10 февраля 2025 год, 14:49 - Общество
Учёные исторического, геологического, химического и биологического факультетов МГУ имени Ломоносова выяснили, как в средневековый Новгород попали образы священных птиц из райского сада. В рамках проекта «Христианские и языческие древности средневекового Новгорода» специалисты вуза продолжают изучение уникальных артефактов. Проектом занимаются участники научно-образовательной школы МГУ «Сохранение мирового культурно-исторического наследия». Внимание ученых привлекла металлическая головка булавки в виде птицы, найденная на Троицком раскопе в 2020 году, относящаяся к рубежу XII-XIII веков. Булавка сохранилась фрагментарно: полностью обломан стержень и часть отростков-оперения на голове птицы. Восстановить целостный облик украшения удалось с помощью случайной находки, хранящейся в фондах Новгородского музея-заповедника. Птица изображена в профиль, детали декора на обеих сторонах полностью совпадают. Ученые сразу определили, что навершие булавки изображает павлина. «Уже в античную эпоху павлины приобрели статус священной птицы и одного из атрибутов райского сада. Христианская и исламская изобразительные традиции заимствовали образы павлинов находящихся у источника жизни — фонтана с водой или дерева — в античном и сасанидском искусстве. И для язычников, и для христиан павлин был символом бессмертия, обновления и возрождения, так как, согласно Священному Писанию, плоть павлина нетленна», – объяснила кандидат исторических наук, доцент кафедры археологии исторического факультета МГУ Наталья Ениосова. Учёные отметили, что реалистичные изображения павлинов на булавке и случайной находке в фондах музея-заповедника свидетельствуют о знакомстве мастера с видовыми особенностями заморской птицы, с ее символическим значением в христианском контексте и, возможно, со свойствами оберега от сглаза.
В прикладном искусстве Византии, мусульманского Востока и Западной Европы образ павлина отличается устойчивой иконографией. Чаще всего райские птицы изображались в профиль. Фронтальные изображения павлинов в геральдической позе с распущенным хвостом в виде колеса встречаются реже и преимущественно в материалах IX-XII веков.
На территории, относившейся к Древней Руси, изображения павлина встречаются реже: в книжных миниатюрах, на бляшках конского оголовья из Супрутского клада первой половины Х века, на подвесках к женским ожерельям из двух погребений Центральной группы Гнёздовского некрополя последней четверти Х века. Рубежом XI-XII веков датируется прорезная накладка с изображением павлина из материалов новгородского Неревского раскопа. Там же, но в слое XIV века обнаружили два медальона барм из легкоплавкого металла с еще более стилизованным изображением птицы, сохраняющей черты павлина, знакомого по более ранним образцам. Как считают учёные, появление райской птицы в орнаменте украшений средневековых новгородок отражает символическое восприятие мира, сложный процесс отбора и трансформации элементов византийской культуры в новую систему. Руководитель работ на Троицком раскопе, кандидат исторических наук, научный сотрудник кафедры археологии исторического факультета МГУ Виктор Сингх отметил, что владельцы усадьбы, где была найдена булавка, обладали высоким социальным и имущественным статусом, о чем свидетельствуют другие находки и анализ документов. «Несмотря на то, что булавка с павлином изготовлена из относительно дешевого и доступного материала, это изделие нельзя отнести к рядовой продукции массового производства. Редкое для новгородского прикладного искусства изображение райской птицы и использование металла, имитирующего серебро, придавали престиж костюму женщины, проживавшей в богатой усадьбе Людиного конца средневекового Новгорода», – уточнил эксперт. Анализ металла булавки показал, что она отлита из чистого олова с небольшой добавкой свинца. Вероятно, использовалось олово из касситеритовых руд Корнуолла и Девона на Британских островах.
Чистота выплавляемого олова зависела, в первую очередь, от качества исходной руды. Минерал, добываемый на юге Англии, содержал микропримеси кобальта, свинца, меди и никеля, вольфрама и ртути; сотые доли золота, серебра и титана. Примеси, обнаруженные в новгородских образцах, и их незначительная концентрация соответствуют характеристикам корнуолльского касситерита и выплавляемого из него металла. Можно предположить, что для изготовления булавки использовалось олово, импортированное в Новгород с Британских островов. Наталья Ениосова добавила, что местные ювелиры получали олово через торговых партнеров Новгорода — готландцев и ганзейцев. Они использовали товар для производства литых изделий серебристого цвета: змеевиков, крестиков, булавок, подвесок и перстней. «Оловянные слитки в Новгороде пока не обнаружены. Несмотря на относительно высокую стоимость олова, новгородские ювелиры не всегда разбавляли его более дешевым свинцом в целях экономии. Для имитации престижных серебряных изделий гораздо больше подходило чистое олово — блестящий белый мягкий металл, не тускнеющий под воздействием воздуха и воды. При полировке оловянные изделия приобретают сходство с серебром», – рассказала специалист. Комплексное исследование булавки позволило учёным прояснить вопросы о символике павлина, путях проникновения этого мотива в искусство Новгорода, технологиях производства и происхождении сырья. Результаты работы они опубликовали в 42-м номере журнала «Археологические вести». По информации пресс-службы МГУ имени М.В. Ломоносова.
Источник: 53 новости