1 марта 2025 год, 12:44 - Общество
Новгородец Олег Берс – поэт и начинающий режиссёр, который снял свой короткометражный фильм «Дом», едва успев выпуститься из школы. Картина уже отправилась на многие кинофестивали, в том числе и зарубежные. В ожидании премьеры внештатный корреспондент «53 новостей» Варвара Белова, по совместительству второй сценарист фильма, решила задать несколько вопросов юному режиссёру. – Первый вопрос – про героев, их прототипы. Допустим, я, когда пишу рассказы, люблю иногда списывать образы со своих знакомых. – Я, кстати, раньше так делал… Прообразами главных героев являются олимпийские боги, их характеры – в большей степени их нравы и мировоззрения. Конечно, они претерпели большие изменения в рамках работы над самим фильмом. У нас появились герои, которые, скажем так, вне времени и вне контекста. Наверное, никакой из героев не был списан с кого-то из знакомых. Не было такого, что я кем-то вдохновлялся, скорее они сами приходили друг за другом. – Если бы фильм был музыкой…? Знаешь, когда к какому-то литературному произведению или фильму привязывается какая-то музыка, которая не является внутренним саундтреком, но она чётко ассоциируется с ним. – Надо подумать… слушай, очень хороший вопрос… Будем говорить лично для меня. Фильм имеет единственную ассоциацию с музыкой, которая является саундтреком фильма, прекрасного композитора Романа Воропаева, под названием «Катарсис». Она играет на самых значимых, самых духовных, интимных моментах фильма и, наверное, именно она стала для меня такой хронотипичной нитью, проходящей сквозь всю историю. Есть музыка, которая шла именно через процесс создания, что интересно. Вообще, она не будет ни у кого ассоциироваться с фильмом, но она будет у меня, у всего постпродакшн цеха, то есть всех монтажёров, у звукорежиссёра. Во время постпроизводства фильма нашим амбассадором фоновой музыки (потому что мы очень долго сидели, мы учились сразу на месте, я безумно благодарен им всем) — и у них, и у меня в том числе — был рэпер Хаски. Его музыка. В те периоды как раз вышло несколько новых композиций. У Филиппа Кузнецова, у Дмитрия Смирнова, я уверен, ассоциация с Хаски очень сильная. У него и тексты интересные. Они кардинально противоположны фильму, но они очень помогали нам отвлечься. – Расскажи про свой идеальный актёрский состав. Не для этого фильма, а в целом. – Да, для этого фильма каст идеальный. Я считаю, что всё сложилось так, как нужно. Каст мечты, вау… Во-первых, я скажу так: это мнение у меня было ещё до всех номинаций этого актёра — это Юра Борисов. Где-то год назад я прикидывал, что я мечтаю, чтобы он снялся у меня. Юра Борисов, Хабенский, Безруков и Стоянов. Это такой мини-каст мечты, не могу назвать его стопроцентным, потому что я не настолько погружён ещё в актёрский мир. Из каких-то зарубежных это Уильям Дефо. Мне он нравится ещё с фильмов Уэсса Андерсена, и в целом вообще с большинством кастов Уэсса Андерсена я хотел бы поработать. И ещё актёр, который играл в классическом фильме «Гладиатор», к сожалению, не назову сейчас имя. Это дань моему детству, я очень часто смотрел этот фильм. А из наших да, Юра Борисов, Стоянов, Безруков и Хабенский. – Продолжу тему фаворитов. Какой у тебя любимый фильм? – Я, во-первых, назову любимый мультфильм. Это мультфильм Уэсса Андерсена «Великолепный мистер Фокс». Шикарнейший мультфильм, очень глубокий, обложкой для детей и внутренностью для взрослых, очень хороший. Он очень мозги расслабляет и при этом даёт по-другому жизнь почувствовать. Из фильмов… «Кин-дза-дза», «Сталкер» Тарковского, «Гладиатор», «Паразиты». – Ты прямо с разных сторон света собрал, да? – Да, точно. Это те, которые за последнее время меня особенно зацепили. А, ну, и, конечно же, «Броненосец Потёмкин» Эйзенштейна. Он – эталон советской режиссуры. – Перейдём к следующему вопросу. Какие режиссёры, фильмы повлияли на тебя, на то, как ты решил снимать? На кого ты ориентируешься? – На самом деле, я стараюсь ни на кого не ориентироваться. Абсолютно. Потому что я считаю, что именно в режиссуре важно перенимать навыки, важно видеть, учиться видеть красоту, но учиться видеть её по-своему. И я старался ни на кого не ориентироваться ни из режиссёров, ни из фильмов. Скорее вдохновителем для меня послужила природа, на удивление какие-то религиозные мотивы. – Как ты относишься к критике? – Я считаю, что я очень самокритичен, особенно к «Дому» — безумно критичен. При том, что это первая работа, малобюджетная. Конечно, хочется всего и сразу, но я понимаю, что я весь бы его переснял. Весь. Скажем, была бы у меня возможность, был бы смысл, я бы по-другому снял определённые сцены, по-другому актёрскую задачу поставил. Но он такой, какой есть. Это скорее история о большом количестве людей, которые слились в этом проекте, почти безденежном, но, видимо, настолько важном, что так привлёк внимание. По критике со стороны – я открыт. Конечно, очень приятно слышать всё хорошее. И мне хочется, чтобы фильм «Дом» был очень глубокой работой, чтобы его воспринимали всё равно через призму того, что это очень малобюджетная картина, и старались разглядеть, о чём он. По критике со стороны… наверное то, что было много смыслов. Возможно, они были лишние. Но это индивидуально, для кого-то наоборот. Я слышал кардинально противоположные точки зрения. Одна – что много смыслов в произведении, и вторая – что это наоборот, такой экспериментальный формат, который создаёт очень большую многоплановость, вот эту ступенчатость из смыслов, и он ведёт саму суть повествования. – Я не буду спрашивать, были ли трудности при съёмках — они были, мы оба знаем. Но можешь выделить такие моменты, которых ты не ожидал? Допустим, ты мог ждать, что будут проблемы с подбором актёров, а какие были проблемы, которые неожиданно возникли в процессе создания фильма? – Наверное, всё, что связано с технической частью работы на постпродакшене. Очень многого я не ожидал. Я вроде работал с видеоформатами, но это были не такого масштаба работы. Над профессиональным фильмом… я понимал, что он таким должен быть, но я не думал, что настолько. Я был удивлён, поражён и не ожидал настолько многих трудностей в силу своего малого опыта. Ну, и того, что мы лёд будем бурить восемь часов. Ой, вру… четыре часа. Четыре часа на зимних съёмках. Когда мы ездили тестить лёд, мы пробили слой, там сантиметров двадцать, и такие: «О, вода!». Мы довольные, причём там были люди, которые разбираются в этом, бывшие военные, скажем так. Мы приезжаем на следующий день… Пробиваем этот слой, а там ещё один! И мы четыре часа бурили этот лёд. – Ты вроде как-то упоминал что-то про фильм о фильме? Планируется ли это или всё-таки пока решили отложить идею? – Это планируется, я в процессе создания. Вряд ли будет полноценный фильм, может быть, такая ретроспектива с интервью участников после премьеры. Я думаю, как раз видео с премьеры могли бы войти в конец. Например, полноценный фильм о фильме выйдет… Спустя год после премьеры, в этот же день, мы отпразднуем, весь процесс повспоминаем на праздновании после, когда соберёмся командой. Все вместе посмотрим фото, видео с процесса съёмок, которых оказалось намного больше, чем даже мне казалось. – Какие планы? Что ты думаешь о новых проектах? Новые темы, вопросы, форматы, будешь ли работать с новыми людьми, специалистами? – Какую ты тему интересную подняла! По поводу специалистов – все, кто принимал участие, все выложились по полной, мы все впервые участвовали в таком проекте. Хочется масштабироваться. Я поменял свой подход к созданию фильма, учёл ошибки первого. Я считаю, я допустил много ошибок при создании первого фильма, дебюта. Его можно было назвать импульсивным решением, но оно привело меня к тому, какой я сейчас есть, и я очень этому рад. Планируется проект, который, вероятнее всего, будет реализовываться через год. Мы закладываем на сбор команды и подготовку плюс-минус год. Мы бы справились за меньшее время. Мы не сможем управиться до этого лета, но до следующего уже успеем. Мы подготовились бы и за полгода шикарно, но у меня параллельно учёба, у людей тоже своя занятость. И, скажем, даже пока потенциальный проект не имеет большого финансирования, некое есть, сразу скажу, больше, чем у фильма «Дом». Проект называется «Червь». Короткометражный фильм на пять минут. Понижаем количество хронометража и повышаем качество. Это будет очень сложная работа, мы сейчас собираем команду. Но это после премьеры. Активно сразу. Пока я предварительно по контактам смотрю. Фильм «Червь», съёмки которого мы намечаем на лето 2026 года. Он будет реализовываться на Лужских карьерах Новгородской области. Это будет потенциально психоделическая работа, на очень актуальные темы нашего мира и нашей человечности. Того, насколько мы, возможно, стали близки к животным. – Интересно, в голове что-то между апокрифическими произведениями и «Особым мясом» Агустины Бастерикки. Последнее: банально советы. Может быть, не только режиссёрам, тем, кто хотел бы попробовать себя в этом направлении, сколько просто в целом творческим людям. – Наверное, в целом творчество… В сфере режиссуры я не считаю себя достаточно компетентным, чтобы давать советы. Как начинающий кинематографист, я могу рассказать, как творческий человек, тем более. За этот год, за 2024-й, во время процесса съёмок фильма и других сторонних проектов, я столкнулся с большим количеством трудностей творческого человека. Это и выгорание неоднократное, и творческие кризисы, жёсткая критика к самому себе, критика со стороны окружающих. Главное, что я для себя выявил – если вы решили, не сдавайтесь. Как бы не казалось, тяжело или нет. Конечно, мне помогла поддержка близких людей, но я понимаю, что, наверное, и без неё я бы… По крайней мере, я хочу верить, что я бы старался и дальше справляться, но без них я, наверное, не смог бы. И главное – ищите хороших людей вокруг себя, любите, занимайтесь тем, что любите, тем, что вам нравится в первую очередь. Тогда вы избежите огромного количества проблем. Ищите свой стиль, вырабатывайте его. Не ищите вдохновения извне, ищите вдохновение в самом себе, в том, какие вы есть. Например, моя философия, которой я придерживаюсь уже полгода, заключается в том, что во всех дальнейших своих работах, как кино, так и театральных (у меня есть планы на один грандиозный театральный проект, на, возможно, несколько стран), в своих произведениях задавать вопросы, которые волнуют внутренне, лично меня, и самому в них же искать ответы. Напомним, премьерный показ фильма «Дом» пройдёт сегодня, 1 марта, в 14:00 в мультимедийном центре «Россия».
Источник: 53 новости