Скандал в театральном семействе
В Новгородском театре драмы вступили в конфликт актёры и руководство.
В интернете начат сбор подписей в адрес новгородских руководителей от новгородских зрителей в защиту актёров театра драмы. В нём говорится:
«Надеемся, для вас не является тайной, что проблема должного руководства в нашем театре (мы позволим себе называть его – нашим) возникла давно. Но сейчас она приобрела вопиющие масштабы. Мы долго ждали, когда же в нашем театре появится главный режиссер, творческий руководитель, лидер, тот, кто будет для труппы и опорой, и маяком, и навигатором. К нашему глубочайшему сожалению, такого человека мы не дождались. В нашем театре, по-прежнему, нет художественного руководителя! Назначение на должность главного режиссера господина Гришанина С.Н., по нашему мнению, выглядит странным недоразумением, и, как оказалось, принесло театру только минусы. Мы не беремся судить режиссерский талант назначенного человека. Мы, зрители, судим лишь общий фон, смысл, картинку, которые слышим и видим. И они не впечатляют. Лишь благодаря работе и таланту артистов труппы театра спектакли нынешнего репертуара остаются хоть как-то востребованы. А вот то, что из театра ушли ведущие артисты, да сразу несколько, и в начале творческого сезона – должно сказать о многом».
Визит пожилой дамы
Появлению этого письма предшествовала статья известного театрального критика Анны Кузнецовой в «Литературной газете». Статья, критическая по отношению к местному театральному руководству. О публикации новгородцам сообщили в итоговом выпуске «Вестей». О ней рассказали в некоторых СМИ и блогах. С улыбкой помянув, что Анне Кузнецовой уже 80 лет, и она всегда пишет, невзирая на лица.
И вот, читаем эту замечательную статью, и в глаза бросаются такие фразы:
«В Новгороде директор не просто театра, а академического, да ещё имени Ф.М. Достоевского Виктор Евгеньевич Назаров, которому ни в смётке, ни в опыте не откажешь, он и здесь работает больше десяти лет, с гордостью говорит о том, что к его приходу коллектив театра зарабатывал ежегодно по одному миллиону рублей, не больше, а теперь – тринадцать!».
Извините, но тут на память приходит знаменитое: «Кто на ком стоял?».
А вот это вроде бы точно – «Стоит в красавце городе Великом Новгороде рядом с могучим древним Кремлём, величественным памятником тысячелетию России, прекрасным Софийским собором – грязно-серое с подтёками здание, фонтан около него закрыли, башню-украшение снесли как печальный памятник вроде бы состоявшейся театральной реформе».
Ну, разве что, это по московским меркам театр в Великом Новгороде стоит рядом с памятником «Тысячелетию России».
Знаете, один новгородский губернатор сразу после своего назначения поставил задачу – привести театр в порядок. Но потребовались многочисленные обращения в правительство. И вот сейчас реконструкция здания запланирована на 2014 год. Директор театра с осторожностью говорит, что, возможно, уже в этом году заменят окна и часть кровли. Просто реконструкция грандиозного объекта это всё-таки очень масштабная задача. И статьёй, или сбором подписей в социальных сетях её так запросто ведь не решить.
А вот к мнению критика о самих спектаклях, наверное, стоит прислушаться. Мы предложили ответить на упрёки директору театра драмы Виктору Назарову и главному режиссёру Сергею Гришанину. Другая-то сторона ведь уже достаточно громко высказалась.
Виктор Назаров:
- Мне сообщили о приезде известного театрального критика, когда она уже практически была в театре. Я спросил: почему меня не могли предупредить? Вы что, думали, я убегу, спрячусь? Для чего это? Потом мы три часа говорили с Анной Адольфовной. И из всего этого разговора она использовала только одну мою фразу. Она приехала к нам с заранее сформированным мнением, которое не захотела менять.
Вот, в статье говорится, что спектакль «Птички» поставили три раза и сняли. Анна Адольфовна, что, не знает почему? Спектакль поставили в мае, а в июне ведущий актёр Сергей Фёдорович Гордеев умер. И мы не имели морального права просто взять и заменить его, допустим, Иваном Васильевичем Сучковым. Что, кто-то в театре этого не знает?
Сергей Гришанин:
- А мне был бы интересен как раз профессиональный разбор спектакля. Чтобы критик оценила работу режиссёра, художника, актёров, музыкальную часть. Но всего этого я в статье, к сожалению, не увидел.
Король оскорбляется
Перевожу разговор на обращение в защиту актёров.
- В чём суть ваших разногласий с частью коллектива?
Виктор Назаров:
- Часть сотрудников хотела бы отменить действующий коллективный договор. Они обратились в трудовую инспекцию, им ответили, что отменить договор, заключённый до конца 2013 года, невозможно. Мы пошли на некоторые изменения в нем: прописали, что сотрудников, когда они поздно возвращаются с гастролей, должны развести по домам. Прописали, что выступление в кремле считается выездным и соответственно оплачивается. Но были требования, которые мы выполнить не можем. Требуют предоставлять актёру академический отпуск на год для съёмок. Не могу. Предлагают, чтобы артист мог взять отпуск на три месяца. Нет, это - в другом театре. Предлагали выплачивать материальную помощь – 50 тысяч. Но мы бюджетное учреждение. На наши собрания по всем этим вопросам все три раза не приходило и половины коллектива.
- Сколько сейчас получает актёр Новгородского театра драмы?
- Средняя зарплата – 16 тысяч рублей. Если брать всех сотрудников театра, включая директора (их 130 человек) – 20 тысяч.
- В письме вас упрекают тем, что с начала сезона театр покинули пятнадцать актёров – полтруппы. Из-за разногласий с руководством. Это так?
Виктор Назаров:
- Миграция актёров постоянно происходит, это нормальный процесс. Особенно тяжело молодым – ролей, обычно мало, заработки небольшие, с коллективом не всегда складываются отношения.
Сергей Гришанин:
- Но вакуум-то не возник. На место ушедших пришли люди, в том числе, опытные актёры – с Алтая, из Казани.
Виктор Назаров:
- И обострённые производственные отношения всегда существуют в театральной среде. Кто-то обижен, что ему не дают главные роли, кто-то хочет попробовать себя в качестве режиссёра. Кто-то считает, что мало занят в спектакле. Но все тридцать человек не могут быть заняты в каждом спектакле. Почему у нас в декабре написал заявление об уходе молодой актёр? Он не захотел играть Короля в «Золушке». Но актёр не имеет права отказываться от роли.
Я считаю, что во всё это мы не должны втягивать зрителей. Зрителя должен волновать конечный результат – на сцене.
- Есть ощущение, что прежний главный режиссёр, Сергей Морозов, всё же больше делал для продвижения театра. Он, в конце концов, был узнаваем новгородским зрителем, сам появлялся на сцене…
Виктор Назаров:
- Понимаете, если спектакль появился, то, значит, он примерно за год был поставлен в план, началась подготовка к нему. Так, постановка «Александра Невского» была запланирована ещё до прихода режиссёра в театр. Уже потом начинается его работа.
Надо сказать, что когда был Морозов в театре, часть коллектива воевала против него. Когда Гришанин пробовался у нас на главного режиссёра, заслуженные артисты ходили со мной в кабинеты руководителей, добивались: назначьте его. Человек приехал, перевёз семью. И те же люди начинают войну против него. Возможно, они от него ожидали больше ролей.
Сергей Гришанин:
- У меня, кстати, актёрское образование. Я в своей жизни немало сыграл ролей. Но сейчас я хотел бы быть «в тени», выполняя свою работу режиссёра.
- А сколько спектаклей вы поставили после прихода в театр?
Сергей Гришанин:
- Четыре.
Виктор Назаров:
- Нас упрекнули, что спектакли одни и те же. Посмотрите афишу: в феврале у нас 20 спектаклей, из них 12 – разные. Да, «Золушка» идёт пять раз.
- Художественную политику вы определяете совместно?
Виктор Назаров:
- Да, хотя это и не всем нравится.
- Вот я, неискушённый зритель, вижу в афише «Покровские ворота», «За двумя зайцами», «Ужин с дураком» - всё то же самое, что и каждый день в телевизоре. Зачем мне идти в театр?
Виктор Назаров:
- Что вы! «Покровские ворота» это был такой хит! Я узнавал, люди в библиотеке брали после этого пьесу Зорина, чтобы сравнить текст, фильм и спектакль. А «Зайцы» у нас бьют рекорд по посещаемости. Столько зрителей, как в этом январе, театр не посещали никогда.
Да, репертуар мы вынуждены строить таким образом, чтобы зритель шёл. Знаете, Выборгский театр у нас ставил «Три сестры» - лауреата «Золотой маски». Что вы думаете, даже при хорошей рекламе, зритель ломанулся сюда? Нет, сидели сто пятьдесят человек. Такой зритель нам тоже необходим, и у нас идёт «Отель двух миров», который никогда не соберёт полного зала. Но все спектакли такими быть не могут.
- Чтобы поставить пьесу, надо заплатить авторские, так? Поэтому мы не видим в исполнении новгородской труппы, допустим, Мрожека или Стоппарда?
Виктор Назаров:
- Конечно, 80 лет после смерти автора охраняются права на его произведения. А потом охраняются права переводчика. Отчисления могут забирать до 30 процентов кассового сбора. Иногда мы идём на то, чтобы отдать 15 процентов, если знаем, что спектакль себя окупит. Иногда уговариваем здравствующего драматурга на выгодные условия.
- А вот если пофантазировать, такая работа декораций, как, например, на гастролях у вас Театра Комиссаржевской в 2002 году – вертящиеся балки, из которых собирают на сцене корабль, ещё что-то, это возможно?
Виктор Назаров:
- Нужен специальный технолог, чтобы сконструировать все эти узлы, отвечать за безопасность для актёров и зрителей этих колосников, лебёдок. Это только большие столичные театры могут себе позволить содержать таких людей. Пригласить технолога на одну постановку возможно. Но надо сначала просчитать, окупятся ли эти декорации за три года – максимальный срок жизни спектакля.
Сергей Гришанин:
- Я вчера в Москве, в «Маяковке» смотрел спектакль с декорациями в 3D. Понятно, что мы этого позволить себе не можем.
Доходное ли место
- Вас в упомянутой статье упрекают в том, что театр делает акцент на концерты «На-На» и т.п., а не на спектакли.
Виктор Назаров:
- А мы что, отменили хоть один спектакль? В 2011 году их было 250, в прошлом – 272. Число зрителей выросло с 64 до 68 тысяч (это именно на наших спектаклях). Театр заработал 10 миллионов 800 тысяч рублей – на два миллиона больше. Мы на 12 процентов смогли повысить зарплату.
- Может быть, театру, наоборот, надо больше денег зарабатывать, сдавая помещения в аренду – ведь у него огромное здание?
- Это – в компетенции областных властей. Но нам самим помещений не хватает. Да-да, при всей громадности здания, это такой бестолковый проект. Работают пилы в столярном цехе – актёры не слышат друг друга в репетиционном зале.
Сергей Гришанин:
- Зрительный зал был сделан просто огромным – на 850 мест. Это концертный зал. Обычно в областных театрах 450-500 мест.
- Кадровая проблема у вас серьёзная?
Виктор Назаров:
- 12 человек из 30 – пенсионного возраста. Сегодня мы встречаемся с ректором одного из театральных вузов. Будем говорить о возможности открытия на базе театра спецкурса, с которого молодые актёры могли бы через четыре года прийти к нам. А сейчас мы стараемся работать со школьниками. Пятьдесят человек посещают занятия. Мы хотим ребят во время сориентировать: что сдавать на ЕГЭ. Если они литературу не сдадут, то никакой вуз их не возьмёт, несмотря на талант. Пусть не все эти ребята станут артистами. Но останутся друзьями театра. Может быть, будут участвовать в массовке, кто-то может, музыку будет писать.
- Сейчас в новгородском театре хорошие артисты?
Сергей Гришанин:
- Все они – профессиональные актёры.
Источник: Ваши Новости