Житель Новгородчины написал свой «Тихий Дон»
В начале 1928 года украинский писатель Иван Днипровский прогуливался по улицам Каменец-Подольского. Внимание его привлёк свежий номер журнала «Октябрь» в витрине газетного киоска. В этом номере были напечатаны первые главы «Тихого Дона» Михаила Шолохова. Прочитав их, Днипровский воскликнул:
- Но причём тут Шолохов? Кто такой Шолохов?
И рассказал жене, что во время Первой мировой войны служил во фронтовой газете под началом казачьего есаула Родионова, который делился с ним замыслом большого романа из донской жизни. Многое в этих замыслах было схоже с тем, что явилось вдруг на страницах журнала. Может быть, Шолохов это и есть Родионов?
Сейчас хорошо известно, что авторство двадцатилетнего Шолохова вызвало много сомнений сразу после выхода первой части романа. Наконец, газета «Правда» веско потребовала прекратить клевету на пролетарского писателя, и разговоры утихли. Но Ивана Днипровского вопрос об авторе «Тихого Дона» занимал до конца жизни. Незадолго до смерти, в 1934 году, он сделал запись в дневнике: «Шолохов или Родионов?».
Казачий офицер Родионов действительно написал «Тихий Дон» - под таким заглавием вышли накануне мировой войны его очерки о жизни донского казачества. Но широкую известность он получил благодаря другой книге.
«Преступление» есаула Родионова
Иван Александрович Родионов родился 21 октября 1866 года в станице Камышовской в семье станичного атамана. Окончил юнкерское училище в Новочеркасске и начал службу хорунжим. В 1901 году ушёл в отставку. Женился на московской художнице Нине Анзимировой, но брак не был долгим. Второй его женой стала Анна Кованько из богатой семьи. В приданое Родионов получил имение Устье под Боровичами (много лет назад это место вошло в городскую черту). Стал помещиком, а затем и земским начальником в уезде.
В 1909 году журнал «Новое время» опубликовал его повесть «Наше преступление». В изображённом там городе легко угадываются Боровичи: «Над небольшим городком, раскинувшимся со своим предместьем по обоим холмистым берегам порожистой, быстрой реки, солнце светило и грело совсем по-летнему, хотя было уже 25-е августа. Городок этот бойкий, торговый, весь окружённый заводами и фабриками».
В повести пьяные деревенские парни насмерть забивают своего односельчанина, молодого трудолюбивого Ивана Кирильева. Суд злодеям мирволит: они отделываются лёгким наказанием. В повести нарисована страшная картина народного пьянства:
«Пьяны были все поголовно...Они, как отравленные зельем тараканы, расползались по всем углам и закоулкам, бестолково размахивали руками и головами, сталкивались между собой, то беспричинно обнимались, целовались и плакали от пьяного умиления, то ругались, дрались, падали и засыпали на улице, во дворах, в ямах, в овражках». А вот по городу идёт подгулявшая сельская молодёжь: «Они сквернословили во всё горло, потрясали в воздухе кулаками, а так как из людей навстречу никто им не попадался, то они подшибли палкой одну курицу, поймали утку и с хохотом в лепёшку разбили её о камни мостовой».
Не такой нам порой рисуют дореволюционную Россию. Впрочем, Иван Родионов был убеждён: именно революция 1905 года расшатала порядок в государстве.
Максим Горький сразу Родионова невзлюбил и писал о «Преступлении»: «подлая и лживая книга», «сволочь он, Родионов-то».
Корней Чуковский назвал «Наше преступление» «самой отвратительной, самой волнующей, самой талантливой из современных книг». Книгу с интересом прочёл Лев Толстой, но Родионова он в 1909 году принял у себя довольно холодно. Тем не менее, в яснополянской библиотеке остался экземпляр «Нашего преступления» с дарственной надписью Ивана Родионова.
В 1910 году эта книга вышла пятью изданиями, потом была переведена на европейские языки.
В седле редактора
В мировую войну Родионов - командир отдельной казачьей сотни при штабе Юго-Западного фронта. Однажды он опрокинул в бегство разъезд венгерской кавалерии, слишком близко оказавшийся к штабу. Командующий фронтом генерал Брусилов, узнал, что атакой командовал автор «Нашего преступления» и предложил ему взять в руки редакторство фронтовым «Армейским вестником». Родионов превратил информационный бюллетень в интересную газету. Кроме фронтовых очерков, здесь можно было встретить отчёты о заседаниях Государственной Думы, обозрения литературной жизни. В газете сотрудничал Владимир Гиляровский, сэр Артур Конан Дойл в «Армейском вестнике» приветствовал русских союзников...
Февральскую революцию Родионов воспринял как катастрофу. Вскоре ему пришлось должность редактора сдать. Летом он участвовал в выступлении генерала Корнилова, был арестован. Осенью бежал на Дон. Туда же из боровичского имения приехали жена с детьми. Вместе с Добровольческой армией Родионовы прошли страшный Ледяной поход 1918 года с Дона на Кубань. Позже Родионов у атамана Войска Донского генерала Краснова редактировал газеты «Донской край» и «Часовой». Напечатал, среди прочего, печально известные «Протоколы сионских мудрецов». В 1920 году в Крыму генерал Врангель предлагал ему возглавить свою газету, но Родионов отказался, уже не веря в успех белых. Потом были Константинополь, Белград, Париж, Берлин.
На чужбине
Первая семья Родионова осталась в Советской России, и сторонники версии о том, что именно Родионов был настоящим автором «Тихого Дона» считают, что он не оспаривал авторство Шолохова, к которому каким-то образом попали его рукописи, опасаясь за судьбу родных. Противники его авторства замечают: Родионов в 1922 году опубликовал за границей книгу «Жертвы вечерние» о Гражданской войне, по художественным достоинствам далёкую от «Тихого Дона».
Казацкий полковник служил в берлинском ресторане. Вращался среди самой неистовой части эмиграции. Выпускал новые книги - «Сыны дьявола», «Царство сатаны» и т.д. Умер он 24 января 1940 года в Берлине.
От двух жён у Ивана Родионова было пятеро детей. Один из них, будучи советским журналистом, погиб во время Великой Отечественной войны, второй после войны был вместе с казаками-«красновцами» выдан союзниками в СССР, провёл десять лет в лагере и умер в Якутске. Ещё один сын стал православным архиепископом в Цюрихе.
Исследовательница Галина Стукалова разыскала родственников Родионова в Санкт-Петербурге и за рубежом. Среди них распространено мнение, что именно он написал первые части «Тихого Дона».
Мы не пытались подвергнуть сомнению авторство Шолохова, а просто хотели рассказать о неординарной личности из прошлого. «Тихий Дон» Родионова и «Наше преступление» переизданы в России в 1994 году. Как это ни грустно, сюжетов, подобных сюжету боровичской повести Родионова, сколько угодно и в нынешней уголовной хронике.
Впервые публиковалось в «Новой Новгородской газете» в №20 за 2008 год.
Источник: Ваши Новости