4 февраля 2025 год, 12:28 - Общество
Иллюстрация: Ursin, Joh. Henr. Arboretum biblicum. Norimbergae, apud Joh. Dan. Tauberum. Anno 1699. Вы когда-нибудь испытывали душевный трепет, держа в руках старинную книгу? Недавно гостем подкаста «53 новости» стал кандидат исторических наук, доцент кафедры всемирной истории и международных отношений Новгородского университета Николай Салоников. Ученый, который поделился знаниями и эмоциями от соприкосновения с древностью. Человек, который знает, что такое «пыль столетий». По его собственному определению — это «запах старопечатной книги». История деятельности ученого, по его собственному признанию, началась с изучения каталогов в библиотеках и семинариях. Она сначала не показалась слишком занимательной: ведь видна статистика, имя автора, краткое описание, но не сама книга. Как подметил в подкасте Николай Салоников, впервые трепет от работы над старинным произведением нахлынул во время посещения Российской национальной библиотеки в Санкт-Петербурге: «Там и испытал сильные исследовательские ощущения при виде старинной книги. Одно дело знакомиться с составом, репертуаром библиотеки, и совсем другое держать в руках том из семинарии новгородского Антониева монастыря, который в прошлом мог так же читать Феофан Прокопович или митрополит Иов. В этом весь смысл исследовательской работы. Важно испытать чувство находки: как археологу нужно выкопать берестяную грамоту, так и историку необходимо разобрать ту самую информацию, на поиски которой он потратил сотни часов и уйму сил. Еще одна интересная особенность, поддерживающая эти эмоции — древнюю книгу, которую ты заказываешь в крупных библиотеках, ты никогда не видел до этого: для тебя в ней все совсем новое и неизвестное». Полную аудиоверсию подкаста можно послушать здесь: В сферу интересов нашего собеседника входит изучение библиотеки Феофана Прокоповича. В подкасте Николай Салоников рассказал, чем же знаменит этот отечественный политический и духовный деятель: «Это определенно яркая личность в российской истории первой половины XVIII века, который вступал в звание архиепископа Псковского, а затем Новгородского. Он написал духовный регламент — законодательный акт важный для дальнейших событий Русской Православной Церкви синодального периода. Но меня всегда интересовала интеллектуальная составляющая этого человека — чем интересовался, что читал. Его библиотека — это три тысячи книг и крупнейшее частное собрание петровского времени. Важно уточнить, что большую часть из них Феофан не приобрел лично, а получил в качестве подарка от Петра Великого. Это книги, конфискованные у жителей Восточной Прибалтики в ходе Северной войны, преимущественно у жителей Дерпта и Нарвы. Отсюда исследователи делают вывод, что Прокопович приобрел примерно 2500 произведений из коллекции не по своему интересу». Название изображения сверху — Glass Th. Commentarii duodecim de Febribus ad Hippocratis disciplinam accomodati. Amstelodami, apud Isaacum Tirion, 1743. Исходя из этого, Николай Салоников пришел к выводу, что библиотека Феофана Прокоповича оборачивается источником интеллектуальной истории немецких и шведских библиофилов из Восточной Прибалтики. «Этот массив трофейных книг поступал преимущественно из Германии и связан он с профессорами и студентами Дерптского университета. Среди него очень много одинаковых изданий одних и тех же авторов. Конечно, сам Феофан в десяти идентичных экземплярах не нуждался. Зато это стало основой учебных книг для Новгородской духовной семинарии, куда его библиотека перевезли в 1742 году по императорскому указу. И по самым ранним данным каталога 1779 года в Новгороде библиотека оставалась самой крупной, даже больше, чем у Московского университета — 6500 томов», – рассказал доцент кафедры всемирной истории и международных отношений НовГУ. Но тем не менее Феофан Прокопович и лично приобретал книги. В состав входила обязательная литература — набор «Отцов Церкви». Их издавали в Европе в XVII-XVIII столетиях на двойном тексте — греческом и латинских языках — или же только на латинском, затем они уже поступали в Россию. Важный вопрос — пометки в книгах. Феофан Прокопович, например, никогда их не оставлял. Ни в каких рукописях из библиотеки не нашлось его читательских заметок. Лишь студенты уже в последующем расписывали перья на оборотах, задних крышках казенных учебников, так как не желали пачкать бумагу, купленную за собственный счет. Как отмечает гость подкаста, в Европе еще до рождения Прокоповича люди оставляли на полях много заметок, размышлений и вопросов по поводу прочитанного. Тем, кто желает подробнее ознакомиться с биографией Феофана Прокоповича, собеседник гостя и ведущий подкаста Томас Томмингас рекомендовал посмотреть фильм 1986 года «Михайло Ломоносов». Изображения сверху по порядку — курс риторики из собрания Новгородской духовной семинарии, гравированный экслибрис Joh. Val. Scheidt, история Святой Земли патриарха Хрисанфа, изданная в Венеции в 1728 г. В подкасте затронули трагический период в истории Новгородской духовной семинарии. В 1918 году учебное заведение закрыли. Хотя библиотека осталась на своем месте, она перешла под управление сначала Педагогического института, а затем техникума того же направления, пока в 1925 году ее не передали Губернаторскому музею. Всего в ней насчитывалось 14 тысяч томов преимущественно на латинском, греческом языках, старопечатные книги XVI-XVIII веков — все они оказались неактуальны для музея. И в этот же год старинные ценные книги вывезли в Государственную публичную библиотеку в Ленинграде, как раз под слоганом «Библиотека Феофана Прокоповича», которая оказалась разбросана по разным отделениям. Как коллекцию собрание никто не хранил. В Новгороде же остались издания на русском языке и преимущественно XIX века. «В связи с этим возникают вопросы: а чтобы случилось с библиотекой, если бы она осталась в Новгороде? Как бы она пережила оккупацию и пережила бы ее? Но история не терпит сослагательного наклонения, поэтому мы рассматриваем это как должное. Библиотека — живой организм. Много книг попало через Санкт-Петербургскую духовную академию. Это естественный процесс. Мы же стараемся реконструировать, сочетая разные типы источников. Берем каталоги, живую книгу, и каждая имеет свое информационное значение. Потому что в каталогах чаще всего описание очень краткое. Живая книга представляет нам что-то полностью, хотя тоже доходит с потерями — из-за людей или времени. И часто в каталогах мы видим то описание рукописи, которое не соответствует правде на сегодняшний момент», — отметил Николай Салоников. Изображение: том с сочинениями Цицерона, который еще в XVIII веке попал из Новгородской семинарии в библиотеку Санкт-Петербургской духовной академии. Размышления гостя затронули и еще одну немаловажную тему — зачем люди покупают книги? «Уже давно существует целое исследовательское направление по этой теме. Некоторые покупают для престижа, чтобы поставить красивые переплеты в шкаф и хвастаться редкими изданиями. Иные же для научной работы, практической пользы, потому что книга — это самое удивительное изобретение в истории человечества, главная задача которого — донести информацию, заложенную автором», — отметил Николай Салоников. «Поэтому очень обидно, когда книги стоят нетронутые на библиотечных полках. Это минус современного общества. Читальные залы опустели после того, как технологический прогресс позволил открывать литературу в сети. Но парадоксально это привело к тому, что люди в своей массе совсем перестали читать», — подытожил тему ученый. Инкунабула Иакова Ворагинского. Новгородский ученый выделил несколько главных литературных достояний библиотеки Феофана Прокоповича. Наиболее древняя — инкунабула «Золотая легенда» Иакова Ворагинского XV века. Есть палеотипы — издания первой половины XVI века. «Палеотип — это настоящее произведение искусства. Все набиралось вручную, считая гравированные инициалов и фронтисписы (иллюстрация в книге, помещаемая на левой стороне разворота титульного листа — прим. ред.). С этой точки зрения также можно отнести издания Альдов, Плантенов, Эльзевиров. Но как исследователь, выделю книжки с владельческой записью, так как они несут информацию, которой нет в других источниках. В частности, рукописный экслибрис. Кстати, среди семинарских рукописей встречаются печатные экслибрисы деятелей XVII-XVIII столетий. Когда книга переходит от одного владельца к другому — тогда она заслуживает совсем отдельного изучения. Поэтому при разговорах о множестве книг в конкретной библиотеке, не стоит забывать о таких единицах», — поделился Николай Салоников. В финальной части подкаста ученый поделился планами на будущее: «Сейчас у нас сложился коллектив, включающий сотрудников Российской национальной библиотеки, Новгородского университета, Новгородского музея-заповедника. Подключились к этому и студенты. Мы надеемся закончить описание того массива, который нам известен из Российской национальной библиотеки. Нам осталось в районе 500 произведений — это и окончание XVII и целый XVIII век, где в основном должны будут быть книги новгородских владык Гавриила Петрова, Дмитрия Сеченова, Стефана Калиновского, Амвросия Юшкевича. И в перспективе издательская деятельность — опубликовать каталоги рукописных и выявленных книг», — сказал гость «53 новостей». И дополнил: «В частности, в планах подготовить каталог библиотеки Феофана Прокоповича. В разные годы каталоги уже существовали: с 1936 по 1942 года один хранился в Свято-Троицкой Александро-Невской лавре, до этого был еще более поздний, на латыни, от 1779 года. Но каждый имеет свои особенности, так как представляет разные стадии сохранности книг на различных этапах истории». Изображения книг предоставлены Николаем Салониковым. Фото: Алексей Павлуцких.
Источник: 53 новости