со средним профессиональным образованием. Стартовавший в 2022 году федеральный проект «Профессионалитет» направлен на решение проблемы дефицита кадров для промышленности. В рамках проекта к 2030 году планируется подготовить 2 млн специалистов рабочих профессий по практико-ориентированным образовательным программам. По мнению экспертов, одна из проблем обучения рабочим профессиям — догоняющая роль образования: несоответствие образовательных программ и навыков выпускников запросам работодателя. В результате после выпуска студентам бывает трудно найти работу и адаптироваться на рабочем месте, а предприятия вынуждены тратить много времени на дополнительное обучение и интеграцию молодых специалистов. «Профессионалитет» преодолевает эту проблему за счет вовлечения работодателей в процесс обучения студентов. При этом фокус в процессе подготовки кадров делается на практику и формирование современных компетенций. По словам директора «Новгородского строительного колледжа», сопредседателя отраслевой ассоциации образовательно-производственных центров (кластеров) строительной отрасли Ольги Халепо, сегодня важно готовить кадры для строительной отрасли с учетом цифровой трансформации, внедряя инновации, а также стремясь к высоким стандартам качества: «При этом необходимо учитывать процессы бережливого производства на строительной площадке в целях оптимизации ресурсов, повышения эффективности работы и, как следствие, обеспечения роста производительности труда в отрасли. Это необходимо вводить совместно работодателем и профессиональной образовательной организацией, чтобы обеспечить соответствие навыков специалистов современным требованиям рынка. Проект «Профессионалитет» обеспечивает партнерство, создавая новые возможности для подготовки квалифицированных кадров». В опросе АНО «Национальные приоритеты» эксперты указали в качестве главного определения карьеры — постоянное развитие своих компетенций и профессионализма (60%), на втором месте — карьера как поиск и построение собственной жизни (20%), и только 15% считают, что карьера сегодня — это поступательное движение по управленческой лестнице. У рабочих специальностей есть одна отличительная черта — скорость карьерного старта. Карьера рабочего начинается еще во время учебы. Есть возможность освоить смежные специальности, специфику производства и при желании достаточно быстро расти как управленец или как профессионал, или создать собственное дело. Преимущества участия в проекте «Профессионалитет»: для бизнеса — обучение специалистов, подготовленных под потребности предприятия, снижение расходов на обучение и поиск персонала, получение инвестиционного налогового вычета, частичное закрытие вакантных мест студентами во время практики; для студентов — комплексное обучение с практическими занятиями на новейшем оборудовании, наставники с производства, возможность работать и учиться, обучаясь по индивидуальной программе, гарантированное трудоустройство, возможность получения корпоративной стипендии; для образовательных организаций — повышение конкурентоспособности; переоборудование учебно-производственных пространств, обучение преподавателей практическим навыкам работы на оборудовании компаний-партнеров. Основные результаты проекта «Профессионалитет» 2022-2024 годах В 79 регионах есть образовательно-производственные и образовательные кластеры; 370 кластеров открыто совместно с предприятиями-партнерами; 1,52 млн студентов получают рабочую профессию в образовательных кластерах по 24 отраслям экономики ведется обучение; более 2 тыс. предприятий-работодателей стали участниками проекта, инвестировав более 6 млрд рублей в развитие кластеров; 137 тыс. молодых специалистов стали выпускниками «Профессионалитета» в 2024 году.
Источник: 53 новости