31 марта 2025 год, 12:41 - Общество
29 марта Новгородский театр для детей и молодёжи «Малый» отметил 35-летний юбилей особым творческим вечером «Прошедшее нам ещё предстоит». Режиссёр Надежда Алексеева и труппа театра представили произведения, которые никогда не звучали со сцены «Малого». В этот день все артисты театра сыграли новые для себя роли. В сценографии спектакля белые стены на сцене играют роль экранов, на которые проецируют фон в зависимости от характера мизансцены — лес, космос, кривые линии, волны. За длинными столами будут происходить события разных историй. Вот два главных героя, которых воплотили Данила Бурсин и Алексей Коршунов, играют в орлянку и размышляют на темы случайностей, теории вероятности и течения времени. Музыкальное сопровождение на барабанах Алексея Тимофеева подчеркивает эмоциональные моменты эпизода из пьесы Тома Стоппарда «Розенкранц и Гильденстерн мертвы». Например, когда Розенкранц раз за разом называет «орла», выпавшего после броска монеты, то это удивление и даже раздражение Гильденстерна подчеркивается ударом в барабан. С комедийным оттенком, но уже серьёзнее звучит небольшой рассказ Надежды Тэффи «Свои и чужие». Действие проходит в поезде, видео превращается в фон за окнами купе, столы превращаются в полки. «Близкие люди иногда наносят куда больше эмоционального вреда, проявляют бестактность, чем совсем чужие», — и в этой короткой поездке бестактен герой Олега Зверева по отношению к своей супруге (Елена Федотова). Женщина же находит приятную компанию в лёгких диалогах с соседкой, которую играет Кристина Машевская. Но лёгкость общения с незнакомыми людьми превращается в тяжёлую ношу по мере сближения. В творческом вечере нашлось место и классике. Два ярких эпизода — это отрывок из пьесы «Чайка» Антона Чехова и рассказ «Выстрел» Александра Пушкина. В «Чайке» режиссёр сделала акцент на яркой сцене о творчестве и таланте: Нина Заречная в исполнении Дарьи Карповой эмоционально и с яркой пластикой читает знаменитый монолог «Люди, львы, орлы и куропатки…» из пьесы юного драматурга Константина Треплева (Данила Бурсин). Его мать, Ирина Аркадина (Татьяна Парфёнова), отвергает талант и актрисы, и своего сына-драматурга. Пушкинский «Выстрел» выдержан в тёмных тонах — одетые в чёрное герои, приглушённый свет, офицер (Алексей Тимофеев) и молодой повеса (Алексей Коршунов) превращают дуэль в поединок умов. Один из самых запоминающихся моментов — это отрывок, написанный искусственным интеллектом. Марина Вихрова в образе нейросети зачитывает небольшой рассказ об «Искусственном интеллекте и горе». Театральный свет исчезает, лишь на заднем плане бегут электрические волны, какие бывают при общении с различными голосовыми помощниками в гаджетах. Актриса монотонно, с паузами, роботизированным голосом рассказывает историю о том, как пользовательница нейросети Мила перестаёт в один момент общаться с нейросетью. Какие чувства может испытывать при этом искусственный интеллект? Сюжетный поворот здесь — это то, что после длительного молчания, искусственный интеллект начинает вновь говорить, когда просят написать сценарий. Простой сюжет выдержан в особой эстетике в воплощении Марины Вихровой. Художник по свету Лариса Дедух выделяет в «Федре» Марины Цветаевой центральных героинь — в луче только Ирина Савельева и стоящая за ней Любовь Злобина, которые читают строки пьесы о сумасшествии от любви Федры к Ипполиту. Любовь безумная и полновластная — как любовь к театру. Последние два эпизода сплетаются в один, но что примечательно — это отрывки из спектаклей, которые были ранее в репертуаре «Малого»: «Тёмная сторона Луны» по творчеству группы Pink Floyd и «Однажды я исчез». Эта история про ощущения — Кристина Машевская и Марина Вихрова на английском и русском языках зачитывают текст, в котором слышны звуки, шум толпы, ветра, улицы. Одинокий человек в исполнении Алексея Коршунова надевает классический костюм и становится частью общей системы. Образность и метафоричность отражают само творчество «Малого», который задаёт вопросы и будоражит зрителя на размышления. Надо сказать, что творческий вечер получился достаточно музыкальным. Во многих эпизодах актёры играют на инструментах — Алексей Тимофеев на барабанах, Алексей Коршунов на контрабасе и Марина Вихрова на виолончели и гитаре совместно с вокалисткой Татьяной Бобровой, которая также написала музыкальное сопровождение ко всему юбилейному вечеру. Новгородский театр для детей и молодёжи «Малый» сохранил в юбилее дух своих творческих постановок: местами это звучит весело и беззаботно, а временами серьёзно, грустно и даже жёстко. Этот вечер показал оригинальные ходы — соединение классических постановок, наброски новых спектаклей, сценарий от нейросети. Надежда Алексеева сыграла на жанровом разнообразии — за два часа зритель услышал и прозу второй половины XX века, и классическую поэзию серебряного века и совершил путешествие в будущее, где текст пишет уже искусственный интеллект. И несмотря на то, что «Малому» театру уже целых 35 лет, впереди ещё много нереализованных идей и сюжетов, которые можно соединить в единый вечер творчества. К слову, уже 14 апреля театр отправится на гастроли — новгородская труппа откроет Национальную премию и фестиваль «Арлекин» спектаклем «Зима, когда я вырос» в Санкт-Петербурге. А с 25 по 29 апреля в Великом Новгороде пройдёт 18 Международный театральный фестиваль «Царь-Сказка», самый долгожданный проект театра. Фото: Марина Воробьёва.
Источник: 53 новости