Первый заместитель Главы администрации области А.А.Шалмуев представил общему собранию Ассоциации «Совет муниципальных образований Новгородской области» доклад о формировании благоприятного инвестиционного климата на территории региона
В конце декабря 2012 года прошло заседание Госсовета о повышении инвестиционной привлекательности субъектов Российской Федерации и создании благоприятных условий для развития бизнеса. Самым главным выводом для нас из прошедшего Госсовета, отметил Арнольд Шалмуев, является то, что мы должны максимально улучшить инвестиционную привлекательность Новгородской области, каждого муниципального района, каждого поселения.
За последние 6 лет ВРП области увеличился в 1,8 раза и в 2012 году по оценке составил 153 млрд. рублей, 103,0% к 2011 году в сопоставимой оценке. ВРП на душу населения увеличился в 1,8 раза и составил 243,2 тыс. рублей, 108,9% к 2011 году (по РФ – за 2010 год 261,8 тыс. рублей).
Значение ВРП на душу населения в 20-ти муниципальных районах ниже среднеобластного, причем в 15-ти районах ниже более, чем в 2 раза. Это Любытинский, Валдайский, Окуловский, Парфинский, Новгородский, Батецкий, Солецкий, Пестовский, Маревский, Мошенской, Демянский, Поддорский, Шимский, Холмский, Волотовский районы (441 тыс.рублей – Великий Новгород, Крестецкий район – 327,0 тыс.рублей, область – 243,2 тыс.рублей). Задача, стоящая перед Главами районов - как минимум достижение среднеобластного показателя.
На начало 2013 года в инвестиционной портфеле Новгородской области находится 78 проектов с общим объемом инвестиций 118,5 млрд. рублей. В 2012 создано 1975 рабочих мест, в 2013 году будет создано не менее 2100 рабочих мест.
Для целей дальнейшего развития Новгородской области по итогам заседания Государственного Совета от 27.12.2012 на областном уровне разработаны основные направления инвестиционной деятельности Новгородской области на 2013 год. Они включают: создание благоприятной для инвестиций административной среды; создание инфраструктуры для инвестиций; развитие финансовых механизмов для поддержки инвестиционной деятельности; деятельность по формированию имиджа региона; кадровое обеспечение инвестиционной деятельности; стимулирование спроса на продукцию хозяйствующих субъектов во взаимодействии с общественными организациями предпринимателей (ТПП, РСПП и др.); деятельность по прямому привлечению инвестиций; использование федеральных целевых программ и других механизмов для привлечения инвестиционных ресурсов на территорию Новгородской области. Для выполнения задачи, поставленной Губернатором области по привлечению инвестиций, до муниципальных районов будут доведены целевые показатели, которые вы видите на слайде. Поставленные задачи вполне выполнимы хотя требуют напряженной работы.
Муниципальные районы должны обеспечить: разработку и реализацию комплекса мер по повышению инвестиционной привлекательности и созданию благоприятных условий для развития бизнеса на территориях муниципальных районов и городского округа, включая Стандарты деятельности органов местного самоуправления по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в муниципальных образованиях области; создание инвестиционных карт муниципальных районов и городского округа; разработку инвестиционных стратегий муниципальных районов и городского округа, разработку «дорожных карт» в сфере инвестиционной деятельности, провести ряд других мероприятий.
Арнольд Шалмуев обратил внимание, что выполнение названных задач должно осуществляться при непосредственном и активном участии глав поселений. В настоящий момент только Крестецкий, Любытинский, Мошенской, Парфинский, Солецкий, Старорусский муниципальные районы имеют на уровне района и уровне поселений нормативно-правовую базу, соответствующую областному инвестиционному законодательству. Остальным Главам муниципальных районов и Главам поселений необходимо принять срочные меры по её разработке.
Необходимым условием для инвестиционной деятельности является наличие утвержденной градостроительной документации. Органы местного самоуправления поселений несут ответственность за выполнение требований законодательства о градостроительной деятельности, в том числе за предоставление сведений о границах населенных пунктов, входящих в состав поселения, в государственный кадастр недвижимости. По состоянию на 22 января 2013 года из 3728 населенных пунктов, находящихся на территории области, выполнены работы по описанию границ в координатах характерных точек - в 914 населенных пунктах (24, 5%); внесены сведения о границах в государственный кадастр недвижимости - 606 населенных пунктов (16,25%). Вообще не внесены сведения о границах в государственный кадастр недвижимости ни об одном населенном пункте в 5 муниципальных районах: Батецком, Валдайском, Волотовском, Пестовском, Холмском.
Долгосрочной областной целевой программой «Государственная поддержка развития местного самоуправления в Новгородской области на 2012-2014 годы», утвержденной постановлением Администрации области от 21.09.2011 № 464, в 2012 году на организацию проведения работ по описанию местоположения границ населенных пунктов в координатах характерных точек были предусмотрены средства, в виде субсидий муниципальным районам, в сумме 5 млн. рублей. В 2013 году на выполнение данных работ в рамках вышеуказанной программы заложены средства в размере 5 млн. рублей.
Инвестиционная деятельность неразрывно связана со строительной деятельностью. В целом по области объем работ, выполненных по виду экономической деятельности «Строительство», за 2012 год составил 21459,1 млн. рублей, что выше уровня 2011 года на 9,4 %. Рост показателя связан с реализацией в 2012 году крупных частных проектов в сфере строительства, транспорта и сельского хозяйства и освоением бюджетных инвестиций.
За 2012 год было введено в эксплуатацию 303,525 тыс.кв.м. жилья, что составляет 112,1% к уровню 2011 года Ввод жилья в целом по области в 2012 году впервые за 20 лет превысил 300 тыс.кв.м. Индивидуальное жилищное строительство составило 172828 кв. м. или 122,1% к уровню 2011 года. Обеспеченность жильем населения на конец 2012 года по оперативным данным составила 28,53 кв.м., что значительно выше среднероссийского показателя (порядка 23 кв.м.)
Выполнение показателя по вводу в действие жилых домов в течение всего 2012 года находилось на контроле администрации области. Целевой показатель по Новгородской области выполнен. Выполнили и перевыполнили его в Батецком (168,81%), Валдайском (111,45%), Демянском (109,53%), Маловишерском (124,32%), Маревском (106,64%), Мошенском (125,66%), Новгородском (140,72%), Пестовском (114,04%), Хвойнинском (138,09%) и Чудовском (108,06%) муниципальных районах и Великом Новгороде (101,93%).
Тем не менее, многие районы фактически сорвали выполнение плана. Показатели выполнения годового плана по вводу жилья - в Боровичском (44,69%), Волотовском (51,21%), Крестецком (43,65%), Любытинском (57,65%) Окуловском (57,45%), Солецком (52,74%) и Шимском (46,59%) муниципальных районах. Более 70% от плана выполнили Валдайский (84,2%), Демянский (75,3%), Новгородский (75,8%) и Пестовский (72,2%) муниципальные районы.
Первый заместитель Главы администрации области особо заострил внимание на эффективности использования бюджетных инвестиций в сфере ЖКХ. Положительным примером взаимодействия с частным инвестором в целях реализации собственных полномочий по организации теплоснабжения можно назвать работу администрации Солецкого района и Солецкого городского поселения. В конце 2011 года в г. Сольцы пришел природный газ, появилась возможность заместить старые мазутную и твердотопливную котельную на новые эффективные блок-модульные газовые котельные, тем самым исполнить поручение Губернатора области по сдерживанию роста тарифов на теплоснабжение и снижению дотаций теплоснабжающей организации, предоставляющей услугу по тарифам для населения, не привлекая средств местного и областного бюджета. Органами местного самоуправления было обеспечено полное сопровождение проекта от выделения земельного участка до совлечения котельных в процесс теплоснабжения. После окупаемости инвестиционного проекта тариф для теплоснабжающей организации будет иметь в разы меньшее значение, чем имела бы организация продолжая использовать в качестве топлива мазут и уголь, кроме того данное оборудование является энергоэффективным, повышается качество услуги. Решение о строительстве котельных было принято в начале 2012 года, в конце года котельные вошли в стадию пуско-наладки, сумма инвестиций составила более 100 млн. рублей. Прошло меньше года со дня принятия решения об инвестировании в теплоэнергетику г.Сольцы и до ввода объекта в эксплуатацию.
Арнольд Шалмуев обратился и к отрицательным примерам привлечения бюджетных инвестиций. На строительство 7 и 15 МВт котельных и тепловых сетей, взамен морально и физически устаревшей Окуловской ТЭЦ, где установлены котлы 40-х годов выпуска, за счет средств федерального и областного бюджетов с 2011 года перечислено 85,6 млн. рублей. В настоящее время только ведется монтаж оборудования. Это при ежегодных убытках в размере 20 млн. рублей и отсутствии уверенности в надежности теплоснабжения.
Котельная в п. Крестцы. Перечислено с 2010 года из областного бюджета 38,0 млн. рублей. И только сейчас подошли к монтажу тепломеханического оборудования и автоматики, появилась реальная возможность завершить строительство и ввести в эксплуатацию в конце отопительного сезона. Это при проблемах с теплоснабжением и перегруженности существующей котельной.
Котельные в п. Любытино. Субсидии на проектирование перечислены в 2010 году в сумме 1,8 млн. рублей, 3,0 млн.рублей в 2012 году. Субсидии из областного и федерального бюджетов на строительство 3-х котельных перечислены в сумме 47,2 млн. рублей. В настоящее время, спустя три года, одна котельная построена, две находятся в стадии строительства. «Вот только отдельные примеры неэффективного использования бюджетных средств, безалаберного отношения к должностным обязанностям, полной безответственности, отсутствия контроля органов местного самоуправления и попустительства со стороны районных администраций от стадии размещения конкурсной документации до стадии строительства», - возмущенно констатировал Арнольд Шалмуев.
В завершение выступления первый вице-губернатор отметил, что в целях увеличения доходной части бюджетов поселений необходимо принимать меры по увеличению налогооблагаемой базы по местным налогам за счет объектов недвижимости, не зарегистрированных в установленном порядке; по повышению эффективности использования имущества, находящегося в собственности поселений.
Источник: Правительство Новгородской области