Новгородский студент-медик открыл виртуальную микробиолабораторию

25 марта 2025 год, 14:16 - Общество
Гостем нового подкаста «53 новостей» стал студент Медицинского института НовГУ Олег Мощин. Он разработал уникальную программу «Микробиолаб-VR», которая позволяет студентам отрабатывать навыки работы с бактериями в биолаборатории, находясь в любом месте, просто надев очки виртуальной реальности. Олег Мощин учится на пятом курсе. По его словам, пару лет назад в Медицинском институте НовГУ произошла смена руководства, которая значительно повлияла на его жизнь: «Ввели огромное количество программ, мероприятий, нас постоянно приглашают на различные конференции, в поездки по другим городам. И я наблюдаю эту динамику с первого курса до пятого во всем институте». Слушать подкаст в аудиоверсии: — Откуда появилась идея создать VR-лабораторию? — Я со второго курса мечтал попасть в науку. У меня вела занятия старший преподаватель кафедры микробиологии, иммунологии и инфекционных болезней Наталья Никитина. Я ей очень благодарен за всё, чего я сейчас добился. В какой-то момент мы начали работать с ней над научной статьей про птичий грипп. Тогда она сказала мне, что сейчас открывается направление от «Агентства стратегических инициатив». Они выдавали средства на стартапы в миллион рублей. Преподаватель предложила идею податься на это направление с идеей про VR-очки. На занятиях по микробиологии мы варили различные питательные среды из водорослей. Такие практики занимали достаточно много времени. Мы сами делали посев, который брали ватными палочками, собирали пыль по стенам, по потолкам, на полу. Соответственно, потом следили за тем, что растет в этих посевах. Мы понимали, что этот процесс достаточно долгий и трудоемкий. Он требует затраты электроэнергии, воды и питательных сред. Мы захотели всё это дело удешевить, упростить и сделать доступным, используя VR-очки. — Может ли VR-лаборатория заменить настоящую? Не напоминает ли это то же самое, что и обучение вождению самолетом только на тренажере? — Благодаря нашей программе человек не будет ощущать себя неподготовленным. Он полностью работает с теми же элементами — с чашками Петри, с колбами. Программа рассчитана на контроллеры движения: то есть мы в очках будем хватать, переставлять, ставить на горелки, смотреть через микроскопы. После специалист будет всю работу делать уже механически. Это всё-таки именно машинная работа, а не просто наблюдение. И человек может ходить по лаборатории, сесть в ней, лечь, попрыгать. Он окунается в ощущение реального пространства. К тому же это дает возможность заниматься наукой человеку любого возраста и разных навыков. Если дети начальных классов еще не будут готовы, то о средней школе можно говорить смело. Они уже имеют большее количество знаний, начнут изучать биологию. В целом для школьников — это история про изучение нового и возможность представить себя лаборантом, микробиологом. Тем самым мы осуществим детские мечты, которые в будущем могут вылиться в большую историю.  Для серьезных людей, лаборантов с высшим образованием, которые уже таким профессионально занимаются — это отработка навыка и возможность вспомнить какие-то базовые умения на практике.  — Были ли какие-то технические сложности в процессе запуска программы? — Я не программист. Саму программу сделал мой коллега Владислав Кудрявцев. Мы с ним в свое время работали в детском центре «Кванториум». Он был педагогом по VR-направлению. Когда я рассказал ему об этой идее, то он сразу предупредил, что необходим мощный ПК. У меня на тот момент был игровой ноутбук, но даже он с такими вещами не справляется. Для этого необходим компьютер ценой в 150-200 тысяч рублей. И нужны сами очки виртуальной реальности.   — Какая могла бы быть следующая версия программы?  — Мы предполагаем улучшать программу. Мы хотели сделать ее, направленную не только на бактериальных возбудителей, но и на вирусных и грибковых. То есть создать лабораторию, в которой находилось бы несколько секторов. Пока что он только один, исключая обучающую комнату. Это первая комната, где появляется пользователь, когда он в эту программу только заходит. Если мы предполагаем с кафедры подаваться на следующий этап этого студенческого стартапа, то там уже будет больше вознаграждения, есть возможность дорабатывать программу и превратить ее в целый бизнес. Кстати, в рамках гранта я открыл свое ООО. Так вот, в будущем мы предполагаем сделать эту лабораторию, направленную на всех вероятных возбудителей. Это разные методы исследования, больше возможностей. И, соответственно, у человека будет опыт работы со всем, что встречается в практике. — Можно ли созданные ИИ искусственные вирусы использовать в работе «Микробиолаб-VR»? — Такая история, конечно, реальна, но смотря с какой целью ее использовать. В реальной окружающей среде и так невероятное количество вирусных и бактериальных возбудителей. И ради чего их разрабатывать? Как попытка дифференцировать возбудители? Ведь программа наша на это и направлена. Человек в ходе вот этих всех посевов, окрашиваний, по итогу должен получить в микроскопе именно варианты двух возбудителей и по тому, как их окрасит, должен понять какие это возбудители…  — Какие у вас планы на будущее? — Как я уже упомянул, мы хотим программу подать на следующий этап стартапа. И если я правильно понимаю, многие на этот шаг не идут, потому что каждый при выполнении студенческого проекта осознает и оценивает свой продукт как не достаточно качественный. Но мы свой продукт оцениваем как качественный, и готовы над ним работать дальше. Хотим получить больше средств, чтобы его улучшить. Помимо этого, я являюсь победителем еще другого студенческого стартапа. Он не про VR-направление. Это экологический проект, связанный с червями-очистителями. Я со своим коллегой собираю установки из оргстекла, которые нашпигованы датчиками контроля влаги, температуры, полива. В них можно внедрить систему «Умный дом», позволяющую эти параметры регулировать. В установке будут питательная среда и органические отходы. И черви дендробена, которые стали очень популярны в сельском хозяйстве в нашей стране и за рубежом, позволяют за счет своей деятельности, поедания этих отходов, вырабатывать биогумус.  Это полезное удобрение, которое повышает плодородность всех культур, которые вы собираетесь выращивать. И мы выиграли деньги на этот стартап. Сейчас мы уже активно разрабатываем макет этой установки, ищем датчики. Работаем над тем, как в эту систему «Умный дом» «воткнуть», как написать код. Мы хотим продавать эти установки, червей, биогумус — всё, что с этим будет связано. Кроме того, была идея «безумного учёного» из этих установок сделать музей. Наподобие домашних с муравьями: с открытым стеклом, через которое видно, как живут насекомые. Мы хотели сделать все то же самое с червями. И что касается VR — 17 марта я подал заявку на первый сезон грантов от Росмолодежи. Я хочу в этом же направлении сделать еще одну программу, которая направим на работу с виртуальными пациентами. То есть мы с моей командой — я, программист и представители кафедры — думаем создать виртуальную палату с пациентом, в которой сможем с ним взаимодействовать. Мы сможем провести внешний осмотр, осмотреть кожные покровы, послушать «пациента», заглянуть ему в горло, посмотреть анализы. Всё это сделаем по профилю инфекционных болезней.  В итоге по всем этим показателям, которые медик соберет со своего виртуального пациента, можно будет поставить диагноз. Таких ситуационных задач с разными симптомами предполагается большое количество. Мы возьмем базовые заболевания. Это больше история для инфекционистов нашего университета. Еще я хочу сделать класс на кафедре. Я получил разрешение от заведующей кафедрой микробиологии, иммунологии и инфекционных болезней Ольги Азовцевой. Хочу, чтобы этим занимались, приходя туда, и школьники. Если мы победим в новом гранте, то сможем заниматься двумя программами. Кроме того, я запросил при подаче на грант средства, чтобы проводить занятия на выезде в области. У нас была идея съездить в Старорусский и Любытинский округа. Также я предполагаю сделать приложение для министерства здравоохранения Новгородской области. Мы сейчас собираемся подавать заявку по созданию приложения, которое помогает обращаться за помощью к врачам, записываться, смотреть график работы специалистов. Еще я со своей девушкой занимаюсь созданием программы для родителей. Она нужна для того, чтобы молодые и неопытные мамы и папы могли ориентироваться по срокам и местам, где им нужно обращаться к врачу за обследованием ребенка, в какие сроки прививаться, где они могут получить медицинскую помощь. Приложение также позволит записываться к врачам. Эти все идеи будут действовать в рамках моего ООО «Микробиолаб». — Помогает ли VR-лаборатория побороть брезгливость? — Я работал в кадаверной, или по-простому в трупохранилище. Я занимался тем, что ухаживал за анатомическими и трупным материалом. На самом деле, поработав в виртуальном, красивом, приятном, не имеющее запахов месте, мы порой не можем быть подготовлены к тому, чтобы окунуться в это реально. Но, мне кажется, брезгливость — это больше про внутренний мир человека, какие-то личные особенности. Думаю, всегда надо столкнуться с практикой, а, может быть, с ней в первую очередь столкнуться надо, чтобы понимать, приятно ли тебе этим заниматься. И уже потом, при недостатке знаний, можно отработать навыки, узнать что-то новое. Я сторонник того, что практика и опыт незаменимы. Если вы хотите заниматься лабораторной деятельностью, то нужно быть готовым ко всему. Если мы говорим о медицине, то это и кровь, и экскременты, и анализы мочи — всё чего угодно. — Что вдохновляет лично вас? — Я человек творческий. У многих вызывало вопрос, почему я пошел вообще в этот профиль. В реальной жизни для себя занимаюсь музыкой, играю на инструментах. Это самый лучший отдых, который только может быть. Очень люблю читать. К сожалению, сейчас из-за работы это очень редко удается делать. Из последнего — роман «Доктор Живаго» Бориса Пастернака. Потрясающая книга. Я обожаю путешествовать. В том же Любытинском округе у меня отец работает директором охотничьего хозяйства. Там я люблю ходить на охоту, на природе проводить время. Самый лучший, как мне кажется, при мозговой работе отдых — физический. Движение в любом случае это здорово. Меня вдохновляют, в первую очередь, наши преподаватели. Они действительно многое нам дали, особенно преподаватели с моей кафедры. Профессором кафедры микробиологии, иммунологии и инфекционных болезней Георгием Архиповым я восхищаюсь с второго курса. Еще когда ходил на микробиологию, видел его портрет, видел его в институте и думал, что хочу быть таким. Он, как начнет рассказывать на лекциях свои истории жизни из медицинской практики, то ты просто чувствуешь, что вот это сила, что есть к чему стремиться.   Фото: пресс-служба НовГУ, Алексей Павлуцких.

Источник: 53 новости


Комментарии

Добавить комментарий

Ваше имяимя (ник) для отображения
E-mailне показывается на сайте
Комментарий
Введите код  цифры кода

Новости - Календарь
ПНВТСРЧТПТСБВС
0102
03040506070809
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31
Реклама


Новости по годам

2025

январь, февраль, март,

2024

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2023

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2022

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2021

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2020

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2019

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2018

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2017

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2016

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2015

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2014

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2013

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2012

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2011

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2010

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь