Новгородский театр драмы показал серый Петербург глазами сумасшедшего

15 декабря 2024 год, 21:35 - Общество
Новгородский театр драмы показал серый Петербург глазами сумасшедшего
Новгородский академический театр драмы имени Достоевского представил премьеру спектакля «Двойник». Режиссер-постановщик и автор инсценировки повести — Иван Судаков. История о мелком чиновнике Якове Петровиче Голядкине (Матвей Швыденко), который на протяжении длительного времени унижал себя, пока не создал вторую личность в виде двойника (Дмитрий Поляков), взята из ранней малой прозы отечественного классика Фёдора Достоевского. Копия, наделенная недостающими главному герою качествами характера: смелостью, харизмой, наглостью, занимает его место. В конечном итоге, это привело к насмешкам общества, которое довело Голядкина до потери всяческого уважения и отправке в больницу для душевнобольных. Иван Судаков подробно инсценировал первую половину произведения — до того, как Голядкин осознает существование своего двойника. Особенно крупной получилась сцена приема у доктора Христиана Ивановича Рутеншпица (голос — Артём Символоков, сценическое движение — Маргарита Сакович). Врач уже подозревает некие психологические проблемы в пациенте. На сцене в это время герой Матвея Швыденко обращается к зрительному залу, когда на заднем плане фигура врача, сгорбившись, занимается своими делами. Когда он подходит к Голядкину, то оказывается, что на лице у него противогаз — элемент, скорее, вызванный бурным воображением главного героя, а также особенность профессии Христиана Ивановича: по ходу диалога он использует его как стетоскоп.  Вторая важная сцена — это разговор Голядкина с Антоном Антоновичем Сеточкиным (Артём Символоков). Протагонист пытается утвердиться в существовании двойника, поэтому спрашивает начальника о сходстве между ним и Голядкиным-младшим. У Ивана Судакова в эта сцена построена как физическое унижение Якова Петровича, которому тот не сопротивляется. Персонаж Артема Символокова буквально использует теряющего рассудок героя в качестве трости или поручня, когда взбирается по небольшим декоративным домикам, дергает его за лицо, а в финале сует руку для поцелуя. На все подобные неприятные действия Яков Петрович отвечает повиновением и терпением. Через пластическую партитуру выразительно проявляются и отношения Голядкина со своим двойником. Они то синхронизируются, то зеркалят друг друга. А в момент их окончательного расслоения, раздвоения личности у главного героя, Голядкин-младший гиперболизирует естественную пластику оригинала. Затем он и вовсе появится в огромной маске, символизирующей фантомность персонажа, а его поступки станут энергичнее и эмоциональнее — этим режиссер окончательно подчеркнет различия между персонажами. Еще пару слов о пластике артистов, над которой работала режиссер Яна Лебедева. Особенно показательный момент — сцена приема у Христина Ивановича, сценическое движение которого изображает Маргарита Сакович, а именно: запоминающиеся резкие движения рук и ног. Также Юрий Ковалёв оригинально перевоплощается из ленивого Петрушки в негодующего Андрея Филипповича, отмечающийся хромотой и передвигающийся при помощи трости.  Проблема влияния общества на человека остается ключевой в постановке. Якову Петровичу становится хуже после каждого контакта с людьми — в частности, после сцен вечеров в домах более влиятельных людей. Типажи там — малоговорящие люди с застывшим ужасом в выражении масок. Не прикрывает свое лицо лишь Андрей Филиппович, но выглядит он сам по себе устрашающе: ярко выраженная хромая походка и презрительная ухмылка на лице. В таком обществе Голядкин не получает ответов на свои вопросы, выходит побитым и оскверненным. Ближе к концу на одном из таких вечеров Голядкин-младший с заметной лестью и насмешкой называет свою копию «лучшим другом» и прилюдно выпроваживает его из общества, отказав при этом в разговоре. Сумасшествие Якова Петровича растет вместе с неуверенностью и туманностью размышлений. Если изначально он предстает слегка неуверенным мужчиной, то далее все больше заговаривается, повторяет одни и те же фразы, хватается за голову, а когда получает письмо от Клары Берендеевой (Маргарита Сакович), то вовсе приходит в неистовое состояние. Сценография Валерии Камольцевой представляет минималистическое изображение Петербурга. Небольшие серые домики хаотично разбросаны по круглой деревянной площадке. Сверху свисает деревянное солнце, а на заднем плане выведен градиент от серого к белому цвету. В целом, серый цвет — основной в этой постановке, отсылающий к дождливому городу и творчеству Федора Достоевского. Костюмы героев также не яркие: белые рубашки, темные брюки и пиджаки, серые пальто и шинели, выделяется лишь белоснежное платье Клары Олсуфьевны. Трудно сказать, насколько реален каждый из персонажей: ведь и миниатюрные домики, и маски, и серость тонов указывают на то, что зритель наблюдает за происходящем в голове главного героя, а не за действительностью. «Двойник» Новгородского академического театра драмы — это постановка, погружающая в мир фантомов и серого Петербурга, позволяющая взглянуть на общество глазами сходящего с ума человека. Иван Судаков и Валерия Камольцева запирают зрителя среди маленьких домов и готических масок, заставляя наблюдать, как главный герой все больше погружается в себя и становится дальше от людей. Проект реализован с использованием гранта, предоставленного ООГО «Российский фонд культуры». Фото: Сергей Гриднев.

Источник: 53 новости


Комментарии

Добавить комментарий

Ваше имяимя (ник) для отображения
E-mailне показывается на сайте
Комментарий
Введите код  цифры кода

Новости - Календарь
ПНВТСРЧТПТСБВС
0102030405
06070809101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Реклама


Новости по годам

2025

январь,

2024

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2023

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2022

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2021

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2020

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2019

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2018

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2017

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2016

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2015

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2014

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2013

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2012

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2011

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2010

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь