11 апреля 2025 год, 13:36 - Общество
Вчера, 10 апреля, в Гуманитарном институте Новгородского Государственного Университета прошла заключительная в этом учебном году лекция цикла «Вечера в Антоново». Доцент кафедры филологии Наталья Иванова прочитала материал «Левитан и Чехов: история одной дружбы» к 165-летним юбилеям художника и писателя. По большей части филолог сделала акцент на биографии и творчестве Исаака Левитана, но при постоянных упоминаниях его дружбы с великим русским писателем Антоном Чеховым, с рассказом о том, как два гения влияли друг на друга. Художник прославил свое имя пейзажами, талант к которым он возымел еще в раннем возрасте. «В 1876 году Исаак Левитан знакомится с художником Алексеем Саврасовым, который высмотрел в нём пейзажиста и талантливого ученика. У Исаака Левитана появляется необыкновенная любовь к родной природе, вплоть до поклонения, страсти и слез. Он начинается выставляться. В частности, хочется отметить работу «Солнечный день». В ней уже есть невероятные краски и яркость, чувствуется радость в этой картине», — отметила Наталья Иванова. По словам лектора, Исаак Левитан подружился с Антоном Чеховым в начале 1880-х. Художник рисует портрет писателя, вместе они охотятся и ловят рыбу. Исаак Левитан пишет пейзаж «Река Истра». Затем он подарит её Антону Чехову, с которой тот никогда не расстанется. Сегодня она экспонируется в кабинете писателя в Ялте. Но дружба двух российских талантов не всегда была безоблачной. В 1892 году Антон Чехов выпускает рассказ «Попрыгунья», который московское общество восприняло как пасквиль на Исаака Левитана и его возлюбленную Софью Кувшинникову — к слову, тоже художницу, картины которой можно найти в Третьяковской галерее. «Дело было не только во внешнем сходстве: в рассказе дама пишет красками, муж у нее доктор, общается с художником. Были еще и детали из личных диалогов и жестов Софьи Кувшинниковой. Впоследствии Исаак Левитан даже пытался вызвать Антона Чехова на дуэль. Писатель тоже обиделся. Он всячески отрицал какое-либо сходство и с недоумением писал письма о том, как люди узнали себя в таких далеких от них персонажах. После этого на три года их дружба прекратилась», — рассказала лектор. Но все же их дружба вновь обретает жизнь. Антон Чехов эмоционально поддерживал художника, который часто страдал депрессиями и перепадами настроения. В какой-то момент Левитан даже пытался убить себя из-за тяжелой семейной ситуации. К жизни живописца вернул именно писатель, который приехал и успокоил друга. Но дружбе оставалось не так много времени. В 1896 году Исаак Левитан узнает о своей тяжелой болезни сердца. Он умирает в 1900 году, не дожив немного до своего 40-летия. За свою творческую судьбу он написал более тысячи картин, часть из которых выкупил Павел Третьяков для своей галереи. Доцент кафедры филологии уделила много внимания картинам художника. Но прежде чем перейти к описаниям творений, хочется привести слова Натальи Ивановой о методах построения картин Исаака Левитана при написании пейзажей: «Когда он писал с натуры, то не все время на пленэре. У него была феноменальная память, позволявшая дорабатывать в мастерской. Когда у Левитана появлялась необходимость поставить какой-либо объект в картине, то он запросто воспроизводил сюжеты. Мы при посещении мест пейзажей Левитана находили церковь на картине, которая на самом деле стояла в другом месте. Его работы требуют медленного рассматривания. Они не ошеломляют глаз, скромны и очень точны. Чем дольше ты вглядываешься в них, тем милее становятся тишина и волжские просторы». Как отметила Наталья Иванова, самой философская картина Исаака Левитана — «Над вечным покоем». Художник создает ее летом 1894 года, когда живет в Тверской губернии в имении Ушаковых на озерах Островно и Удомля. «Самая необыкновенная картина Исаака Левитана. Это философское размышление художника о жизни и смерти; о том, что есть человек перед ликом вечности. Картина стала синтезом предыдущих великолепных работ «В омуте», «Владимирка» и «Тихая обитель». Зрителя захватывает вода и небо, как будто разворачивается мысль о быстротечности жизнь. Мы видим церковь, стоящую рядом с кладбищем с покосившимися крестами и заброшенными могилами. И это, словно, вся человеческая жизнь в одном кадре. Полет души над бескрайней землей, над тяжелым небом. И в этом промежутке — между землей и небом — проходит жизнь человека со страстями, невзгодами, поиском ответов на все важные вопросы», — подчеркнула лектор. Наталья Иванова описала много картин художника, но мы остановимся только еще на одной — «Владимирка», настроение которой перекликается и в одном из произведений Антона Чехова. После ссоры с писателем Исаак Левитан вместе с Софьей Кувшинниковой поехали во Владимирскую губернию. Однажды возвращаясь с охоты, они заметили широкую дорогу — Владимирский тракт. Ту самую дорогу, по которой тысячи людей шли на каторгу и ссылку в Сибирь. Уже на другой день Левитан пришел туда с красками и холстом. Он написал исторический русский пейзаж за несколько походов. «Это проявление гражданской позиции Исаака Левитана. Сочувствие несчастным и убогим. Он воссоздает удивительные ощущения тоски и печали. У этого пейзажа единое настроение. При этом Левитан не пишет на картине ссыльных. Он дает пейзажу высказать человеческие страдания И есть такое же произведение у Антона Чехова — «Остров Сахалин». Как будто два друга отразили свою эпоху такими творениями», — объяснила лектор. Хоть лекции в рамках «Вечеров в Антоново» этой весной закончились, но в Гуманитарном институте НовГУ планы знакомства аудитории с миром прекрасного касаются всего апреля. Подробнее о них рассказал исполняющий обязанности директора учреждения Даниил Крапчунов: «12 апреля в 13:00 пройдет лекция председателя комитета культуры администрации Великого Новгорода Константина Хиврича «Великий Новгород — Родина России. Историко-культурное наследие как фактор развития «за» и «против». 18 апреля в 15:00 состоится лекция об истории антиковедения. В этот же день замдиректора Института мировой литературы имени Максима Горького Анна Плотникова расскажет о многоликом Горьком. С 25 по 29 апреля в городе пройдет 18 Международный театральный фестиваль «Царь-Сказка», в рамках которого пройдут три лекции в Гуманитарном институте НовГУ. В частности, 25 апреля в 12:00 будет представлена тема «Звук. Невидимое влияние». 28 апреля в 12:00 лекцию «Театр без человека: автоматы и роботы ИИ» прочитает театровед Алексей Гончаренко. А 29 апреля в это же время — «Как не убить живое в оригинале». Популярный автор книг для детей и редактор издательства «Самокат» Ася Кравченко и российский детский писатель, педагог и переводчик Наталья Волкова расскажут, как перевести драматургию с иностранного на русский без потери живого языка». Ранее Наталья Иванова стала гостьей подкаста «53 новостей», в котором она рассказала о своем любимом писателе — о Чехове. Полную версию можно прослушать здесь: Кроме того, «53 новости» сообщали о том, что первую встречу Наталья Иванова посвятила теме «Достоевский и Новгород», а вторую — биографии Антона Чехова и анализу его рассказа «Толстый и тонкий». Затем доцент кафедры филологии познакомила аудиторию с темой этикета в жизни самого Антона Павловича, его девушкам и анализу произведения «Ионыч». Также один из вечеров проводил старший научный сотрудник Центра археологических исследований, старший преподаватель кафедры истории России и археологии Кирилл Самойлов. Он рассказал о самой трогательной находке на раскопках в Старой Руссе. Фото автора; открытые источники.
Источник: 53 новости