Юбилей в Новгородском театре «Малый»: новая классика и нейросети

31 марта 2025 год, 12:41 - Общество
Юбилей в Новгородском театре «Малый»: новая классика и нейросети
29 марта Новгородский театр для детей и молодёжи «Малый» отметил 35-летний юбилей особым творческим вечером «Прошедшее нам ещё предстоит». Режиссёр Надежда Алексеева и труппа театра представили произведения, которые никогда не звучали со сцены «Малого». В этот день все артисты театра сыграли новые для себя роли.  В сценографии спектакля белые стены на сцене играют роль экранов, на которые проецируют фон в зависимости от характера мизансцены — лес, космос, кривые линии, волны. За длинными столами будут происходить события разных историй. Вот два главных героя, которых воплотили Данила Бурсин и Алексей Коршунов, играют в орлянку и размышляют на темы случайностей, теории вероятности и течения времени. Музыкальное сопровождение на барабанах Алексея Тимофеева подчеркивает эмоциональные моменты эпизода из пьесы Тома Стоппарда «Розенкранц и Гильденстерн мертвы». Например, когда Розенкранц раз за разом называет «орла», выпавшего после броска монеты, то это удивление и даже раздражение Гильденстерна подчеркивается ударом в барабан.  С комедийным оттенком, но уже серьёзнее звучит небольшой рассказ Надежды Тэффи «Свои и чужие». Действие проходит в поезде, видео превращается в фон за окнами купе, столы превращаются в полки. «Близкие люди иногда наносят куда больше эмоционального вреда, проявляют бестактность, чем совсем чужие», — и в этой короткой поездке бестактен герой Олега Зверева по отношению к своей супруге (Елена Федотова). Женщина же находит приятную компанию в лёгких диалогах с соседкой, которую играет Кристина Машевская. Но лёгкость общения с незнакомыми людьми превращается в тяжёлую ношу по мере сближения. В творческом вечере нашлось место и классике. Два ярких эпизода — это отрывок из пьесы «Чайка» Антона Чехова и рассказ «Выстрел» Александра Пушкина. В «Чайке» режиссёр сделала акцент на яркой сцене о творчестве и таланте: Нина Заречная в исполнении Дарьи Карповой эмоционально и с яркой пластикой читает знаменитый монолог «Люди, львы, орлы и куропатки…» из пьесы юного драматурга Константина Треплева (Данила Бурсин). Его мать, Ирина Аркадина (Татьяна Парфёнова), отвергает талант и актрисы, и своего сына-драматурга. Пушкинский «Выстрел» выдержан в тёмных тонах — одетые в чёрное герои, приглушённый свет, офицер (Алексей Тимофеев) и молодой повеса (Алексей Коршунов) превращают дуэль в поединок умов. Один из самых запоминающихся моментов — это отрывок, написанный искусственным интеллектом. Марина Вихрова в образе нейросети зачитывает небольшой рассказ об «Искусственном интеллекте и горе». Театральный свет исчезает, лишь на заднем плане бегут электрические волны, какие бывают при общении с различными голосовыми помощниками в гаджетах. Актриса монотонно, с паузами, роботизированным голосом рассказывает историю о том, как пользовательница нейросети Мила перестаёт в один момент общаться с нейросетью. Какие чувства может испытывать при этом искусственный интеллект? Сюжетный поворот здесь — это то, что после длительного молчания, искусственный интеллект начинает вновь говорить, когда просят написать сценарий. Простой сюжет выдержан в особой эстетике в воплощении Марины Вихровой. Художник по свету Лариса Дедух выделяет в «Федре» Марины Цветаевой центральных героинь — в луче только Ирина Савельева и стоящая за ней Любовь Злобина, которые читают строки пьесы о сумасшествии от любви Федры к Ипполиту. Любовь безумная и полновластная — как любовь к театру. Последние два эпизода сплетаются в один, но что примечательно — это отрывки из спектаклей, которые были ранее в репертуаре «Малого»: «Тёмная сторона Луны» по творчеству группы Pink Floyd и «Однажды я исчез». Эта история про ощущения — Кристина Машевская и Марина Вихрова на английском и русском языках зачитывают текст, в котором слышны звуки, шум толпы, ветра, улицы. Одинокий человек в исполнении Алексея Коршунова надевает классический костюм и становится частью общей системы. Образность и метафоричность отражают само творчество «Малого», который задаёт вопросы и будоражит зрителя на размышления. Надо сказать, что творческий вечер получился достаточно музыкальным. Во многих эпизодах актёры играют на инструментах — Алексей Тимофеев на барабанах, Алексей Коршунов на контрабасе и Марина Вихрова на виолончели и гитаре совместно с вокалисткой Татьяной Бобровой, которая также написала музыкальное сопровождение ко всему юбилейному вечеру. Новгородский театр для детей и молодёжи «Малый» сохранил в юбилее дух своих творческих постановок: местами это звучит весело и беззаботно, а временами серьёзно, грустно и даже жёстко. Этот вечер показал оригинальные ходы — соединение классических постановок, наброски новых спектаклей, сценарий от нейросети. Надежда Алексеева сыграла на жанровом разнообразии — за два часа зритель услышал и прозу второй половины XX века, и классическую поэзию серебряного века и совершил путешествие в будущее, где текст пишет уже искусственный интеллект. И несмотря на то, что «Малому» театру уже целых 35 лет, впереди ещё много нереализованных идей и сюжетов, которые можно соединить в единый вечер творчества. К слову, уже 14 апреля театр отправится на гастроли — новгородская труппа откроет Национальную премию и фестиваль «Арлекин» спектаклем «Зима, когда я вырос» в Санкт-Петербурге. А с 25 по 29 апреля в Великом Новгороде пройдёт 18 Международный театральный фестиваль «Царь-Сказка», самый долгожданный проект театра. Фото: Марина Воробьёва.

Источник: 53 новости


Комментарии

Добавить комментарий

Ваше имяимя (ник) для отображения
E-mailне показывается на сайте
Комментарий
Введите код  цифры кода

Новости - Календарь
ПНВТСРЧТПТСБВС
010203040506
07080910111213
14151617181920
21222324252627
282930
Реклама


Новости по годам

2025

январь, февраль, март, апрель,

2024

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2023

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2022

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2021

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2020

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2019

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2018

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2017

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2016

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2015

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2014

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2013

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2012

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2011

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2010

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь